Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 3 сентября 2024
Поделиться

Вам кажется, что Вам выпал несчастливый жребий, — выбросьте эту ложную мысль из головы!

22 ава 5717 (19 августа 1957)

Вам кажется, что Вам выпал несчастливый жребий и т. д. Выбросьте эту ложную мысль из головы! Святой, благословен Он, сотворивший мир и правящий Своими творениями, является воплощением блага и следит за деяниями каждого еврея и еврейки! И когда они создают для себя достойный «сосуд», способный вместить Б‑жественное благо (этим «сосудом» являются Тора и заповеди), они удостаиваются благословения и преуспевают в жизни. Более того, чем крепче наше упование на Б‑жественное милосердие, тем больше будет это благословение и тем скорее оно будет получено.

Таким образом, Вам следует выстраивать свою жизнь в соответствии с указаниями Торы, которую называют Учением жизни, и продолжать заниматься своим нынешним делом (или же тем делом, которым Вы занимались до этого), поскольку в этом случае Вам будет легче найти работу. И да поможет Вам Всевышний.

Кроме того, Вам стоит проверить, насколько Ваши тфилин соответствуют всем требованиям еврейского закона, а также ежедневно читать один псалом или более по окончании утренней молитвы.

(Игрот кодеш. Т. 15. С. 336. Письмо 5660)

Сумка для хранения тфилин. Россия. 1900.

Когда человек действительно верит — «Г‑сподь свет мой и спасение мое, кого бояться мне?»

1 элуля 5717 (28 августа 1957)

После долгого перерыва мне было приятно получить Ваше письмо от 22 ава (19 августа). Еще приятнее было прочесть в нем, что множество тяготивших Вас проблем благополучно разрешились. Один этот факт может служить доказательством, что и остальные неурядицы окажутся столь же незначительными. Чем меньше Вы будете о них думать и обращать на них внимание, тем быстрее они оставят Вас, поскольку на самом деле все они иллюзорны.

Это особенно важно осознавать сейчас, когда мы дважды в день произносим: «Г‑сподь — свет мой и спасение мое. Кого бояться мне?» Теилим, 27:1. «Есть в наших странах еще один обычай: со второго дня новомесячья элуля и до Шмини ацерет читать утром и вечером после молитвы псалом “‘Г‑сподь — свет мой’ и ‘спасение мое...’, согласно мидрашу: ‘Г‑сподь — свет мой’ — сказано про Рош а‑Шана, ‘и спасение мое’ — про Йом Кипур, ‘ибо в день беды укроет Он меня в шатре Своем...’ — намек на праздник Суккот” » (Кицур Шульхан арух, 128:2).
Ибо когда человек действительно верит — без обсуждений и объяснений, когда Он просто уповает на то, что Всевышний — владыка мира и все зависит от Него, то тогда Он — «свет мой и спасение мое», и «кого бояться мне?». Вам нечего бояться и не о чем беспокоиться.

Кроме того, поскольку в Мишне сказано, что мир — это «сосуд», способный вместить благословение «Сказал рабби Шимон бен Халафта: “Святой, благословен Он, не нашел [иного] сосуда, способного вместить благословение, уготованное Израилю, — кроме мира, как сказано: ‘Г‑сподь даст силу народу Своему, Г‑сподь благословит народ Свой миром’ (Теилим, 29:11)”» (Укцин, 3:12). Стоит отметить, что хотя эта мишна не имеет отношения к теме трактата «Укцин», именно она была выбрана мудрецами в качестве оптимального завершения раздела «Тоорот» и всего Талмуда.
, и что мир в семье является высшей формой мира, я надеюсь, что с миром в семье у Вас все в порядке.

(Игрот кодеш. Т. 15. С. 375. Письмо 5701)

 

Что касается временной недостаточности Ваших доходов — право, жаль, что Вы воспринимаете это столь болезненно

22 тевета 5718 (14 января 1958)

Что касается временной недостаточности Ваших доходов — право, жаль, что Вы воспринимаете это столь болезненно, хотя знаете, что в наше время подобные неприятности случаются достаточно часто, а кроме того, можно воочию убедиться в истинности сказанного во многих священных книгах: что чем сильнее человек уповает на Того, кто сотворил мир и управляет им, тем быстрее ситуация изменится к лучшему, причем многократно. Не сомневаюсь, что и с Вами произойдет то же самое.

Хотя Вы не упомянули об этом, я не сомневаюсь, что Вы участвуете в работе женских хабадских организаций в Вашем городе. Это, безусловно, даст Вам возможность использовать свои таланты для общественного блага. Пусть же «заслуги многих» См. Авот, 5:18: «К тому, кто обратил многих людей в благочестие, никакой грех не пристанет... Моше был сам благочестив, и многие благодаря ему стали благочестивыми, и потому заслуги многих возведены ему в заслугу, как сказано о нем: “Праведность Г‑спода творил и суд его с Израилем” (Дварим, 33:21)».
станут Вашей опорой!

Помимо прочего, я рекомендовал бы Вам проверить возможность преподавания святого языка детям «наших людей» Аншей шломейну («наши люди»), или сокращенно анаш, — принятое в Хабаде обозначение истинных хабадников. .

Укрепляйтесь в вере и забудьте про отчаяние, и Вы достигнете больших успехов на личном и общественном поприще.

(Игрот кодеш. Т. 16. С. 223. Письмо 5999)

 

Я бы советовал устроить праздник заранее, даже если улучшение еще не наступило

1 швата 5718 (22 января 1958)

Уважаемый раввин и хасид, общественный деятель, рав Зеэв‑Дов‑Алтер Меир Известный раввин, автор нескольких книг; 1891–1965(?).
(Тель‑Авив)!

Только что я получил Ваше письмо от 23 тевета — кануна годовщины смерти рабби Шнеура‑Залмана, автора «Таньи», — в котором Вы описываете свою нынешнюю ситуацию.

Вы, несомненно, знаете слова рабби Шмуэля Шнеерсона Четвертый Любавичский Ребе (1834–1882).
, деда моего достопочтенного тестя: «Люди говорят, что, если нельзя преодолеть преграду снизу, ее надо преодолеть сверху. Я же говорю — сразу начинайте сверху!» Это верно и для Вашей ситуации. На первый взгляд, может показаться, что с выражением радости следует подождать, пока Ваше здоровье действительно не улучшится. Однако, в свете сказанного выше, я бы советовал устроить праздник заранее, даже если улучшение еще не наступило.

Это само по себе ускорит процесс [выздоровления]. Как неоднократно говорилось от имени первых глав Хабада: «Думай хорошо, и будет хорошо». Очевидно, что этого следует добиваться при помощи радостных слов и действий, а в Вашем случае — еще и с помощью пера, ибо Ваши литературные способности могут соответствующим образом повлиять на многих, а награда тому, кто порадовал других, как известно, очень велика, как мы читаем в «Таанит», 22а Имеется в виду следующая история: «Рабби Брока Хозаа стоял на рынке в Бей‑Лафате, а с ним был пророк Элияу. Спросил его [рав Брока]: “Есть ли здесь те, кто принадлежит миру грядущему?” Тем временем появились [на рынке] еще двое. Сказал [пророк Элияу]: “И эти принадлежат миру грядущему!“ Подошел [рабби Брока] к ним и спросил: “Каковы деяния ваши?” — “Мы балагуры, когда видим падшего духом, своими шутками развлекаем мы его. И еще: когда мы видим, как двое ссорятся, стараемся помирить их”».
.

С благословением и пожеланием хороших новостей

(Игрот кодеш. Т. 16. С. 252)

 

Когда наступают времена, о которых думаешь, что лучше бы они не наступили

11 ияра 5718 (1 мая 1958)

Ваше письмо, отправленное на исходе субботы, дошло с большой задержкой. В нем Вы пишете о том, что Ваш бизнес оказался в кризисной ситуации, и выражаете свои опасения, что Ваш годовой баланс не сойдется.

Полагаю, мне не нужно пространно рассказывать Вам об уповании на Всевышнего. Уповать на Всевышнего не означает ограничиться изучением того, что сказано об этом в святых книгах. Это означает полагаться на самом деле! Иными словами, когда наступают времена, о которых думаешь, что лучше бы они не наступили, нужно быть твердо уверенным, что это нечто временное и преходящее, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, [чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею]» Дварим, 13:4.
.

Если Всевышний увидит, что Вы выдержали это испытание, Вы воочию убедитесь, что это было просто испытание, одна видимость, без всякого содержания.

Кроме того, один из способов добиться увеличения доходов — начать больше жертвовать на благотворительность. Необходимо, чтобы и Ваша жена поступала со своими деньгами так же. Кроме того, она, несомненно, следует хорошему обычаю добродетельных еврейских женщин давать деньги на благотворительность перед зажиганием свечей накануне суббот и праздников.

(Игрот кодеш. Т. 17. С. 91. Письмо 6239)

 

Беспокойство может возникнуть, только если человек забыл основы веры

15 ияра 5718 (5 мая 1958)

Уважаемому хасиду Менахему Фельдману из Атланты

Вы пишете о своем здоровье: недавно Вы плохо себя чувствовали, и врачи предписали Вам следить за собой и избегать излишних хлопот и стресса.

Как известно, хасидский совет, как избавиться от тревог, гласит: необходимо укрепляться в уповании на Всевышнего. Чтобы Вам было легче понять, о чем идет речь, — эта идея подробно изложена в «Обязанностях сердец», в разделе «Врата упования». Более того, упование на Б‑га напрямую проистекает из основополагающих принципов еврейской веры, ибо все евреи — «верующие, сыны верующих». Речь идет о нашей уверенности в том, что Провидение Всевышнего распространяется на каждого человека, ибо Он — воплощение блага, как сказано: «Все, что ни делает Г‑сподь, — к лучшему».

Если так, то о чем нам беспокоиться? Беспокойство может возникнуть, только если человек забыл основы веры.

Все сказанное выше касается вещей, которые «в руках Небес». Ибо мудрецы говорили: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» Брахот, 33б.
. Однако когда речь идет о Торе и заповедях, здесь есть о чем беспокоиться, а именно: каждому человеку необходимо размышлять о том, как изменить свои пути, чтобы они соответствовали тому, ради чего он был сотворен. Ибо, как говорили мудрецы, «я же сотворен, чтобы служить своему Владыке» Мишна Кидушин, 4:14. Целиком это высказывание, имеющее непосредственное отношение к теме упования, звучит так: «Сказал рабби Шимон бен Элазар: “За всю свою жизнь видел ли ты зверя и птицу, у которых было бы ремесло? Тем не менее они получают пропитание без забот и огорчений! А ведь созданы они лишь для того, чтоб мне служить. Я же, созданный, чтобы служить моему Владыке, — неужели не должен я получать пропитание без забот и огорчений? Но извратил я дела свои и потому лишил себя пропитания”».
.

Xотя Вы об этом не упомянули, я надеюсь, что у Вас есть постоянное время для изучения Торы и хасидизма и что в этом вопросе Вы постоянно прибавляете, ибо «в вопросах святости — прибавляют» Шабат, 21б. В Талмуде этот принцип приводится в качестве объяснения законов Хануки — почему каждый следующий день праздника зажигают на одну свечу больше. .

(Без указания тома)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

В жизни человека могут быть периоды, связанные со страданиями — самыми реальными, не воображаемыми. Тем не менее мы должны знать, что и страдания также являются проявлением Б‑жественного Провидения. Нам следует понимать, что в мире нет ничего случайного. Все происходит в соответствии с определенным планом, касающимся не только самого человека, но и членов его семьи

Всё в руках Небес

Отчаиваться и требовать чудес в борьбе со злом — следствие происков дурного начала. Как и в случае с остальными его уловками, лучшая стратегия — не связываться с ним и не вступать с ним в споры и дискуссии. Вместо этого необходимо всячески укреплять «три столпа, на которых стоит мир: Тору, служение Всевышнему и добрые дела». Если человек поступает подобным образом, он может быть уверен в том, что тьма уменьшится и рассеется

Всё в руках Небес

Никто не спорит с тем, что каждый человек, как мужчина, так и женщина, должен следовать указаниям врачей, когда дело касается конкретных практических шагов. Однако в то же время нам следует помнить, что есть Б‑г, целитель всякой плоти, и что именно Он управляет миром, то есть повседневной жизнью каждого мужчины и каждой женщины, вплоть до мельчайших деталей, и это утверждение тем более верно, когда дело касается основополагающих вещей, составляющих нашу жизнь