В последнее время в еврейском сообществе развернулась живая дискуссия о том, какая ответственность лежит на раввинах, когда люди попадают в сложные обстоятельства. Сперва обсуждали роль раввинов в условиях эпидемии, теперь речь идет уже и о более прискорбных событиях. Должен с радостью сообщить, что раввины Хабада и посланники Ребе остаются на своих местах и продолжают помогать людям.
Как выбрать свое место? Надо ли оставаться на нем любой ценой или в какой‑то ситуации правильнее уехать в более спокойные края? Для раввина здесь проблема особой важности: ведь он отвечает за всю общину, за всю большую еврейскую семью.
Помню историю, которая случилась с главным раввином Южной Африки в то время, когда эта страна стояла на пороге гражданской войны. Опасаясь за свою семью, он решил уехать в Израиль. Но тут получил письмо от Ребе с настоятельной просьбой оставаться на месте: «Ты нужен общине!» Дочь раввина сумела связаться с Ребе в Нью‑Йорке и начала рассказывать ему, в какой тяжелой обстановке приходится работать ее отцу. Ребе объяснил ей, что покинуть свою общину из‑за тяжелой обстановки — это самое худшее для раввина. Для раввина самореализация — это помогать членам общины. Что ему делать в Израиле, без общины? В его жизни исчезнет главное — цель!
Именно об этом наша сегодняшняя мишна. Интересно, что она оформлена не как поучение, а в виде притчи. Рабби Йосе бен Кисма рассказывает: «Однажды шел я по дороге, и повстречался мне человек, что приветствовал меня, и я ответил ему приветствием. Он сказал мне: “Рабби, из каких ты мест?” Я ему говорю, что я из большого города мудрецов и книжников. Тогда он сказал: “Рабби, не хочешь ли ты жить с нами в наших местах? Я дам тебе за это тысячу тысяч золотых, драгоценности и жемчуга!” А я ему сказал: даже если бы ты дал мне все деньги на свете, все золото, драгоценности и жемчуга, я буду жить лишь там, где пребывает Тора».
В одной фразе единственно верная мотивация для раввина — а по большому счету и для любого еврея! Тебе могут предлагать самые привлекательные условия, но эти условия ты можешь принять, только если в твоей жизни есть главное — наша Тора, наша священная миссия.
Недавно у меня была беседа с одним спонсором, который объяснил, почему он предпочитает помогать именно Хабаду. Этот человек захотел создать общину в своем родном городе, обратился к нескольким раввинам, они стали спрашивать о зарплате, пенсии, медицинском страховании… Когда же он пришел к хасидскому раввину, у того нашелся лишь один вопрос: когда выезжать?..
Обратите внимание, как в мишне формулируется предложение раввину переехать на новое место: не просто «жить в наших краях», а «жить с нами в наших краях». Имеется в виду «жить, как мы», «жить по нашим законам». Для кого‑то это, возможно, вполне нормальное условие, но только не для раввина. Автор мишны недаром говорит, что он «из города мудрецов и книжников»: это значит, что он хорошо делал свою работу, и в его городе не только раввин живет по Торе, но и остальные жители, которые с помощью раввина стали «мудрецами и книжниками», то есть знатоками святых книг! Что ему делать в местах, где готовы платить большие деньги, но не готовы совершенствоваться сами? Раввин не популист, тем более не политик, его задача — не «жить, как все», а поднимать всех выше. Стремиться к тому, чтобы его ученики превзошли своего учителя, встали ближе к Б‑гу: давать, а не получать!
Конечно, никто, в том числе раввин, не откажется получать хорошую зарплату и жить в комфортных условиях. Тем более никто не откажется от уважения людей за свой труд. Но не это главное. Мы, хасиды, в работе раввина видим прежде всего миссию служения Б‑гу; задача раввина — не только самому хорошо служить, но и подвигнуть других к служению. Не только самому быть знатоком Торы, но и других направлять по пути Торы. Для раввина комфорт — это не мягкие подушки, а чистые души! И ради этой чистоты надо быть готовым преодолевать любые трудности.
А трудностей на жизненном пути всегда хватает. Но зато и перспективы наполняют радостью. Вторая часть нашей мишны приводит целый ряд цитат из святых книг о том, почему жить надо только «там, где пребывает Тора». Тора — единственное, что можно получить навсегда, на всю земную жизнь и на грядущую вечность. В нашем нестабильном мире может случиться так, что человек лишается всего имущества — но никто не сможет отнять у него полученную мудрость Торы. И уходя из этого мира, мы сможем взять с собой только Тору и добрые дела, совершаемые благодаря мудрости Торы.
Возвращаясь к вопросу о миссии раввина в нынешней сложной обстановке, надо прежде всего сказать, что эта миссия заключается не в политике, а в служении Б‑гу — то есть в служении людям так, как того хочет Б‑г. Раввин должен в любой ситуации быть с людьми, чтобы передавать им вечные ценности, мудрость Торы, Б‑жественный закон.