Читая Тору

Задать правильный темп перемен. Недельная глава «Пинхас»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 22 июля 2024
Поделиться

В нашей недельной главе содержится один из величайших принципов лидерства.

Изложу контекст: Моше, зная, что ему не суждено привести следующее поколение через Иордан в Землю обетованную, просит Б‑га назначить ему преемника.

Моше помнит, что стряслось, когда он отлучился из стана сынов Израиля всего на 40 дней. Они запаниковали и изготовили золотого тельца. Да и когда Моше был среди народа, Корах и другие взбунтовались против его руководства. В случае если Моше умрет, а назначенного преемника не будет, почти наверняка случится разлад или раскол. Поэтому Моше говорит Б‑гу: «Пусть Г‑сподь, Б‑г, [дающий] дыхание всему живому, назначит человека над общиной, который выходил бы наружу впереди них и возвращался бы впереди них, который будет выводить их наружу и приводить их обратно, — чтобы община Г‑спода не была подобна стаду без пастуха» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Пусть Г‑сподь, Б‑г, [дающий] дыхание всему живому, назначит человека над общиной, который бы выходил перед ними и шел бы перед ними, который будет выводить их и приводить обратно, — чтобы община Г‑спода не была подобна стаду без пастуха». — Примеч. перев.
(Бемидбар, 27:16–17).

Б‑г исполнил его просьбу, избрав Йеошуа, и Моше официально ввел преемника в должность. Однако меня всегда озадачивал один нюанс в просьбе Моше. Он просил назначить лидера, который «выходил бы наружу впереди них и возвращался бы впереди них, который будет выводить их наружу и приводить их обратно».

Моше и Йеошуа. Артур А. Диксон. Иллюстрация

Казалось бы, тут дважды повторено одно и то же разными словами. Если ты выходишь наружу впереди других людей, ты выводишь их наружу. Если возвращаешься впереди них, то приводишь их обратно. Зачем дважды повторять одно и то же?

Чтобы найти разгадку, нужно изучить опыт лидерства не понаслышке.

Одна из составных частей лидерства — искусство (именно искусство, а не наука!) чуять правильный момент, понимать, что осуществимо прямо сейчас, а что несвоевременно. Иногда дело в чисто технических сложностях.

Так, в 1981 году [в Великобритании] возникла угроза забастовки шахтеров, добывавших каменный уголь. Премьер‑министр Тэтчер знала, что запасы угля крайне ограничены и длительной забастовки страна не выдержит. Поэтому пошла на соглашение с шахтерами. Фактически капитулировала.

А затем потихоньку распорядилась нарастить запасы угля. И, когда в 1984–1985 годах шахтеры и правительство снова не поладили, оказалось, что угля припасено достаточно. Тэтчер уперлась, и шахтеры после многомесячной забастовки признали свое поражение.

Неважно, на чьей стороне была правда оба раза — на стороне шахтеров или правительства. Суть в том, что в 1981 году премьер‑министр понимала, что не сможет взять верх, а в 1984‑м понимала, что сможет.

Задачи лидера несопоставимо сложнее, когда необходимо изменить не обстоятельства, а характеры людей. Люди меняются очень медленно. Моше обнаружил это самым драматическим образом в результате эпизода с разведчиками. Целое поколение лишилось шанса войти в страну. Эти люди, рожденные в рабстве, не обладали мужеством и самостоятельным мышлением — качествами, необходимыми для длительной борьбы. Для этой задачи требовалось новое поколение, рожденное на свободе.

Если вы не ставите перед людьми сложные задачи, то не годитесь в лидеры. Но если вы требуете, чтобы они слишком быстро решали слишком сложные задачи, вас ждет фиаско. Сначала появляются несогласные. Начинается ропот. Затем возникают попытки оспорить ваше руководство. Возмущенные крики все громче, все опаснее. В конце концов случится мятеж или что‑то еще похуже.

13 сентября 1993 года на лужайке Белого дома Ицхак Рабин, Шимон Перес и Ясир Арафат, пожав друг другу руки, подписали «Декларацию о принципах» Официальное название — «Декларация о принципах организации временного (палестинского) самоуправления» (ДОП), также именуемая «первое соглашение Осло». — Примеч. перев. , призванную привести конфликтующие стороны к умиротворению путем переговоров. В тот день по мимике и жестам Рабина было ясно, что его одолевают сомнения. И все же он продолжил переговоры. Тем временем в Израиле месяц от месяца обострялись раздоры в обществе.

Летом 1995 года бросались в глаза два обстоятельства. Первое: оппоненты поносили друг друга во все более грубых выражениях. И второе: несколько публичных призывов к гражданскому неповиновению. Так, студентам, служившим в Армии обороны Израиля, рекомендовали не подчиняться приказам командиров, если их пошлют проводить эвакуацию из еврейских поселений, предусмотренную мирным соглашением.

Масштабные призывы к гражданскому неповиновению свидетельствуют, что доверие к политическому процессу подорвано и у части общества возник глубокий разлад с правительством. Бранные выражения на политической арене тоже опасны. Это знак, что потеряна надежда на рациональные аргументы, умение переубеждать оппонента, дискутировать как воспитанные люди.

29 сентября 1995 года я опубликовал статью в поддержку Рабина и мирного процесса. Но в то же время я написал ему конфиденциальное письмо, призывая тратить больше времени на старания победить во внутриизраильском споре. Не требовалось быть пророком, чтобы увидеть: над Рабином нависла опасность, исходившая от его же собратьев‑евреев.

Шли недели, Рабин не откликался на мое письмо. Затем, в моцей шабат Время, когда разрешается возобновить действия, запрещенные в шабат. — Примеч. перев. 4 ноября 1995 года, мы узнали из новостей, что он убит.

Я поехал на похороны в Иерусалим. На следующее утро после возвращения, 7 ноября, посетил израильское посольство в Лондоне, чтобы выразить соболезнования послу. Он вручил мне письмо и сказал: «Это вам, оно только что пришло».

Мы вскрыли письмо и прочитали его вместе, в полном молчании. Письмо прислал Ицхак Рабин. Послание на трех страницах, оно было одним из последних, написанных им. Он отвечал на мое письмо. Бередящая сердце, красноречивая декларация, где он подтверждал свою преданность делу умиротворения. Это письмо, вставленное в рамку, по сей день висит на стене в моем кабинете. Но оно пришло слишком поздно.

В критические моменты это самая трудная из всех непростых задач лидера. Когда все в норме, можно осуществлять перемены неспешно. Но в некоторых ситуациях дело лидера — заставить людей измениться, а таким попыткам люди сопротивляются, особенно когда считают, что нечто теряют из‑за перемен.

Великие лидеры видят необходимость перемен, но она ясна далеко не всем. Людям свойственно цепляться за прошлое. Они чувствуют себя безопасно при старом порядке вещей. А новую политику воспринимают как предательство. Не случайно некоторые из величайших лидеров — Линкольн, Ганди, братья Джон и Роберт Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Садат и тот же Рабин — стали жертвами покушений.

Лидер, который не пытается осуществить перемены, не может считаться лидером. Но лидер, задумавший слишком масштабные перемены за слишком краткий срок, потерпит неудачу. В конечном счете поэтому Моше и всему его поколению (за несколькими исключениями) не было суждено войти в Страну. Загвоздка в том, что надо выбирать правильный момент и верный темп. Причем загодя не предугадаешь, какой темп верный, не слишком поспешный и не слишком медленный.

Вот что подразумевал Моше, попросив Б‑га назначить руководителя, «который выходил бы наружу впереди них и возвращался бы впереди них, который будет выводить их наружу и приводить их обратно».

Тут две разные просьбы. Первая просьба (чтобы руководитель «выходил наружу впереди них и возвращался впереди них») — подыскать человека, который будет руководить, идя в первых рядах, показывая на личном примере, что ему не страшны трудности. Выполнить эту просьбу сравнительно несложно.

Вторая просьба — подыскать человека, который «будет выводить их наружу и приводить их обратно», — сложнее. Лидер может так далеко вырваться вперед, что, оглянувшись, обнаружит: последователей у него нет. Он вышел в путь «впереди» людей, но не «вывел их». Вел за собой — а они не пошли. Его бесстрашие не вызывает сомнений, как и его идеи. Но его чутье сплоховало: он выбрал неправильный момент. Люди пока не готовы.

По‑видимому, на закате жизни Моше осознал, что был слишком нетерпелив, ждал, что люди изменятся быстрее, чем они способны. Это нетерпение очевидно в нескольких местах книги Бемидбар. Самый громкий случай, когда при Мериве Моше перестал держать себя в руках, прогневался на народ и ударил посохом по скале. За это он поплатился, утратив возможность перевести народ через Иордан и ввести в Землю обетованную.

Он руководил своим народом, идя в первых рядах, и слишком часто обнаруживал, что идут за ним неохотно. Осознав это, Моше призвал своего преемника не повторять подобную ошибку.

Руководящая деятельность — беспрерывная битва: вы настаиваете на тех переменах, необходимость которых вам ясна, а люди — на тех переменах, осуществить которые они согласны. Поэтому складывается впечатление, что величайшие провидцы из числа лидеров при жизни терпели неудачу. Да, такое бывало. И так будет всегда.

Но на самом деле они не потерпели неудачу. Их успех приходит, когда, как в случае Моше и Йеошуа, дело, начатое ими, завершают другие.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Пинхас». Разочарование Моисея

Когда наши дети вступают на наш путь, мы должны благодарить Б‑га. Когда они превосходят нас, мы должны воздать особую благодарность Б‑гу. А когда они выбирают другой путь, мы должны проявить терпение, зная, что с одним из внуков величайшего еврея всех времен случилось то же самое. Никогда не следует терять надежду. Внук Моше вернулся. Малахи, последний из пророков, чуть ли не в последних своих словах предрекает времена, когда Б‑г «вернет сердца отцов к детям, а сердца детей — к отцам их». Те, кто рассорился, воссоединятся в вере и любви.

Недельная глава «Пинхас». Элияу и звучание тонкой тишины

Во времена потрясений у религиозных лидеров возникает почти непреодолимый соблазн занять воинственную позицию. Мол, необходимо не только провозглашать истину, но и разоблачать ложь. Выбор следует формулировать как категоричное «или/или». Не осуждать — значит потворствовать. Но мидраш и Рамбам предложили другую модель поведения. Пророк слышит не одно повеление, а два: направлять людей на путь истинный и проявлять сострадание, любить истину и проявлять солидарность с теми, кто из‑за каких‑то помех потерял истину из виду.

Недельная глава «Пинхас». Нравственные решения в противоположность политическим

История Пинхаса объясняет, в чем состояли разногласия между членами правительств в период пандемии. Наш нравственный долг в том, чтобы гарантировать святость жизни, но у нас есть и политический долг не только перед жизнью, но и перед «свободой и стремлением к счастью». Глобальная реакция на ковид‑19 хороша тем, что, пока опасность не начала отступать, практически все страны мира ставили нравственные соображения выше политических.