Библиотека: Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Живые и мертвые

По мотивам хасидских историй, собранных раввином Шломо-Йосеф Зевин Перевод и пересказ Якова Шехтера 10 февраля 2016
Поделиться

 

«Если ты увидишь, что бык брата твоего или

его ягненок заблудился, не проходи мимо него —

верни животное брату твоему. Так же поступай

и с его ослом, так же поступай и с его одеждой,

так же поступай со всем, что потеряно братом твоим

и найдено тобою, — не проходи мимо!»

Дварим, недельная глава «Ки‑теце»

 

 

Дверь отворилась, и в бердичевский штибл Штибл — хасидский дом молитвы. Место праздников и застолий, центр общественной жизни. чернобыльских хасидов вступил богатый гость. Достаток проглядывал во всем, не только в добротном кафтане, хромовых сапогах, новенькой шапке из рыжего лисьего меха, но и в самом облике гостя. Он излучал благополучие: его темно‑рыжая борода, казавшаяся продолжением шапки, была тщательно расчесана, кожа лица матово отсвечивала, как бывает только у здоровых людей, глаза смотрели уверенно и спокойно.

— Это чернобыльский штибл? — спросил он тоном человека, привыкшего сразу получать ответ.

— Да, — произнес габай. Ему не понравился самодовольный вид незнакомца, но… гость есть гость. Кого Всевышний послал, с тем и нужно выполнять заповедь гостеприимства.

— Я бы хотел устроить благодарственную трапезу, — продолжил незнакомец. — Вы не хотите мне помочь?

— Конечно, — тотчас отозвался габай. Чернобыльские хасиды славились своей бедностью, случалось, даже в субботу не ели досыта, а эта благодарственная трапеза, судя по виду гостя, обещала оказаться далеко не нищенской.

— Вот, возьмите, — незнакомец вытащил толстенный кошелек, извлек пару крупных купюр и подал габаю. — Не жалейте денег, наберите водки, мяса, свежего хлеба, квашеной капусты, селедки, картошки наварите — пусть хасиды останутся довольны. Если не хватит, берите в долг, я все верну.

— А в честь чего трапеза? — поинтересовался габай, не торопясь принимать деньги.

«Мало ли лихоимцев бродят по белу свету и желают заполучить прощение за грехи, устраивая трапезы в синагоге, — подумал он, внимательно разглядывая незнакомца. — Этот вроде не похож на злодея, но пусть сперва расскажет, что привело его в наш штибл».

— Берите, берите, — произнес гость, видя его замешательство. — Я возвращаюсь из Чернобыля, от ребе Аарона. Есть, есть что рассказать!

— Из Чернобыля, — уважительно произнес габай. — Вы попали на прием к ребе?

— И не просто попал! Ребе устроил для меня целое судебное разбирательство. Я выполнил все, что он велел, и удостоился чуда. О нем и хочу рассказать.

Габай протянул руку и уверенно взял деньги. Беспокоиться было не о чем: лихоимцы не попадают на прием к ребе. Что же касается чуда… О нем вполне можно потолковать за чаркой.

Трапезу устроили после вечерней молитвы. Хасидов набилось — не продохнуть. Все пришли, от мала до велика. Еды хватило на всех, гость не поскупился. Когда хасиды насытились, габай предоставил ему слово.

— Что вы знаете о своем ребе? — начал гость, высоко поднимая чарку. — Ничего вы о нем не знаете! Вы и представить себе не можете, с каким великим праведником имеете дело.

Хасиды молча прятали улыбки в усы. Пришел неизвестно кто и начинает учить, кто такой их ребе. Да каждый из присутствующих мог с ходу, что называется из рукава, выложить три‑четыре такие истории, от которых волосы встают дыбом и сердце замирает в груди. Но… какой толк спорить с непосвященным? Для людей со стороны все в диковинку. Пусть себе тешится гость, пусть рассказывает.

— Здоровье ребе Аарона! — провозгласил гость. Все дружно выпили.

— Я возвращаюсь из Чернобыля, — продолжил он, опуская на стол чарку, — и хочу поведать о приключившемся лично со мной. Да, не с кем‑нибудь, а со мной. Поэтому все, что я сейчас расскажу, — абсолютная, чистая правда, и, дослушав до конца, вы поймете, кто таков ребе Аарон!

В штибле воцарилось молчание. Гостю удалось заинтриговать слушателей, и они ждали продолжения.

— Много лет подряд я промышлял оптовой торговлей иголками и нитками. В торговле все просто: купи, где дешево, отвези туда, где дорого, разница — твой доход. И хоть «оптовая торговля» звучит внушительно, но нитки да иголки — товар легкий, весь опт умещался у меня в коробе. С ним я ходил с ярмарки на ярмарку. Покупал большими партиями, а сбывал чуть ли не поштучно, владельцам маленьких лавочек по деревням. Ходьбы много, а барыш невелик. Но что поделаешь, спасибо Создателю и за такой кусок хлеба.

Три года тому назад оказался я в Бердичеве на ярмарке. Подошел ко мне еврей, по виду из деревенской местности, и накупил товару. Глаз у меня наметанный — я сразу понял, что он тоже торговец, набирает, чтобы потом перепродать в лавочки окрестных деревень. Ну, и торговался он круто, простой покупатель не станет так препираться из‑за грошей.

В общем, набрал он товару на хорошую сумму, расплатился, а кошелек засунул неглубоко в карман. Стал собирать нитки да иголки и увязывать в мешок, тут кошелек и выпал. Не успел деревенский еврей отойти от прилавка, как я увидел кошелек лежащим на земле. Выскочить и поднять его заняло несколько секунд, а вот дальше… Дальше дурное побуждение навалилось на меня всей своей тяжестью.

Примерно с минуту я стоял, сжимая в руках большущий кошелек и размышляя, что делать: вернуть его владельцу или оставить себе. В конце концов совесть взяла верх, и я устремился вслед за покупателем. Если быть точным, даже и минуты не прошло. Это для меня время долго тянулось, пока душа боролась с дурным побуждением.

Кинулся я за деревенским евреем, а его и след простыл. Сами знаете, что такое ярмарка: толпы народу, шум, гам, давка. Шаг в сторону ступил человек и пропал, словно и не было его никогда. Побегал я с полчаса, думал — раз он недалеко ушел, наткнусь, да куда там.

Запрятал я кошелек поглубже за пазуху и так себе решил: если он сообразит, то вернется ко мне и спросит. На том самом месте, где он товар у меня брал, я простоял, пока звезды не вышли, последним с ярмарки ушел, когда одни лишь пьяные остались. Только не вернулся ко мне тот еврей, так деньги у меня и остались. И немалые, я вам скажу, деньги.

Вернулся я на постоялый двор, комнату себе отдельную снял, чего сроду не делал, дверь запер, достал кошелек и считать начал. Потом меня прошибло, когда понял, сколько у меня теперь есть. До утра заснуть не мог, все соображал, как лучше с деньгами поступить. И Всевышний послал мне удачу, правильно я их вложил, хорошо они закрутились, и спустя год я разбогател. А потом… как сказано: подобное притягивает подобное. Хвороба и нищета льнут к беднякам, а роскошь выбирает состоятельных. В общем, через два года я превратился в настоящего богача.

Нет, деньги не стали моим кумиром. Я всегда помнил о Торе и заповедях, щедро жертвовал на бедных, помогал вдовам и сиротам. И все было хорошо у меня, все шло прекрасно: торговля, семья, даже учиться стал лучше, нанял себе раввина и пошел с ним по Талмуду, не пропуская ни одного комментария. И вот, — гость тяжело вздохнул, — одной темной ночью полгода назад все рухнуло.

Явился ко мне тот самый еврей с ярмарки. Во сне явился. Смотрел зло, глаза грустные, а рот перекошен.

— Зачем ты меня убил? — спрашивает.

— Убил? — я во сне чуть в кровати не подскочил. — Когда я тебя убил, где, чем?

— Ты кошелек мне не вернул, — отвечает еврей. — С него все мои беды и пошли. В кошельке чужие деньги были, я у лавочников набрал под будущий товар. Вернуть такую сумму не смог — неоткуда, — и мне перестали доверять. Потерял я заработок и ничего достойного так и не отыскал. Семья моя начала голодать, жена злиться, детей из хейдера пришлось забрать — меламеду ведь платить надо, — короче, все в прах рассыпалось. Горевал я, горевал, а однажды наслушался очередных упреков и оскорблений от жены, лег в постель и умер. Теперь моя семья пошла по миру, дети растут неучами, жена от горя совсем мозгами тронулась — и все из‑за тебя. Подлый, корыстный, безжалостный негодяй, что ты сделал с моей жизнью?

— Да ведь я хотел вернуть кошелек, а ты как сквозь землю провалился, — так я ему отвечаю. А он лишь рот кривит в злобной усмешке.

— Это у вас на земле, — говорит еврей, — можно врать, сколько захочется, а у нас в мире истины все поступки людей как на ладони. Та самая минута, которую ты промедлил, мою жизнь и разрушила.

— Минута, — кричу я во сне, — всего одна минута! Неужто она столько стоит?!

— У всякой вещи своя цена, — говорит мне еврей. — И цена этой минуты оказалась очень высокой. Поэтому собирайся, вызываю тебя на суд.

— Какой еще суд? — спрашиваю, а у самого в груди все льдом застывает.

— На Высший суд, у нас на небе.

— Нет, — кричу, — не согласен. Рано мне еще на небо подниматься!

— Я тоже не хотел, — отвечает еврей и снова улыбается. Нехорошо так улыбается, скверно. — Да кто же нас спрашивает. Готовься, негодяй, держать ответ за минуту.

Тут я закричал от ужаса и от собственного крика проснулся. Отдышался, омыл руки, попил воды. За окном стояла глубокая ночь. Метель поднялась, снег так и несло.

«Что такое сны? — подумал я. — Пустое, томление духа и сплошная нелепица. О чем человек днем думает, о чем беспокоится, то ему и снится». Честно вам скажу, — гость сделал паузу и обвел чернобыльских хасидов пристальным взглядом, — хотите верьте, хотите нет, но дня не проходило, чтобы я про тот кошелек не вспомнил. Ведь с него все мое богатство началось; если бы не он, так бы и таскался я по ярмаркам с коробом за плечами.

Уснуть в ту ночь мне уже не удалось. Весь день прошел под знаком сна; он был такой явственный и яркий, словно и не сон вовсе, а реальная, подлинная жизнь. Вечером, перед тем как лечь в постель, я выпил большую рюмку водки, с особенным тщанием произнес благословения и укрылся с головой одеялом, рассчитывая спокойно проспать до утра. Но не тут‑то было! Он снова пришел, мой мучитель, и снова стал требовать меня к ответу.

И на вторую ночь, и на третью. Все валилось у меня из рук, я ходил, точно пьяный, и начал бояться своей собственной кровати. Уж не помню, на какой раз набрался я смелости и ответил:

— Зачем ты зовешь меня к себе? Разве тебе будет лучше оттого, что моя жена станет вдовой, а дети сиротами? Неужели в мире истины существует месть?

Мне показалось, будто он немного смутился.

— Хорошо, — сказал деревенский еврей после минутного замешательства. — Не хочешь суд на небесах, выбирай бейс дин на земле. Отправляйся к одному из праведников, пусть он рассудит.

— Тогда дай несколько дней покоя, — попросил я. — Мне нужно выяснить, кто возьмется за это дело.

Он выполнил мою просьбу и действительно перестал мучить меня по ночам. Я поехал к ребе из Карлина, однако тот не взялся вершить суд между живыми и мертвыми и направил меня в Чернобыль. И вот ваш ребе, святой человек, согласился мне помочь.

— В следующий раз, — сказал он, — когда к тебе явится истец, передай ему, что я разберу вашу тяжбу.

Он назначил день суда, и я вернулся в свое местечко. Ждать пришлось довольно долго: то ли деревенский еврей был занят какими‑то иными делами, то ли позабыл обо мне. Но я ждал его каждую ночь и знал, что сказать.

— Сам Чернобыльский ребе, — воскликнул он, когда я передал слова ребе Аарона. — Конечно, я согласен.

В назначенный день я приехал в Чернобыль, сходил в микву, надел белые одежды, словно перед Йом Кипуром, и точно в указанное время оказался в приемной. Служка провел меня в комнату ребе и плотно прикрыл дверь. Кроме нас двоих в ней никого не было. Видимо, вторая сторона уже присутствовала, потому что ребе Аарон приказал ей огласить свои претензии. Я ничего не слышал, но ребе имел вид человека, внимательно выслушивающего чью‑то взволнованную речь.

— У истца имеются серьезные и весьма обоснованные доказательства, — произнес ребе минут через десять. — Что ты можешь сказать в свое оправдание?

— Ребе! — воскликнул я. — У каждого человека бывают минуты слабости. Я действительно хотел вернуть кошелек, но дурное побуждение навалилось всей своей силой. В те годы я был бедняком, вел тяжелую, полуголодную жизнь, пытаясь заработать на кусок хлеба для жены и детей. И вдруг в моих руках оказывается кошелек, туго набитый деньгами! Стоит ли упрекать меня в том, что я сомневался около минуты? Да, примерно столько заняло отогнать дурное начало и приступить к выполнению заповеди.

Я приложил все усилия, чтобы отыскать этого человека, но он исчез, не оставив никаких следов. О, если бы я знал, откуда он родом, то отправился бы в то местечко и вернул деньги. Но он не рассказал мне ничего, ничегошеньки! Что же было мне делать?

Да, я употребил эти деньги себе на пользу и сейчас готов принять от вас наказание за свою нерешительность. Прошу только об одном, уважаемый ребе, не судите меня строго. Все эти годы я возвращался мыслями к той злосчастной минуте и беспрестанно корил себя за слабость. И если мой истец пришел из мира истины, он должен знать, что я говорю правду!

— Значит, ты готов выполнить все, что я постановлю? — спросил ребе Аарон.

— Да! — воскликнул я.

Ребе глубоко задумался. Прошло около четверти часа, прежде чем он заговорил:

— Ты вернешься домой и произведешь точный подсчет своего имущества. Движимого и недвижимого, от драгоценностей жены до запасов соли в кладовке. Половину превратишь в деньги, лично поедешь в местечко, где живет семья истца, и отдашь их его вдове. Не просто отдай деньги, а помоги ей устроить жизнь. Пусть купит лавочку, чтобы обеспечить себя и семью постоянным заработком. Позаботься нанять хороших меламедов для детей истца. От второй половины денег не забудь отделить десять процентов на цдаку — благотворительность.

Я так и поступил. С того дня прошло пять месяцев. Всевышний благоволил ко мне и послал несколько удачных сделок. Столь удачных, что я полностью вернул все деньги, отданные вдове и на цдаку. У меня нет ни тени сомнения в том, что это произошло благодаря вмешательству ребе Аарона. И я поехал в Чернобыль поблагодарить праведника. Как вы думаете, что он мне сказал?

Гость замолчал, глядя на хасидов сияющими глазами. Но он так и не дождался ответа. Есть ситуации, в которых каждое дополнительное слово лишнее.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

То ли пророчество, то ли предсказание оракула. Недельная глава «Тольдот»

Вопреки ожиданиям, которые вроде бы дает нам текст, будущее никогда не складывается гладко. Аврааму обещано, что у него будет много детей, но Ицхак рождается, когда Аврааму уже пошел сто первый год. Праотцам обещана страна, но при жизни они ее так и не обретают. У путешествия еврейского народа есть пункт назначения, но путь будет долгим, извилистым, многотрудным

«Хумаш Коль Менахем»: Тшува Агари

Возможно ли, чтобы Агарь, прожив в подобной среде многие годы, «обратилась к идолам своего отца», когда покинула дом Авраѓама? Даже Ишмаэль, который сначала отклонился от пути Авраѓама, в конце концов совершил тшуву. Получается, Агарь тоже пришлось совершить тшуву — однако где же намек на это в самой Торе?

У любавичского цадика

В 1910 году в петербургском журнале «Еврейский мир» было опубликовано небольшое интервью с рабби Шоломом‑Дов‑Бером Шнеерсоном — пятым главой Хабада. Что привело хасидского наставника в столицу империи и почему журнал русскоязычной еврейской интеллигенции счел необходимым отправить к нему своего сотрудника для интервьюирования?