«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»
Продолжение. Начало в № 10–11 (342–343)
Понятие информационного пространства
В современной науке имеется много примеров пространств‑состояний, в которых происходит эволюция тех или иных физических систем.
Например, в классической механике каждая частица имеет три пространственные координаты и три координаты импульса. Таким образом, эволюцию одной частицы можно описать в шестимерном базовом пространстве состояния. Соответственно, если мы имеем дело с ансамблем из n‑частиц, то эволюция этого ансамбля описывается в 6n‑мерном фазовом пространстве состояния.
В квантовой механике для описания эволюции систем вводится бесконечномерное пространство Гилберта, в котором состояние квантовой системы описывается точкой, являющейся окончанием вектора, и рассматриваются проекции векторов на оси измерений.
Информационное пространство представляется нам гораздо более сложным и многообразным, чем физические пространства‑состояния. Полагаем, в него должны входить пространственно‑временные измерения, измерения, описывающие наше ментальное состояние, память, знания, наши отношения с окружающим миром — в том числе с другими людьми и с Б‑гом.
Также информационное пространство должно включать в себя области семантики и генетической информации.
Современная наука приходит к пониманию необходимости описания эволюции систем в информационном пространстве. Так, вариант модели информационного пространства для описания эволюции биологических систем был предложен Хаммингом. Идея Хамминга заключалась в представлении информационного пространства в виде n‑мерного куба, вершины которого расположены в последовательности цифр, характеризующих ту или иную информацию.
Размерность информационного пространства
По аналогии со специальной теорией относительности эволюцию Творения и, в частности, человека — или человечества — можно представить в виде информационных «мировых линий».
Таким образом, если эволюцию одного человека можно описать в n‑мерном информационном пространстве, то эволюцию группы людей, состоящей из N человек, можно описать в информационном пространстве с размерностью n*N.
Мы не можем ответить на вопрос, какова размерность информационного пространства в абсолютном выражении. Очевидно, что она огромна. С уверенностью можно сказать, что размерность информационного пространства не является постоянной величиной. Но мы можем проследить относительные изменения размерности информационного пространства в процессе эволюции Творения.
1) Цимцум. Как уже отмечалось, на третьей стадии процесса цимцум был направлен луч (кав) «конечного размера», который своей верхней частью соприкасался с бесконечным светом Эйн‑соф. В то же время его нижняя часть как бы зависала в созданном информационном пространстве. Мы считаем, что луч демонстрировал собой первую и самую главную размерность информационного пространства и всего Творения — степени сокрытия информации об экспрессии Всевышнего. Верхний конец луча символизировал отсутствие сокрытия, в то время как нижний конец демонстрировал максимальное сокрытие. Так в процессе цимцум была задана «длина Творения».
2) Шесть дней Творения. Согласно каббале информации, Всевышний вначале сотворил информацию — и в течение шести дней формировал ее. Таким образом, в процессе шести дней Творения размерность информационного пространства непрерывно возрастала.
3) Грех Адама. В результате получения запрещенной информации в информационном пространстве человека появились измерения добра и зла. Таким образом общая размерность информационного пространства значительно увеличилась.
4) В результате многочисленных грехов допотопного поколения многократно возросло количество измерений зла в информационном пространстве Творения. Уничтожив поколение Потопа, Всевышний значительно сократил количество измерений в информационном пространстве.
5) Ноаху и его сыновьям были даны семь законов, предписывающих правила поведения. Этими законами выделялась определенная область в информационном пространстве, эволюция внутри которой должна была стать положительной для человечества. Результатом нарушения этих законов являлся выход мировой «информационной линии» в область измерений зла.
6) Вавилонская башня. Вследствие греховных устремлений строителей Вавилонской башни Всевышний смешал их языки, лишив возможности информационного обмена и координированной эволюции в информационном пространстве. Размерность информационного пространства была увеличена соразмерно количеству новых языков.
7) Дарование Торы. Заповеди Торы очерчивают в информационном пространстве ту область эволюции, в которой отсутствуют проекции на измерения зла.
8) Тикун («Исправление»). Согласно иудаизму, нашей задачей является приведение информационного пространства в состояние, близкое к его состоянию до грехопадения Адама.
Из описания эволюции информационного пространства можно сделать следующие выводы.
1) До грехопадения Адама Всевышний сформировал информационное пространство, необходимое для эволюции человечества.
2) В результате грехопадения в информационное пространство были привнесены многочисленные измерения зла.
3) Последующими действиями (уничтожение поколения Потопа, законы Ноаха, дарование Торы) Всевышний создавал для эволюции человечества такую зону в информационном пространстве, в которой отсутствовали проекции на измерения зла. Соответственно, размерность этой зоны была значительно меньше, чем общая размерность информационного пространства.
4) Исключением из парадигмы являются события, связанные со строителями Вавилонской башни. Люди были разъединены, и количество измерений в информационном пространстве увеличилось. Этот вопрос требует объяснения, так как, согласно Торе, любое разъединение (кроме разъединения со злом) не является хорошим. Почему Всевышний вынужден был пойти на этот шаг?
В Торе (глава «Ноах») читаем: «И сказал Авайе: “Они один народ, и они все имеют один язык. И вот что они собираются сделать”». Очевидно, Всевышний вынужден был рассеять людей, так как они намеревались сотворить зло. Но существует важный урок, который мы должны извлечь из этих событий: их описание является подтверждением положения о том, что человеку (или объединенному человечеству) дана огромная власть над Творением — как в области добра, так и в области зла. Если Всевышний вынужден был пойти на рассеяние людей, значит, на тот момент человечество оказалось неготово к совершению актов коллективного добра.
5) Области в информационном пространстве, которые Всевышний установил для эволюции человечества (законы Торы и законы Ноаха), отличаются от других областей в информационном пространстве порядком, то есть структурой отношений между людьми и Всевышним и людей между собой.
В науке такие явления, при которых изменяется порядок, называются фазовыми переходами: как, например, переход из газа в жидкость и из жидкости в твердое тело. Фазовые переходы сопровождаются изменениями симметрии и энтропии. В частности, при фазовом переходе по цепочке газ‑жидкость‑твердое тело происходит понижение симметрии и снижение энтропии (то есть возможного количества состояний).
Точно так же, по аналогии, переход человека из общего информационного пространства в зоны, ограниченные законами Торы и Ноаха, можно условно представить как «фазовый» переход. Зона в информационном пространстве, ограниченная законами Торы и Ноаха, отличается от остального информационного пространства большей степенью порядка и меньшей энтропией (уменьшенным количеством возможных состояний). В соответствии со Вторым законом термодинамики, который имеет универсальный характер, поддержание системы в состоянии низкой энтропии (по отношению к окружающей среде) требует совершения постоянной работы. Точно так же человек для перехода в зону информационного пространства, ограниченную законами Торы и Ноаха, должен совершить над собой огромную работу — и продолжать совершать ее, находясь в этой зоне.
За пределы Вселенной
Каббала информации способна дать ответы на многие нерешенные вопросы физики пространства и времени.
Как уже отмечалось, теория относительности имеет дело с понятием времени, определяемым световыми сигналами. При этом теория относительности не отвечает на следующие вопросы:
1) Существует ли абсолютное время?
2) В чем заключается особенность понятия «сейчас»?
3) Какова структура пространства и времени?
4) Обратимо ли время?
5) Что такое «внутреннее время»?
Мы попытаемся найти ответы на поставленные вопросы с точки зрения каббалы информации.
И был вечер, и было утро
Рассматривая вопрос размерности информационного пространства, мы не касались измерения, в соответствии с которым происходит эволюция информационного пространства и определяется последовательность событий.
Очевидно, что это измерение должно быть абсолютным для всего Творения. Чтобы понять, каково оно, обратимся к источникам:
1) Цимцум представляет нам последовательность событий: сокрытие информации о Всевышнем и последующая эманация луча конечной длины, который нес в себе информацию обо всем Творении.
2) Пророчество Йехезкеля. В своем видении пророк видел ангелов (хайот), бегущих и возвращающихся.
3) В первом стихе книги «Сефер Йецира» читаем:
«С помощью тридцати двух мистических путей мудрости [Он] выгравировал Й‑х, Г‑сподь Воинств, Б‑г Израиля, Живой Б‑г, Царь Вселенной, Эль Шадай, Милосердный и Милостивый, Высокий и Возвышенный, Живущий в Вечности, чье имя — Святой, Возвышенный и Святой».
Все приведенные имена Всевышнего соответствуют определенным сфирот и характеризуют Его выражение в Творении. В комментариях к книге «Сефер Йецира» Арье Каплан справедливо указывает на то, что приведенная в этом стихе последовательность имен Всевышнего соответствует движению по дереву сфирот сверху вниз и обратно.
4) Также в книге «Сефер Йецира» читаем: «и по Его слову они [сфирот] бегут и возвращаются».
5) Тора. Описание каждого дня Творения завершается фразой: «И был вечер, и было утро». В своих комментариях Алтер Ребе указывал: данная фраза является описанием процесса цимцум. Из Торы мы видим, что все информационные события очередного дня Творения происходили в период с утра до вечера, а в период с вечера до утра не происходило ничего.
Из этих примеров можно сделать вывод, что Творение имеет пульсирующий характер, заключающийся в абсолютных и равномерных информационных пульсациях. Информационные пульсации имеют следующие функции:
1) Определяют абсолютное время.
2) Создают и поддерживают состояние информационного пространства, то есть всего Творения.
Наполнение информационного пространства содержанием (контентом) определяется нашими действиями и Б‑жественным провидением. Из чего следует, что каждая пульсация переносит определенное количество информации.
Важно отметить: количество информации, переносимой пульсациями, непостоянно в процессах эволюции и Творения.
В первые шесть дней Творения количество переносимой информации было огромным. На это намекает фраза из главы «Берешит»: «И завершены были небо и земля и все их воинство. И Б‑г завершил на седьмой день Его работу, которую Он делал, и Он отдыхал».
После семи дней Творение перешло в режим поддержания и Б‑жественного провидения. Контент начал создаваться человеком.
Информационное содержание пульсаций увеличивается также в режиме «чудес» (см. нашу статью: Чудеса и демон Максвелла), поскольку для совершения чуда требуется переработка значительного количества дополнительной информации.
Можно сделать вывод, что пульсации определяют абсолютное время, о котором говорил Исаак Ньютон (в каббале оно называется «седер змоним»). Пульсации абсолютны и пронизывают все Творение, начиная от процесса цимцум и заканчивая нашим миром Асия.
Пятое измерение
Согласно специальной теории относительности, пространство‑время является четырехмерным. Абсолютное время (пульсации) можно представить как пятое измерение, по которому движется пространство‑время в целом. При этом следует ввести формулу, описывающую изменение относительного времени по отношению к абсолютному.
Вопрос о скорости изменения относительного времени являлся предметом обсуждения в философии и в науке. Можно условно выделить три позиции:
1) Ричард Прайс считал идею скорости времени абсурдной, так как размерность числителя и знаменателя одинакова и их отношение представляет собой просто число без размерности.
2) Тим Модлин придерживался противоположной точки зрения. В своем ответе Прайсу он привел следующий пример: справедливый курс обмена доллара к самому себе должен быть 1 доллар на 1 доллар. Модлин пишет: «Если вы считаете этот пример бессмысленным, представьте себе вашу реакцию, если вам предложат поменять доллар по отношению к самому себе по другому курсу».
3) Позиция каббалы информации. Скорость измерения времени не является числом безразмерным, так как в числителе мы имеем размерность относительного времени, а в знаменателе — размерность пульсации абсолютного времени.
В своей книге «Релятивистская квантовая механика» Горовиц рассматривает мысленный эксперимент Эйнштейна, который заключается в следующем: представим себе систему отсчета F, в которой находятся часы, и систему отсчета F1, также с часами, которая движется относительно системы F с некоторой скоростью v. Представим, что сигналы посылаются, согласно часам системы F, в моменты времени t1 и t2 из системы F в систему F1. Эти сигналы принимаются детектором в системе F1 в моменты времени t1‘ и t2‘, согласно часам в системе F1. Соотношение временных интервалов в системе F и F1 определяется формулой:
t1′ − t2′ = t2 − t11 − v2c
Интервал t1 − t2 называется правильным временным интервалом, согласно часам системы F. Интервал, зарегистрированный в движущейся системе F1, называется временем Эйнштейна и соответствует временному интервалу, наблюдаемому в системе F1 для двух событий системы F.
Горовиц также сравнивает временные интервалы для систем, различающихся силой гравитации, и приходит к аналогичному выводу о наличии универсального времени. Свободно падающие часы также идут согласно универсальному времени.
Горовиц делает следующие выводы:
1) Время Эйнштейна определяется в результате измерения сигналов.
2) Должно существовать общее время для всех систем.
То есть Горовиц приходит к выводу, что существует два типа времени: абсолютное (универсальное) время для часов в любой системе, независимое от состояния движения или гравитации, и время, которое является результатом измерения времени наблюдателями (время Эйнштейна).
Согласно каббале информации, вышеозначенное абсолютное (универсальное) время определяется информационными пульсациями.
В качестве иллюстрации скорости изменения времени рассмотрим знаменитый «парадокс близнецов». Если один близнец остается на Земле, а второй улетает на космической ракете и движется со скоростью, близкой к скорости света, то по возвращении на Землю второй близнец обнаружит, что он моложе своего брата, поскольку время для него текло медленнее. Если принять за точку отсчета Землю, то второй близнец движется в этой системе отсчета со скоростью, близкой к скорости света. Если же принять за точку отсчета космическую ракету, то тогда первый близнец движется в этой системе со скоростью, близкой к скорости света. Почему же возникает разница в возрасте?
Существуют различные объяснения «парадокса близнецов», заключающиеся в том, что второй близнец испытывает ускорение, которого не испытывает первый, а также второй близнец при возврате на Землю меняет систему отсчета.
Однако принципиально важно отметить, что в системе абсолютного времени пульсации близнецы стареют одинаково. Разница заключается в скорости измерения относительного времени по отношению к абсолютным пульсациям. Также важно, что внутреннее ощущение времени у обоих близнецов одинаково, и второй близнец никогда не смог бы сказать, что он старел медленнее своего брата, если бы не вернулся на Землю и не увидел это.
Внутреннее время
Как мы помним, основными положениями специальной теории относительности являются принцип относительности Галилея и независимость скорости света в вакууме от выбора системы отсчета. Важнейшим выводом специальной теории относительности является относительность одновременности, то есть отсутствие понятия абсолютного «сейчас» в пространстве‑времени.
В специальной теории относительности понятие «сейчас» определяется регистрацией световых сигналов. Также она имеет дело с абстрактными наблюдателями и не рассматривает психологию человека и его внутреннее ощущение времени (о котором говорил Аристотель).
Ранее мы процитировали диалог Альберта Эйнштейна с философом науки Рудольфом Карнапом. Эйнштейна волновал вопрос уникальности понятия «сейчас» не в рамках регистрации световых сигналов, а в нашем внутреннем ощущении времени.
Возникает вопрос: какое время мы ощущаем? Ответу на этот вопрос посвящено множество работ в области нейропсихологии.
В мозге человека не обнаружено уникального органа или нейросистемы, ответственной за ощущение времени. В то же время идентифицированы нейросистемы, ответственные за зрение, слух, вкус и тактильность. Не существует свидетельств того, что в результате каких‑либо травм мозга у пациентов происходила потеря чувства времени. В нашем мозге существуют определенные темпоральные структуры, такие как циркадные часы, отвечающие за синхронизацию наших биологических процессов с солнечным циклом, но не отражающие нашего ощущения внутреннего времени.
Большинство ученых‑нейропсихологов склоняются к мысли, что мы ощущаем время Ньютона, а не Эйнштейна, то есть наше внутреннее ощущение времени не зависит от скорости относительного движения и гравитации.
Данное положение подтверждается и примерами из физики.
Как уже отмечалось, в рамках «парадокса близнецов» внутреннее время для обоих близнецов течет одинаково. Аналогичная ситуация происходит возле горизонта событий черной дыры.
Представим себе ситуацию, когда внешний наблюдатель видит процесс прохождения другим наблюдателем горизонта событий. Для внешнего наблюдателя процесс падения второго наблюдателя будет непрерывно замедляться, и он не увидит процесса перехода вторым наблюдателем горизонта событий. В то же время для наблюдателя, проходящего сквозь горизонт черной дыры, ощущение времени не меняется, и он не заметит момента прохождения горизонта.
Из этого следуют выводы:
1) Наше внутреннее ощущение времени не зависит от регистрации световых сигналов и гравитации и соответствует информационным пульсациям, пронизывающим все Творение, то есть оно является абсолютным.
2) Наше ощущение внутреннего времени как информационной пульсации формируется не в мозге, а в нашем сознании, которое, в свою очередь, находится в душе человека.
3) Из первых двух положений следует, что факт независимости ощущения внутреннего времени от физических процессов, происходящих во Вселенной, является косвенным доказательством существования души.
Так что же такое уникальный момент «сейчас», который так волновал Альберта Эйнштейна? Для ответа на этот вопрос вернемся к понятию «информационных пульсаций».
Каждая информационная пульсация создает и поддерживает существование информационного пространства и всего, что в нем существует, а также фиксирует все события (контент), которые остаются в «памяти Творения» в неизменном виде.
Этот процесс отражается в нашем сознании. Будущее для нас не определено, но как только оно актуализируется, «сейчас»‑контент фиксируется и становится полностью определенным.
Его можно описать, используя понятие «информационной энтропии», введенное Клодом Шенноном, которое определяется формулой:
E = log2P,
где Е — информационная энтропия Шеннона, которая определяет степень нашей неопределенности, Р — число возможных состояний системы.
Лауреат Нобелевской премии Манфред Эйген описал понятие «информационной энтропии» следующим образом:
«Информационная энтропия — это то, чего мы не знаем, принимая во внимание все то, что мы знаем».
В своей книге «Порядок времени» физик‑теоретик Карло Ровелли написал: «Время — это информация, которой мы не имеем».
Так как будущее не определено, наша информационная энтропия является некоторой положительной величиной. В момент «сейчас» наша информационная энтропия снижается практически до нуля (или до некоторой незначительной величины). Таким образом момент «сейчас» определяется резким снижением информационной энтропии.
Фактически мы являемся «машинами» по снижению информационной энтропии Творения.
Процесс снижения информационной энтропии можно описать с позиции аналогичных измерений в квантовой физике. Будущее представлено нам в виде суперпозиции возможных событий. В результате нашего выбора и Б‑жественного провидения происходит «измерение будущего». Оно фиксируется как‑то однозначно и превращается в прошлое. Таким образом мы являемся наблюдателями‑участниками, измеряющими будущее.