Всё в руках Небес
11 нисана исполняется 122 года со дня рождения Любавичского Ребе. В этот день мы продолжаем публиковать его письма
Вы уже богаты
13 ава 5712 года (4 августа 1952)
Только что получил Ваше письмо, отправленное накануне субботы. Похоже, Вы снова впали в уныние.
Зачем же подрывать свой дух, предаваясь негативным мыслям о разных нехороших вещах? В прошлом я уже неоднократно предостерегал Вас против подобного поведения, однако мне кажется, что Вы так и не вняли моим увещеваниям или же, как говорится в «Ликутей Тора» (в начале раздела «Шмини»), они Вас «не затронули».
Вам следует верить, что Вы непременно разбогатеете. И у меня есть основания полагать, что Вы уже богаты, просто ввиду общей неорганизованности пока не догадываетесь об этом. Как бы то ни было, знайте, что все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.
Что касается конкретно Вашей предстоящей поездки — не теряйте из виду ее духовный аспект: помните о моей просьбе нанести визиты определенным людям и начните посещать хасидские застолья.
(Игрот кодеш. Т. 6. С. 276. Письмо 1782)
Не следует по своей инициативе предаваться печальным размышлениям, тем самым материализуя их в физическом мире
27 ава 5712 года (18 августа 1952)
Пишу ответ на Ваше письмо, из которого явственно следует, что мне так и не удалось Вас ободрить.
Помнится, я уже несколько раз говорил Вам о том, что разъясняется в наших святых книгах, причем отнюдь не только в хасидской литературе: не следует по своей инициативе предаваться печальным размышлениям, тем самым материализуя их в физическом мире! Бдительность в этом вопросе является духовным залогом того, что Ваши опасения не подтвердятся.
Причем дело касается не только речи. (В хасидской литературе, кажется в молитвеннике «Сто врат», о Магиде из Межерича сказано, что, когда у него возникала мысль, он ее высказывал, чтобы таким образом привести ее в наш мир.) Печальные размышления недопустимы, даже если все ограничивается только мыслями, — в силу причин, указанных выше. Это также естественным образом следует из учения моего уважаемого тестя рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, который говорил: «Думай хорошо, и будет хорошо!»
Предвижу Ваш контраргумент, что, дескать, дисциплинировать свои мысли должным образом очень и очень трудно. Что ж, за отсутствием других вариантов Вам следует посвятить свои помыслы Торе. Среди прочего, это духовное благо породит материальные блага.
Суммируя сказанное, чем крепче будет Ваше упование на Всевышнего и чем сильнее оно будет влиять на Ваши помыслы, слова и поступки, тем больше ощутимых результатов, материальных и духовных, оно принесет.
Именно сейчас, в элуле, месяце Б‑жественного милосердия, каждому из вас следует уделить хотя бы несколько минут размышлениям об уповании на Всевышнего и непременно обсудить эту тему вместе
Я получил Ваше письмо, написанное в день, о котором в Торе дважды сказано, что он хорош . Вы пишете о себе и о своей жене, просите у меня совета и ищете благословения.
Когда я буду на могиле моего уважаемого тестя рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, я упомяну вас в своих молитвах — чтобы Всевышний даровал вам обоим крепкое здоровье и достойный разработок, а главное, поскорее обрадовал ваши сердца, чтобы у вас родились дети.
Чтобы получить благословение от Творца, необходимо создать надлежащий «сосуд» снизу — учить Тору и исполнять заповеди. Поэтому мне было приятно узнать от нашего уважаемого посланника рабби Бенциона Шемтова , что Вы живете так, как подобает еврею. В таком случае мне остается лишь посоветовать Вам каждое утро, прежде чем приступить к молитве, жертвовать несколько монет на благотворительность; а Ваша жена пусть делает то же самое перед зажиганием субботних и праздничных свечей.
Также мне хотелось бы передать Вашей жене, что ей следует укрепиться в уповании на Всевышнего, который не только сотворил вселенную и управляет ею, но и следит за каждым из нас и ведет человека наилучшим для него путем. Пусть она полагается на Тору и «Шульхан арух» и не позволяет себе никаких послаблений в том, что касается его предписаний. Ибо, если человек ведет себя согласно «Шульхан аруху», подобное поведение создает достойный «сосуд», способный вместить Б‑жественные блага, каждому в соответствии с его потребностями.
Вам также следует проверить, кошерны ли мезузы в Вашем доме. И еще один момент. Именно сейчас, в элуле, месяце Б‑жественного милосердия, каждому из вас следует уделить хотя бы несколько минут для размышлений об уповании на Всевышнего и непременно обсудить эту тему вместе.
Надеюсь, что вскоре Вы сможете сообщить мне добрые вести о том, что Вы и Ваша жена чувствуете себя хорошо, что вы оба укрепились в своей вере в Творца и что вы своими глазами увидели Его Провидение и поняли, что Всевышний направляет вас к добру как в материальном, так и в духовном плане.
(Игрот кодеш. Т. 6. С. 300. Письмо 1808)
Мне кажется, это единственная любавичская организация, которая придерживается такой политики
Администрации «Купас бахурим»
Мне было приятно получить ваше письмо с кратким отчетом о проделанной работе. Пусть Всевышний дарует вам успех как в материальном, так и в духовном плане.
Вместе с тем мне странно, что организация, связанная с именем моего уважаемого тестя рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, ограничивает свои расходы таким образом, чтобы они не превышали ее доходов. Мне кажется, вы — единственная любавичская организация, которая придерживается такой политики. Я не стал бы в это вмешиваться, если бы не опасался, что подобная политика вынуждает вас ограничивать свою деятельность, а ведь речь идет о насущной необходимости.
Уверен, что не должен напоминать вам о важности упования на Всевышнего в целом. Поэтому хочу лишь сказать, что будет правильным прибегнуть к нему и в данном конкретном вопросе, поскольку в этом случае вы сможете убедиться, что, как только вы немного увеличите свои расходы, ваши доходы немедленно возрастут.
Будет правильно, если вы начнете придерживаться именно такой политики. Ибо, согласно хасидскому учению, именно в этом заключается разница между живыми организмами и неживыми предметами: живые организмы не только получают жизненную энергию, но и производят ее сами. Из этого следует, что расширение каналов, питающих живые организмы, приводит к возрастанию жизнетворной силы.
В свете сказанного выше желаю, чтобы у вас всегда были средства на случай дефицита. К письму приложен документ о беспроцентной ссуде от одного из руководимых мною фондов на сумму в 200 долларов. Соответственно, вы можете сейчас же увеличить ваши расходы, чтобы они превосходили ваши доходы как минимум на 200 долларов.
Позволю себе закончить письмо благословением всем работникам фонда и всем его спонсорам: дай Б‑г, чтобы весь Хабад был найден достойным ссужать деньги не из необходимости, но ради того, чтобы служить «колесницей» сфиры Хесед мира Ацилут
Мир Ацилут — согласно каббале, высший, наиболее близкий Всевышнему из существующих миров.
— как это происходило в истории, которую мой достопочтенный тесть рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон поведал в 5701 (1941) году в одной из своих бесед.
Реб Исраэль, лавочник из Полоцка и хасид рабби Менахема‑Мендла Шнеерсона, известного как Цемах Цедек, находясь в Любавичах, как‑то в субботу, когда читают недельную главу «Вайера», услышал рассуждение Ребе о том, что праотец Авраам был щедр деньгами, телом и душой. Цемах Цедек объяснял, что Аврааму своими добрыми делами удалось, находясь в этом материальном мире, заменить собой атрибут добра духовного мира Ацилут. Из этого, заключил Цемах Цедек, следует, что праотец Авраам был воплощением этого атрибута . Все рассуждение намного превосходило понимание реб Исраэля, но слова о важности взаимопомощи тронули его до глубины души. Вернувшись домой, он повторил услышанное на хасидском застолье и затем отправился в свою лавку. Хотя у реб Исраэля не было недостатка в деньгах, он зашел к другому лавочнику, реб Нахману, и попросил у него ссуду — чтобы помочь ему тем самым исполнить заповедь быть щедрым к другому еврею. И тогда другие лавочники, услышав о высокой ценности этой заповеди, начали ежедневно одалживать деньги друг у друга.
Когда реб Исраэль снова приехал в Любавичи, Цемах Цедек пригласил его в свой кабинет и расспросил об этом обычае. Сын Цемаха Цедека, будущий четвертый Любавичский Ребе, позже спросил отца, чем знаменит реб Исраэль. Цемах Цедек ответил, что над головой этого простого лавочника сиял столп света — света сфиры Хесед мира Ацилут.
(Игрот кодеш. Т. 7. С. 164–165)
Чтобы это не привело к унынию
24 кислева 5714 года (1 декабря 1953)
Вы пишете, что решили сделать «переучет» [своих поступков и помыслов] начиная с момента Вашего приезда в город. В общем и целом время для подобного переучета — месяц элуль. В течение же года такими вещами нужно заниматься лишь в той степени, в которой они не ослабляют наше служение и тем более ни в малейшей степени не приводят еврея к унынию. Как говорили наши мудрецы, отчаяние возникает, только если нет понимания .
(Игрот кодеш. Т. 8. С. 72. Письмо 2317)