Всё в руках Небес
Мы не вправе указывать Всевышнему на календарь
2 кислева 5716 года (17 ноября 1955)
Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы писали о своем общем настроении, о своих надеждах и о просьбе к Всевышнему — родить здоровых детей.
Поскольку речь идет об одной из важнейших заповедей нашей Торы , которую называют Учением жизни, Вам следует укрепиться в своем уповании на Создателя и поверить, что Он позволит Вам и Вашему мужу исполнить эту заповедь. Вместе с тем очевидно, что мы не вправе указывать Всевышнему на календарь и требовать, чтобы наши желания были удовлетворены тогда, когда нам удобно. И, коль скоро нам известно, что Всевышний — источник всех благ, мы должны осознавать не менее ясно, что Он знает, какое время является благоприятным и что именно в это время Он исполнит Ваше сокровенное желание. Поэтому все, что мы можем, — это с твердой уверенностью, что просьба будет исполнена, молиться, чтобы это произошло как можно скорее.
Что же касается того, что, как Вы пишете, Вы утратили надежду, — еврейке так говорить не подобает, ибо Всевышний всемогущ и желает, чтобы каждый еврей был благополучен не только в духовном, но и в материальном плане.
С пожеланием, чтобы Ваши молитвы были услышаны, Ваша просьба исполнилась поскорее и мы услышали от Вас хорошие новости.
(Игрот кодеш. Т. 12. С. 109. Письмо 3921)
Вера — это канал, по которому получают благополучие свыше
24 кислева 5716 года (9 декабря 1955)
Во время хасидского застолья, организованного в честь знаменательной даты: 19 кислева — праздника, когда, как писал в своем знаменитом письме рабби Шалом‑Дов‑Бер Шнеерсон, «избавил Он в мире душу мою» , — мне рассказали о том, что произошло с Вами и Вашей супругой.
Эту новость мне сообщили в благоприятное время. Ибо, согласно учению рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое он получил от своих наставников , «если бы один ангел находился в обществе десяти евреев, даже не обсуждающих в это время сказанное в Торе, его бы охватил сильнейший трепет пред Шхиной, пребывающей над ними; и тогда он бы растворился в ее сиянии и перестал существовать как отдельное творение» . Это тем более справедливо для собрания десятков евреев, восторженно празднующих освобождение главы народа Израиля. Таким образом, я совершенно уверен, что Ваша ситуация вскорости изменится к лучшему, в соответствии с толкованием стиха: «Тот, кто посылает слово Свое на землю, — быстро бежит слово Его» , приведенного в книге «Ликутей ор», в разделе «Корах».
Не сомневаюсь, что Ваша вера во Всевышнего не ослабнет, ибо вера — это канал, по которому получают благополучие свыше. Надеюсь вскорости услышать от Вас хорошие новости, тем более что сейчас канун праздника Ханука, когда, согласно Торе, нам следует постоянно преумножать свет и увеличивать святость даже снаружи . В первую очередь это достигается «распространением источников» — пока не наступит время, когда «ночь, как день, светит, тьма — как свет» , то есть придет праведный Машиах, да произойдет это вскорости, в наши дни.
(Игрот кодеш. Т. 12. С. 170. Письмо 3979)
Страдания также являются проявлением Б‑жественного Провидения
13 сивана 5716 года (23 мая 1956)
Я получил Ваше письмо, в котором Вы кратко описываете все, что Вам довелось пережить: скитания, переживания, тревоги и т. д., — до прибытия в N. Также в Вашем письме упомянуты события, кажущиеся Вам необъяснимыми.
Поскольку в секретариате не нашлось пишущей машинки с русским шрифтом, я отвечаю Вам на идише, но Вы, безусловно, можете и дальше писать мне на том языке, на котором Вам удобнее.
Итак, Вам кажется странным, что Вы не можете найти объяснение случаям, имевшим место в Вашей семье и в Вашем доме. Однако если Вы немного поразмыслите о происшедшем, они перестанут казаться Вам странными, ведь смертные видят лишь малую часть того, что творится с ними и вокруг них, и потому им трудно верным образом оценить пережитое.
Желая донести до Вас эту идею максимально четко, прибегну к следующей аналогии. Представьте себе человека, вошедшего в операционную. Он видит операционный стол, окруженный множеством людей, которые, вооружившись различными колющими предметами и не обращая внимания на стоны [оперируемого], методично терзают его тело. Не зная полной медицинской истории пациента, случайный свидетель, несомненно, выскочит наружу с криком: «Караул! Разбойники и убийцы, руки прочь от несчастного!» и побежит за помощью.
Предположим теперь, что кто‑нибудь объяснит нашему незадачливому свидетелю, что операция необходима, что благодаря ей пациент проживет еще несколько десятков лет и что хирурги движимы сейчас исключительно добрыми намерениями, а именно спасти жизнь. Тогда он, безусловно, поймет, что люди со скальпелями — никакие не разбойники и не убийцы, а, напротив, лучшие благодетели пациента. И будет прав, даже с учетом того, что врачи не могут гарантировать успех операции на 100%, как не могут и знать наверняка, сколько именно лет она подарит оперируемому.
Из этого примера мы видим, что в жизни человека могут быть периоды, связанные со страданиями — самыми реальными, не воображаемыми. Тем не менее мы должны знать, что и страдания также являются проявлением Б‑жественного Провидения. Нам следует понимать, что в мире нет ничего случайного. Все происходит в соответствии с определенным планом, касающимся не только самого человека, но и членов его семьи. Кроме того, обычный здравый смысл свидетельствует о том, что упомянутый случай вовсе не противоречит естественному порядку вещей. Просто у нас не всегда есть под рукой знающий хирург, который объяснил бы нам, какую огромную пользу принесут нам те или иные временные страдания в будущем.
Многие люди задаются вопросами бытия, многие сомневаются, есть ли в мире порядок и смысл. Однако все знают благодаря достижениям физики, химии, астрономии и т. д., — и это признают не только евреи и не только верующие, но и те, кто не верит в Б‑га, — что каждый наималейший атом нашей вселенной подчиняется точным законам и все происходит согласно этим законам. Соответственно, земля и ее камни, растения, животные — словом, все, что нас окружает, регулируется установленными законами и правилами, и это утверждение верно для гораздо более глобальных вещей и явлений, нежели отдельный индивидуум и его семья.
Представьте себе человека, идущего по огромному зданию с тысячью комнат. Он видит, что все вещи в каждой комнате расставлены в определенном порядке и тот же порядок прослеживается повсюду. Есть только одна маленькая комната, относительно которой он сомневается, правильно ли в ней расположены мебель и другие предметы. Очевидно, что всякий честный человек будет в этом случае рассуждать так: «Если в тысячах комнат этого грандиозного помещения все находится в идеальном порядке, то и для этой комнатки, которая, в конце концов, является его частью, также должны существовать план и порядок, даже если они пока незаметны моему глазу».
Полагаю, будет излишним продолжать разбирать эту аналогию. Тем не менее я хочу добавить еще кое‑что.
Если любой из нас, включая и Вас, задумается о том, как прошла его жизнь: о тех местах, где ему довелось побывать, о том, что с ним происходило, — так вот, если он задумается об этом беспристрастно, то он увидит тысячи и даже десятки тысяч случаев, которые вели его к определенной цели. Это началось десять лет назад , и с тех пор все двигалось в определенном направлении, слева направо .
Однако, поскольку Всевышний желает, чтобы у нас была свобода выбора (как говорят по‑русски, «по доброй воле» ), каждому человеку, включая Вас, дозволено избирать собственный путь . И поскольку мы люди, нет ничего удивительного, что порой мы совершаем ошибки, сбиваемся с заданного курса и, вместо того чтобы идти прямой дорогой, начинаем делать зигзаги. Впрочем, если человек серьезно обдумает все сказанное выше и перестанет сам себя обманывать, он поймет, что количество зигзагов можно сократить, и тогда они будут случаться гораздо реже. Поступая определенным образом, он достигнет цели, которую Всевышний поставил всем людям и в первую очередь каждому еврею: быть счастливым в своей семье и в этом мире. Счастья же можно добиться, если поступать так, как учит Тора, которую мы называем Учением жизни.
Также нам следует помнить о тех уловках, которыми нередко пользуется дурное начало. Оно постоянно находит тех, кого считают благочестивыми и кто ведет себя согласно Торе, и указывает нам на их личные слабости. Для чего оно это делает? Чтобы убедить нас, что, поскольку данный человек живет согласно Торе и при этом ему присущи означенные слабости, это доказывает, что Тора, не дай Б‑г, ничего не стоит, ибо вот, смотри, этот человек совершил такую ошибку, и такую ошибку, и еще такую…
Ложь здесь заключается в том, что дурное начало показывает нам только одну грань личности, но отнюдь не всю картину. Попробую объяснить, снова прибегнув к аналогии.
Представим себе человека, который, идя по улице, увидит пациента, выходящего от профессора медицины на костылях. Прохожий может подумать или даже сказать: «Этот профессор — шарлатан! Ведь несчастный побывал у него на приеме, хорошо заплатил, точно выполнял все его предписания — и вот, он все равно на костылях и по‑прежнему не может сделать без них ни шагу».
Теперь представим, что кто‑нибудь объяснил нашему прохожему, что до того, как этот человек побывал у профессора, он был полностью парализован и не мог пошевелить ногой. Профессор же не только избавил его от паралича, но и сделал его крепче, так что теперь он может не просто пошевелить ногой, но даже ходить и постепенно ходит все лучше и лучше, хотя все еще нуждается в костылях. Впрочем, если и дальше он будет выполнять предписания профессора, вполне возможно, что костыли вскоре окажутся не нужны и пациент окончательно выздоровеет.
Аналогичным образом, люди рождаются с самыми разными качествами. У одних они хорошие, у других не очень. Тем не менее благодаря обучению у хороших наставников и, прежде всего, благодаря самовоспитанию (если заниматься им правильно) каждый может ослабить их влияние и значительно улучшить свой характер. Вместе с тем, поскольку человек должен учиться и работать над собой всю жизнь, неудивительно, что мы нередко встречаем людей, еще не завершивших работу по самосовершенствованию. Также неудивительно, что мы обнаруживаем у них не только достоинства, и вовсе не потому, что в процессе самосовершенствования они не следовали указаниям «профессора». Откуда нам знать, что их недостатки не стали со временем гораздо менее заметны, чем были прежде?
В заключение я хотел бы подчеркнуть цель данного письма. Оно было написано не для того, чтобы пофилософствовать, но чтобы подвести Вас к мысли, что, если Вы станете рассуждать объективно и здраво, это укрепит Вас в Вашем уповании на Всевышнего. Это также поможет Вам благожелательно смотреть на людей, которые Вас окружают, прежде всего на своих соседей; поможет видеть их достоинства, по большей части приобретенные упорным трудом, а недостатки, если они есть, в свете вышеприведенной аналогии, — рассматривать как временные «костыли». Самое же главное, Вам нужно понять, что Вы должны делать все, что в Ваших силах, для просвещения своего окружения, причем не только членов семьи, но и гораздо более широкого круга людей. Этого можно достичь, проникнувшись любовью к каждому еврею и желанием принести ему добро. Такое поведение, безусловно, пойдет на благо и Вам, и Вашей семье.
Я надеюсь, что Вы прочтете мое письмо достаточно внимательно. Полагаю, мне не нужно Вам напоминать о том, что, если у Вас возникнут вопросы или что‑то будет непонятно, мне будет приятно, если Вы мне об этом напишете. И даже если мой ответ задержится ввиду многочисленных неотложных дел, тем не менее я постараюсь ответить Вам поскорее, по мере сил. Впрочем, мне кажется, что возможные задержки будут означать, в частности, что Вам свыше предоставляют больше времени для пересмотра восприятия Ваших ближних и для изменения Вашего собственного поведения к лучшему. И да поможет Вам Всевышний!
(Без указания тома.)