Дом учения: Слово раввина

Злому человеку не дает Г‑сподь веку

Берл Лазар 12 мая 2015
Поделиться

Одна из главных проблем сегодняшнего мира — получивший всеобщее распространение настрой на победу в конкуренции. Да, у этого принципа немало преимуществ, он мобилизует человека и общество, способствует прогрессу. Но у всякой медали есть оборотная сторона: человек, думающий только о том, чтобы «победить», оказаться лучше других, начинает завидовать чужим успехам. А у завистника мало‑помалу переворачивается система ценностей — ему уже даже не так важно самому что‑то получить, сколько чтобы у других этого не было. А как этого добиться? Только разрушая — жизнь ближних и свою собственную.

Как раз об этом наша сегодняшняя мишна из «Пиркей Авот»: «Злой глаз, дурные начала, ненависть к людям — вот что сживает человека со свету».

Поучение принадлежит р. Йеошуа бен‑Хананье, ученику р. Йоханана бен Закая. Мы помним из предыдущих текстов, что этот законоучитель считал самым важным положительным качеством человека «быть хорошим другом». Вполне естественно, что он предостерегает от тех качеств, которые противоположны дружеским отношениям. «Злой глаз» — это завистник, желающий дурного ближнему. Такой человек ненавидит все, что есть у других. «Дурные начала» — это когда человек желает грешить, сам не понимая, зачем ему это нужно. «Ненависть к людям» — то, что в Талмуде называется «беспричинной ненавистью». Короче, речь идет о человеке, который полностью заряжен на негативное восприятие всего окружающего.

Есть объяснение поучения р. Йеошуа, принадлежащее Мааралю из Праги. В каждом творении, учит Маараль, есть добро и зло. Добро — это душа, которую вложил в нас Б‑г, это источник жизни. Когда Б‑г творил мир, о каждом творении было сказано: «И увидел Г‑сподь, что это хорошо». То есть главная цель Б‑га — творить добро. Соответственно, главная наша цель — раскрывать добро внутри себя и внутри каждого живого существа. Но в человеке есть и противоположная сила — наше эго, гордыня, ложное представление о том, что не Б‑г, а я сам источник всех моих успехов и достижений. Именно это пре­увеличенное эго противостоит Б‑жьему добру.

Но это лишь самая базовая идея, заложенная в мишне. Чтобы понять ее второй, более глубокий смысл, надо обратить внимание на порядок следования перечисленных в ней негативных качеств: первым идет «злой глаз», дальше «дурные начала» и только в конце «ненависть к людям». Автор мишны дает понять, что ненависть — следствие желания грешить, а оно, в свою очередь, результат «злого глаза», зависти. Вот путь, которым ни в коем случае нельзя следовать, если не хочешь сам себя сжить со свету.

Что такое «беспричинная ненависть»? На деле причина всегда есть. Если человек ненавидит окружающих — это следствие «дурного начала», преувеличенного эго, выстраивающего порочную логику: «Я прав, я лучше, другой хуже, другой заслуживает ненависти». Как раз об этом говорил Бааль‑Шем‑Тов, перефразируя слова Моше: «Я стою между Б‑гом и вами» (Дварим, 5:5). Когда человек скромный — Б‑г раскрывается в нем, когда он «сам себе главный» — другие ему только мешают.

А откуда тогда берется «дурной инстинкт»? От «злого глаза»! Тот же Бааль‑Шем‑Тов рассказывает притчу о завистнике, который просил друга продать ему дом, а тот отказывался. В конце концов, уступая просьбам, продал маленький чулан, где только и места, что гвоздь забить и пальто повесить. Покупатель начал каждый час ходить в свой чулан: то повесит пальто, то опять наденет. До того надоел, что в конце концов хозяин продал ему весь дом за бесценок! Так же действует и «дурное начало»: оно входит в человека исподволь и постепенно овладевает до такой степени, что человек грешит, сам не понимая зачем. Поэтому в молитве на Йом Кипур мы отдельно просим прощения за грехи, которых сами не осознаём, совершенные «в силу дурного начала».

Таким образом, зависть, «злой глаз» есть первоисточник всего дурного. Недаром наши мудрецы предупреждают: если у человека «злой глаз», под конец он дойдет до ненависти к самым ближним. Ненависть переполняет его, он самому себе все время делает хуже, пока сам себя не сживет со свету.

На этот счет есть притча, которую рассказывал р. Йосеф‑Хаим из Багдада. Был человек со злым глазом, а у соседа его были дурные начала. Призвал их царь и сказал: просите, чего желаете, и я дам; но с одним условием — соседу дам вдвое больше. Тот, у кого были дурные начала, подумал: пусть мой сосед выскажет желание, а мне вдвое достанется. И промолчал. А тот, у кого был злой глаз, сказал: «Повелитель, у меня одно желание: пусть мне вырвут один глаз!»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как зародилась самая древняя ненависть на свете. Недельная глава «Вайеце»

В масштабе Ближнего Востока Израиль представляет собой меньшинство, преуспевание которого бросается в глаза. Меньшинство, поскольку страна это крохотная. Она преуспевает, и это сразу заметно. Малюсенькая страна, у которой почти нет природных ресурсов, каким‑то образом затмила соседей. Это породило зависть, переходящую в ярость, которая, в свою очередь, переросла в ненависть. А началось все еще с Лавана...

«Эту страну ты увидишь издали»: Хаим Вейцман в мае 1948 года

Вейцман, по‑прежнему лежа пластом, продиктовал Риве письмо без единой заминки, без единой поправки, как если бы текст вызрел в его голове давным‑давно. То было лаконичное обращение к мужчинам и женщинам, которые в тот миг в Тель‑Авиве пересекали финишную черту долгой эстафеты еврейской истории и куда более короткого, но многотрудного состязания, выпавшего на долю сионизма. Вейцман напомнил о двух тысячах лет, проведенных еврейским народом в изгнании, похвалил будущее временное правительство и вызвался быть ему полезным...

Первый президент

В новейшей еврейской истории фигура Хаима Вейцмана занимает особое место. Он принадлежит к тем немногочисленным политикам, которые изменили ход истории. Вполне вероятно, что без Вейцмана еврейская история в ХХ столетии стала бы совсем иной. Созданию еврейского государства Вейцман посвятил всю свою жизнь. Рожденный в местечке, затерянном на просторах Российской империи, Вейцман добился известности и международного признания как ученый и как лидер еврейского национально‑освободительного движения. Во многом именно Вейцману Израиль обязан тем, что он есть на карте мира