Слово раввина

Найти Тору — держаться за Тору — жить благодаря Торе

Берл Лазар 25 мая 2022
Поделиться

Жизнь человека сложна. В ней множество трудностей, и порой случаются настоящие кризисы. Мы это хорошо почувствовали в последние два года, когда коронавирус разрушил все наши планы и серьезно ограничил возможности. Раз за разом мы надеялись, что вот уже идут перемены — а это был лишь новый этап пандемии, с новыми угрозами и ограничениями. Постоянные стрессы, волнения, неуверенность в завтрашнем дне, страх за родных и близких — все это давило, снижало возможность сопротивляться. А только возник на горизонте конец эпидемии — заговорили пушки. И снова мы спрашивали себя: откуда взять силы, чтобы преодолеть свалившиеся на нас испытания?..

Как раз об этом наша сегодняшняя мишна: «Велика Тора, ибо дает она жизнь тем, кто совершает ее в этом мире и в Мире грядущем…» И дальше идет целый набор цитат из святых книг: «Слова Торы суть жизнь для того, кто нашел их, и для плоти его исцеление»; «Древо жизни она для тех, кто держится ее, и счастлив тот, кто ее поддерживает»; «Ибо во мне умножатся дни твои, и годы жизни твоей продлятся»; «Справа от нее долголетие, слева от нее богатство и почет»…

С одной стороны, мысль простая и понятная: опирайся на Тору, живи по Торе, и это придаст тебе сил в любой жизненной ситуации. С другой, как‑то странно эта мысль выражена. Почему «совершает Тору», а не «изучает Тору»? Что значит «найти слова Торы»? Ведь раскрыл книгу — и вот они!.. Как можно «держаться» за Тору? И даже если это еще можно понять, то как ее «поддерживать» — точно загадка… Да и обещания, приведенные в мишне, кажутся не вполне обоснованными: нередко бывает, что человек всю жизнь учит Тору, но при этом не обретает ни долголетия, ни богатства, ни почета.

Очевидно, что, помимо лежащего на поверхности, в нашей мишне есть и еще один смысл, более глубокий. Его постижению поможет комментарий Бааль‑Шем‑Това к словам, которые Б‑г сказал Ноаху перед Потопом: «Войди в ковчег».

Зачем были сказаны эти слова? Ведь еще прежде Б‑г велел Ноаху построить ковчег именно для того, чтобы спастись от вод Потопа. Но дело в том, что слово нашего святого языка «тейва», значащее «ковчег», имело в древности дополнительное значение — «слово»: отсюда сохранившееся до наших дней выражение «рашей тейвот» («аббревиатура»). «Ковчег слов» — это Тора, дающая спасение. Когда вокруг тебя потоп, единственно верный путь — войти в ковчег для спасения тела и найти слова Торы, «войти в ковчег слов» — для спасения души.

В этом же контексте мишна упоминает «древо жизни для тех, кто держится». Повторимся, жизнь наша полна проблем и кризисов, в этом смысле ее вполне можно уподобить потопу. А при наводнении надо за что‑то держаться, чтобы не утонуть. Раз Тора есть «древо жизни» — мы держимся за нее, дабы выжить в любых испытаниях.

Поэтому мишна говорит о «совершении Торы», а не просто о ее изучении. Тора — не только знание, она прежде всего путь жизни, понимание того, зачем мы живем, какова наша миссия в этом мире, как достичь целей, которые перед нами ставит Б‑г. Это не только и не столько учеба: это прежде всего дела, которые мы совершаем на основе Торы. Это исполнение заповедей, любовь к ближнему, улучшение окружающего мира. «Учить Тору» — значит не просто сидеть за книгами, но трудиться, раскрывать тайные смыслы Торы, находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Ежедневно и ежечасно делом доказывать, что живешь по Торе, что «нашел Тору» как единственный правильный жизненный путь.

В Талмуде сказано: «Если человек говорит: “Я старался, но не нашел” или “Я не старался, а нашел” — не верь ему. Только тот, кто старается, находит».

Если же обстоятельства жизни складываются так, что человек не имеет возможности учить Тору, он должен помогать другим — тем, кто учит. Об этом слова «и поддерживающие будут счастливы». Мы знаем историю братьев Звулуна и Иссахара, сыновей праотца Яакова. Звулун занимался торговлей, чтобы содержать семью, плавал по морю, перевозя всевозможные товары. При такой жизни за книгами не посидишь. Звулун договорился со своим братом Иссахаром, что будет его кормить, только чтобы тот сидел и учил Тору: доход пополам и заслуги пополам! Наша традиция этот договор признаёт: ведь Звулун, не имея возможности приобретать правильные знания, совершил праведное дело — «нашел Тору» через брата.

Это и значит «совершать Тору», «находить Тору», «держаться за Тору» и «поддерживать Тору». Все это вместе превращает наше существование в этом мире в настоящую жизнь, а не просто в выживание. С Торой есть цель, миссия, знание пути: соответственно есть вера, уверенность и оптимизм. С Торой мы, слава Б‑гу, преодолели эпидемию, с Торой мы, даст Б‑г, придем и к подлинному миру.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Радость обретения знаний

Чтобы стать священнослужителем, надо принадлежать к роду коэнов: это, опять же, от человека не зависит. А чтобы приобрести Тору, человек должен вкладывать, вкладывать и вкладывать: время, силы, душу. Все время инвестировать, трудиться. Зато и результат выше: приобретая мудрость, человек изменяется сам, учится видеть красоту окружающего мира, развивает душу.

Не в деньгах счастье

Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».

Жить для себя, а не на публику

«Учить Тору ради Торы» означает, что цель жизни — набираться мудрости, а не демонстрировать окружающим, какой ты мудрый. Жить, чтобы развивать себя, а не свой имидж. Человек, у которого такая жизненная установка, не нуждается в награде: он хочет поступать правильно, потому что знает, что это правильно. В результате он получает реальную награду — жизнь, полную смысла, уважение от людей, покой души, приближение к Б‑гу.