Послания Любавичского Ребе

Бо: знак у входа в дом

31 января 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

В главе «Бо» среди прочего рассказывается о десятой из «казней египетских» — об эпидемии среди первенцев. Эта казнь единственная, до исполнения которой Всевышний заповедовал евреям пометить свои дома отличительными знаками — кровью обрезания и кровью пасхальной жертвы: «И пусть возьмут крови его, и нанесут на оба косяка и на притолоку в домах… И пройду Я по стране египетской в ту ночь, и поражу всякого первенца в стране египетской, от человека до животного, и над всеми божествами Египта совершу расправу, Я — Б-г!» (Шмойс, 12:7,12). И дополнительный приказ получили евреи: «…вы же не выходите за двери дома своего до утра» (Шмойс, 12:22). Мидраш объясняет, почему во время Б-жьей кары египтянам евреи должны принимать особые меры, чтобы их она не коснулась: «Когда ангелу смерти даны полномочия — он не разбирает между праведными и злодеями».

Но ведь и во время предыдущих казней были «ангелу смерти даны полномочия». Почему же тогда не было необходимости в принятии особых мер для защиты детей Израиля?

Надо учесть разницу между казнями первенцев и остальными казнями. О первых девяти нельзя сказать, что ангел смерти обладал тогда всеми полномочиями. Во всех этих казнях были установлены очень строгие ограничения ущерба и способов его нанесения. В казни же первенцев ангел смерти получил право убить всех первенцев любыми способами.

Существовало еще одно, более серьезное отличие: целью всех казней, кроме десятой, было оповестить бунтовщиков, что «Я — Б-г» (доказательства этого евреям не требовалось), последняя же, десятая, казнь преследовала цель наказать и уничтожить. А уж наказывать было за что и евреев. Они, как и египтяне, грешили идолопоклонством и совершали все остальные грехи «в тридцати девяти вратах нечистоты». Поэтому им был необходим отличительный знак, чтобы ангел смерти не переусердствовал.

Но как этот знак мог изменить тяжелый приговор? Хасидизм объясняет, что казнь первенцев совершалась «мечом самого Б-га». И именно в тот момент, когда сама Сущность вмешалась в порядок вещей, пробудилась и открылась сущностная любовь Всевышнего к Своему народу, отцовская любовь. Она сохраняется вне всяких условий и обстоятельств, не угасает даже в случаях отрицательного поведения сына.

Особый знак у входа в дом еврея служил напоминанием об особых отношениях его со Всевышним. Моля Небесного Отца о такой безграничной, лежащей вне разума любви, евреи и сами совершали поступки в высшей степени самоотверженные, неразумные. Ведь овца, служившая пасхальной жертвой, являлась египетским божеством, и было крайне опасно на глазах у египтян возносить ее открыто, публично в жертву, тем более — отмечать косяки своих домов ее кровью. Когда же сыны Израиля, невзирая ни на какие доводы  разума, исполнили эту волю Всевышнего, Он, отвергнув все разумные доводы, спас Свой народ.

И мы сейчас находимся в положении, аналогичном тому, в котором пребывали наши предки перед Исходом из Египта. Мы верим, что очень скоро наступит Великий Исход и грядет освобождение. В такие времена мы должны брать пример с поколения Исхода, выполнять волю Всевышнего даже тогда, когда она нам непонятна.

(Опубликовано в № 81, январь 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Бо: Неопределенный срок заключения

Сколько лет сыны Израиля находились в египетском рабстве, и как из семидесяти человек, пришедших в Египет, к моменту Исхода получился целый народ? Ответы на эти и другие вопросы в недельной главе Бо ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Недельная глава «Бо». Далекий горизонт

Вот урок, который многие культуры не сумели выучить даже по прошествии трех тысячелетий. Революции, бунты и гражданские войны все еще случаются, и люди пребывают в уверенности, что свержение тирана или демократические выборы позволят покончить с коррупцией, обрести свободу и построить правовое государство, живущее по закону. И всякий раз люди бывают удивлены и разочарованы, когда этого не происходит, а происходит лишь смена лиц в коридорах власти.

Уроки Торы I. Бо

Десятая казнь — смерть египетских первенцев — от предыдущих девяти отличается, во‑первых, тем, что названо ее точное время («около полуночи»), а во‑вторых, евреям пришлось принять меры предосторожности, чтобы самим не пострадать: оставаться дома, начертав некий знак на дверных косяках. Ребе объясняет особенности десятой казни, указывающие, как выясняется, путь, который приведет нас к окончательному освобождению — наступлению эры Машиаха.