Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 5 ноября 2024
Поделиться

Нужно жертвовать хотя бы на несколько грошей больше, чем раньше

3 кислева 5720 года (4 декабря 1959)

После долгого перерыва пришло ваше Ваше письмо от 2 кислева, где Вы пишете о своих денежных трудностях.

Я уже писал нескольким своим корреспондентам, что если они выработают в себе привычку делиться хорошими новостями и будут делать это как можно чаще, то им почти не придется, а возможно, и не придется вовсе сообщать мне известия противоположного толка В соответствии с упомянутым выше правилом «думай хорошо, и будет хорошо» Ребе сознательно прибегнул здесь к эвфемизму, чтобы не употреблять слово «плохие».
. Это самоочевидно.

В любом случае классический совет в подобной ситуации — щедро жертвовать на благотворительность. Независимо от того, насколько это будет трудно, нужно жертвовать хотя бы на несколько грошей В оригинале «прутот»; «прута» — самая мелкая монета эпохи Талмуда.
больше, чем раньше. Самое благоприятное для этого время — будние дни, перед утренней молитвой.

Более того, и это самое главное, необходимо укрепиться в уповании на Творца, «питающего весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию». Еврею всегда стоит помнить о Б‑жественном провидении, которое, согласно хасидскому учению, распространяется на всех мужчин и женщин, вплоть до мельчайших деталей. Как замечательно объяснил мой достопочтенный тесть и наставник (эти слова приведены в сборнике «А‑йом йом», на 28 хешвана В григорианском календаре хешван соответствует октябрю‑ноябрю.
), таким образом «выполняется высшая Воля, заложенная в тайне Творения, в целом» Целиком это высказывание звучит так: «Провидение выражается не только в том, что каждая деталь движения каждого из типов творений происходит по воле Провидения и оно является жизненностью творений и их существованием, но еще и в том, что у каждого отдельного движения Творения есть своя доля участия в совокупной цели Творения... так что сочетанием и объединением всех отдельных действий выполняется высшая Воля, заложенная в тайне Творения, в целом. И пусть задумается человек: если движение травинки происходит по воле Провидения и касается общего намерения, с которым создано Творение в целом, — тем более действия людей вообще и евреев, называющихся “народом, близким к Нему”, в частности».
. Твердое упование на Творца способствует в том числе и этому.

И еще. Сейчас месяц кислев Рабби Йосеф‑Ицхак Шнерсон называл кислев «хасидским месяцем», поскольку в числе его памятных дат 9 кислева — день рождения и смерти второго главы Хабада рабби Дов‑Бера Шнеури (1773–1827); 10 кислева — день его освобождения из заключения (1826); 19 кислева — день освобождения из заключения рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, основоположника Хабада (1798); и наконец, 14 кислева — день бракосочетания Ребе (1928). . В этом году отмечается двухсотлетие вознесения души рабби Бааль‑Шем‑Това. Таким образом, сейчас самое благоприятное время для многих добрых начинаний, и углубленное изучение сокровенной части Торы, раскрытой в наши дни в учении хасидизма, послужит для них надежным подспорьем.

С благословением и в ожидании хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 19. С. 74–75. Письмо 7103)

Коробка для цдаки. Иерусалим (?). Начало XX века

Когда солдат идет в бой, он марширует под звуки бодрого марша

29 кислева 5720 года (30 декабря 1959)

Что касается Вашей работы по укреплению и распространению еврейства и хасидизма, не обращая внимания на трудности, ибо все мы знаем, что «нет ничего, что могло бы устоять перед волей»: разумеется, нужно прилагать усилия, и в последние годы мы видим, что на этом поприще были достигнуты куда большие успехи, чем мы могли когда‑либо предположить. Вы с мужем, несомненно, также могли это наблюдать в своей работе, и так происходит и в других местах.

Как мы слышали от моего уважаемого тестя и учителя, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, когда солдат идет в бой, он марширует под звуки бодрого марша, что позволяет приблизить победу и увеличить масштабы успеха.

Таким же образом следует поступить и Вам в Вашем вопросе. Если Вы и все, кто работает вместе с Вами, будете действовать бодро и с радостью, то ваши общие усилия окупятся сторицей; вдобавок победа будет одержана легче и быстрее и окажется более внушительной.

И главное, Вы должны укреплять в себе веру, что хасидизм укоренится повсюду, включая и Вашу общину. Поэтому счастлив Ваш удел, ибо Вы причастны к этой работе, которую надлежит делать с радостью и бодрым настроем, в духе требований, которые наши наставники предъявляли к каждому из нас.

С благословением и в ожидании хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 19. С. 108. Письмо 7132)

 

В большой мере успех зависит от уверенности в себе

27 тевета 5720 года (27 января 1960)

Вы пишете, что Вас беспокоит Ваше заикание и что Вы ходили к врачу, но визит не помог. Это немного странно, так как специалисты в данной области применяют для лечения самые разнообразные методы. Не сомневаюсь, что Вы найдете среди них наиболее подходящий.

Считаю также принципиально важным добавить следующее. В большой мере успех зависит от Вашей уверенности в себе и от состояния Вашей нервной системы. Поэтому классический совет — культивировать в себе упование на Всевышнего. Ибо краеугольный камень нашей веры зиждется на уповании на Всевышнего, сотворившего этот мир и управляющего им, чье Провидение распространяется на всех и каждого. Кроме того, Всевышний является олицетворением блага, что следует из слов псалмопевца Израиля Так Писание называет царя Давида (см.: Шмуэль II, 23:1).
: «Г‑сподь со мной, не устрашусь. Что сделает мне человек?» Теилим, 118:6.
Эти строки отрицают стеснение перед людьми и дают надежду, что Всевышний поведет человека верным путем. Соответственно, чем больше человек осознает, что находится перед Царем царей, Святым, благословен Он, тем меньше его беспокоит, что скажут люди о том, как он говорит. В этом случае Ваша речь автоматически улучшится, особенно если параллельно Вы займетесь лечением.

Еще один совет. Когда у Вас возникает сомнение, сможете ли Вы правильно произнести то или иное слово, не пытайтесь произнести его во что бы то ни стало, а просто замените каким‑нибудь другим.

И, поскольку каждому нужна помощь Свыше, думаю, не стоит объяснять, что Вам следует прилежнее учить Тору и соблюдать заповеди, и тогда «ничто не устоит перед волей».

С благословением и ожиданием хороших новостей.

P.S. Не сомневаюсь, что каждый будний день перед утренней молитвой Вы жертвуете на благотворительность несколько монет, а после утренней молитвы, в том числе по субботам и праздникам, также читаете Псалмы, в соответствии с их календарным делением.

(Игрот кодеш. Т. 19. С. 161. Письмо 7173)

 

Книга «Зоар» — ключ к вере и упованию на Всевышнего

Лаг ба‑омер 5720 года (1960)

<…> Лаг ба‑омер — также день, когда самый выдающийся из учеников рабби Акивы, рабби Шимон бен Йохай В Талмуде и других источниках его имя чаще всего звучит как Шимон бар Йохай. И то и другое означает «сын Йохая», на иврите и арамейском.
, завершил свою миссию в этом мире. Прежде всего, ему было поручено раскрыть людям внутренний свет Торы и ее сокровенные тайны. Благодаря его святому труду, книге «Зоар», в мире проявились новые каналы постижения Б‑жественного — каналы, с помощью которых евреи научились крепкой вере и упованию, ставшим насущной опорой для нашего народа в наиболее тяжелые дни изгнания.

(Отрывок из послания женским хабадским организациям Браунсвилла и восточного Нью‑Йорка, опубликованного в Игрот кодеш, т. 19, с. 299.)

 

Основой раскаяния должно стать упование на Всевышнего, а вовсе не отчаяние

4 тевета 5722 года (11 декабря 1961)

Отвечаю на Ваше письмо, где Вы пишете, что беспокоитесь и просите совета.

Ответ, который я могу предложить, очень прост: укрепляйтесь в своем уповании на Всевышего, сотворившего этот мир и управляющего им; доверьтесь Творцу, который следит за жизнью каждого человека. Также стоит вдуматься в слова псалмопевца Израиля, сказавшего от имени всего еврейского народа: «Г‑сподь — пастырь мой, не будет у меня нужды» Теилим, 23:1.
. Вам следует вдумчиво учить этот псалом, до тех пор пока Вы не усвоите его содержание, и впредь возвращаться к нему по мере необходимости. Ибо в роли притеснителя, упомянутого в этом псалме Там же, 5: «Ты готовишь стол предо мной в виду притеснителей моих».
, нередко выступает в том числе дурное начало, внутренний враг каждого еврея и еврейки.

Эта идея хорошо раскрыта в учении хасидизма: Святой, благословен Он, является воплощением блага, и «в природе доброго творить добро»; кроме того, Его провидение распространяется на каждого человека.

Что же касается того, что Вы написали о своем прошлом, — «ничто не может устоять перед раскаянием» Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:5. См. также Рамбам, Мишне Тора, Законы раскаяния, 3:26: «О чем идет речь, когда говорят, что каждому из них нет доли в Мире грядущем? — Если умер, не раскаявшись. Но если отошел от своего злодейства и умер в раскаянии, то он из тех, кому принадлежит Мир грядущий. Ведь ничто не устоит перед обращением к Создателю в раскаянии. Даже если всю жизнь отрицал фундаментальные основы, а в конце раскаялся, есть ему доля в Мире грядущем, как сказано: “Мир, мир далекому и близкому, — сказал Г‑сподь. — Я [уже] исцелил его” (Йешаяу, 57:19)». . Разумеется, основой раскаяния должно стать упование на Всевышнего, а вовсе не отчаяние.

Не сомневаюсь, что Вы участвуете в работе женской хабадской организации.

С благословением и в ожидании хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 22. С. 81. Письмо 8294)

Три поколения харедим

Вы пишете, что хотите больше детей, но есть финансовые трудности

11 тевета 5724 года (7 января 1963)

Отвечаю на Ваше письмо, дошедшее с большим опозданием. Вы вкратце описываете свою жизнь и жизнь членов Вашей семьи. Если Вы точно назовете мне их имена на святом языке, указав для каждого имя матери (поскольку так требуется для упоминания еврея в молитве), то я упомяну их на святом месте успокоения моего уважаемого тестя и наставника.

Вы также пишете об отсутствии радости. Это удивительно, поскольку и Вы, и Ваш муж знаете, что упование на Всевышнего, создавшего наш мир и управляющего им, является одной из краеугольных основ Торы, которую называют Учением жизни.

Вместе с тем Ваше повседневное поведение должно соответствовать требованиям Торы, что предполагает соблюдение заповедей, о которых сказано: «[Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые] человек будет жив ими» Ваикра, 18:5.
. Ибо эти заповеди были даны нам Царем царей, Святым, благословен Он.

Вы пишете, что хотите больше детей, но есть финансовые трудности. Подобные слова также являются следствием маловерия, присущего Вам, несмотря на то что время от времени Вы, безусловно, произносите слова, передающиеся евреями из поколения в поколение: «[Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка мира], питающий весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию» Начало «Биркат а‑мазон» — благословения, произносимого после трапезы с хлебом.
. Это особенно верно в отношении затронутой Вами темы. Согласно первому повелению Торы «И благословил их Б‑г, и сказал им Б‑г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». В отличие от, например, православия, иудаизм считает эти слова не просто благословением, но заповедью (см.: Рамбам, Книга заповедей, предписание 212).
(а порядок слов в Торе — тоже Тора!), у Вас должно быть много детей. Это заповедь и требование Всевышнего. Когда же Он предъявляет нам какое бы то ни было требование, как говорили мудрецы, «Святой, благословен Он, требует [от человека] только возможного» Бемидбар раба, 21:22. .

Надеюсь, этих нескольких строк будет достаточно, чтобы прояснить ситуацию, и Вы без лишних колебаний примете решение действовать так, как было сказано выше — с радостью и бодрым настроем.

(Игрот кодеш. Т. 23. С. 71–71. Письмо 8739)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Как говорили мудрецы, все евреи — «верующие, сыны верующих». Это означает, что всем нам присуща вера, как приобретенная самостоятельно, так и унаследованная от верующих предков, чье духовное имущество также стало их собственностью. Наша вера и наше духовное наследие сильны в каждом из нас, и это самоочевидно

Всё в руках Небес

Уповать на Всевышнего не означает ограничиться изучением того, что сказано об этом в святых книгах. Это означает полагаться на самом деле! Иными словами, когда наступают времена, о которых думаешь, что лучше бы они не наступили, нужно быть твердо уверенным, что это нечто временное и преходящее, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею»

Всё в руках Небес

В жизни человека могут быть периоды, связанные со страданиями — самыми реальными, не воображаемыми. Тем не менее мы должны знать, что и страдания также являются проявлением Б‑жественного Провидения. Нам следует понимать, что в мире нет ничего случайного. Все происходит в соответствии с определенным планом, касающимся не только самого человека, но и членов его семьи