Наконец‑то пересеклись на гастролях с Шаей Гиссером. И сразу — фантастическая история.
Подходит к нам женщина. Соблюдающая. Обращается к Гиссеру:
— Вы меня, конечно, не помните. Мы познакомились в Ладисполи. Но вы наверняка помните моего сына. Ему тогда было 15. До вас нами плотно занимались миссионеры. Раздавали библии и т. д. И вот после этого вы давали урок о Хануке. И задали вопрос: «Что символизирует оливковое масло, которое мы используем для ханукальных свечей?». Сын поднял руку: «Может быть, то, что ноги спасителя перед тем, как его сняли с креста, смазали оливковым маслом?». И вы ему ответили: «Сынок, сотни поколений твоих предков только что перевернулись в гробу!».
* * *
На американском шабатоне, встретившись со старыми друзьями, много ностальгировали. И я вспомнил эпизод из общения с человеком, оказавшим на меня огромное влияние.
Один из марьинорощинских стариков — реб Ехил. Человек невероятной скромности, тактичности. Много раз я слышал, как ему, «томиму», ученику легендарного реб Шлоймо‑Хаима Кесельмана, знатоку Тании, гости задавали вопрос: «Вы хасид?». И он неизменно отвечал: «Я?! Нет, конечно». Мне это очень нравилось. И вот однажды при нем меня американские гости спросили: «Ты хасид?». Я быстро ответил: «Я?! Хас ве‑шолойм» (Упаси Господь!») Реб Ехил посмотрел на меня так, что я съежился: «Никогда так не говори». Я был потрясен: «Так вы же так всегда отвечаете на этот вопрос!». Реб Ехил посмотрел на меня с возмущенным удивлением: «Никогда я не говорил «Хас ве‑шолойм»!»
* * *
Ну что вам сказать? Был мне знак.
Я езжу на эти семинары, конечно. Но чувства у меня всегда смешанные. Может ли быть результат от таких пикников? Дай ответ. Не дает ответа.
И вот в шабес на «русском» шабатоне в штате Коннектикут я оказался за одним столом с примечательной семьей. Жена главы семьи, увы, приболела, так что он был с сыном, беременной невесткой и их двумя детьми. Молодая часть семьи — религиозная. И вот, разговорившись с ними, я быстро узнал, что молодые познакомились… на шабатоне 6 лет назад. Занавес. Больше вопросов не имеем.