Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 27 февраля 2024
Поделиться

Вместе с тем мы должны создавать «сосуд» естественными средствами и следовать указаниям врачей

3 сивана 5712 года (27 мая 1952)

Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы спрашивали, следует ли Вам и дальше советоваться с врачами или же нужно полностью положиться на Всевышнего. Думаю, нет нужды напоминать Вам о том, что человеку необходимо твердо полагаться на Творца, который «исцеляет всякую плоть и творит чудеса» Парафраз благословения, которое произносят после посещения туалета.
. Вместе с тем мы обязаны создавать «сосуд» для Б‑жественного благословения естественными средствами и следовать указаниям врачей.

Пусть Всевышний исполнит сокровенное желание Вашего сердца, и Вы и Ваша супруга удостоитесь благословения — рождения здорового жизнеспособного потомства. Ваше письмо в надлежащее время будет прочитано на святой могиле [моего тестя].

(Игрот кодеш. Т. 6. С. 91. Письмо 1612)

 

Упование — это мерная шкала

25 сивана 5712 года (18 июня 1952)

Я получил Ваше письмо от среды, 34‑го дня счета омера, где Вы описываете свое плачевное финансовое положение, значительные долги и т. д. Также Вы пишете, что у Вас есть возможность продать часть недвижимости и что Вы не можете самостоятельно решить, как поступить. Самое же главное: Вы упали духом и Ваша вера во Всевышнего ослабла — на это недвусмысленно указывает тон письма.

Я не случайно написал: «Самое главное». Как разъясняется в наших священных книгах в целом и в хасидской литературе в частности, от упования зависит все. Упование — это мерная шкала, показывающая, в какой степени мирские дела человека имеют отношение к Творцу и связаны с Ним. Ибо, если речь идет об истинной и полноценной связи, совершенно невозможно, чтобы человеку чего‑либо не хватало, так как в горних мирах самого понятия «не хватает» просто не существует!

В соответствии с Вашей просьбой я упомяну Ваше имя, когда буду на могиле моего достопочтенного тестя, благословенной памяти, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона. А поскольку Вы просите совета, я полагаю, что Вам следует сосредоточиться на работе над собой — укреплять в себе веру во Всевышнего, насколько это в Ваших силах.

Уповать на Всевышнего по‑настоящему означает, что, даже если в соответствии с естественными законами мы не видим никакого выхода, мы твердо, без всяких сомнений полагаем, что в итоге все будет хорошо, причем настолько, что грядущее благо мы будем видеть явственно, своими глазами, — в частности, Всевышний удостоит нас достойного заработка, крепкого здоровья и т. д. То есть речь идет о видимом и осязаемом изменении ситуации к лучшему, а не, к примеру, награде в загробном мире, очищении души и других материях, которые невозможно увидеть и верифицировать. Ибо с «высшей» точки зрения законы природы не имеют никакого значения. Соответственно, как только человеку удается хоть немного приподняться над землей и усвоить соответствующий взгляд на вещи — то есть когда он осознает, что, поскольку он является верующим евреем, у него нет другого хозяина, кроме Всевышнего, — он сможет добиться того, что и здесь, в нашем материальном мире, законы природы не смогут причинить ему никакого вреда.

Очень надеюсь, что когда Вы укрепитесь в вере, насколько это будет в Ваших силах, то сразу же увидите изменения к лучшему. Кроме того, будет правильно, если Вы немедленно начнете жертвовать на благотворительность, как это делали прежде, и даже дадите немного больше своей обычной меры.

Жду от Вас хороших новостей. С благословением и пожеланием материальных успехов. Дай Б‑г, чтобы в Вашем случае сбылись слова рабби Шнеура‑Залмана из Ляд — чтобы Святой, благословен Он, даровал Вам материальное, которое преобразуется затем в духовное.

(Игрот кодеш. Т. 6. С. 147. Письмо 1663)

Коробка для пожертвований. Эльзас (?). Около 1870

 

Циц носили на лбу. Он олицетворял безусловное упование на Б‑га, превозмогающее человеческий разум

2 тамуза 5712 года (25 июня 1952)

Мне было приятно узнать, что Ваша дочь на пятом месяце беременности. Дай Б‑г, чтобы ее беременность разрешилась благополучно, своевременно и без осложнений. Уверен, что Ваша дочь следует указаниям врачей, которые периодически осматривают ее в соответствии с общепринятой процедурой. Желаю, чтобы она родила вовремя и легко и чтобы она и другие Ваши дети приносили Вам только радость.

Думаю, с моей стороны будет излишним напоминать Вам о необходимости продолжать переписку с Вашим зятем, раввином N, и подробно объяснять ему, какая честь и какая ответственность легли на его плечи — приближать евреев к их Отцу Небесному.

Кроме того, «не с нами знающий — доколе?» Стих полностью: «Знаков наших не увидели мы, нет больше пророка, и не с нами знающий — доколе?» (Теилим, 74:9).
. Порой, приблизив еврея [к Торе и заповедям], мы тем самым создаем целые поколения еврейских сыновей и дочерей, с трепетом исполняющих слово Всевышнего. Поэтому имеет смысл вкладываться и не жалеть телесных и душевных сил ради каждого еврея. Ибо «каждый человек — как целый мир» Намек на известное высказывание мудрецов: «Если кто‑нибудь загубил одну душу, Писание относится к этому так, будто он загубил целый мир, а если кто‑нибудь сохранил одну душу, Писание относится к этому так, будто он сохранил целый мир» (Сангедрин, 37а).
, не только сам по себе, но и благодаря своим потомкам, и потомкам его потомков, и так до конца времен. Как известно, в хасидской традиции существует давняя традиция небуквального понимания слов «до конца времен» На иврите «до конца времен» («ад олам») дословно переводится как «до [конца] мира». Еврейское слово «олам» созвучно однокоренному «ээлем» — «неизвестность».
 — до тех пор пока не придет конец неизвестности и сокрытию Б‑жественного Лика.

Да удостоит нас Всевышний увидеть Избавление Окончательное избавление, с началом которого закончится сокрытие Б‑жественного Лика, как сказано: «В это время… весь мир будет желать только одного: познать Б‑га. Поэтому все евреи будут великими мудрецами, и будут знать тайные и глубокие вещи, и постигнут замыслы своего Творца в той мере, в какой только может человеческий разум это постичь, как сказано: “Потому что наполнится земля знанием о Б‑ге, как полно водою море” (Йешаяу, 11:9)» (Рамбам, Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 12:5).
собственными глазами. И следует помнить, что достигнуть этого можно только благодаря упованию — полной вере, выходящей за пределы человеческого разумения.

На безграничное упование намекают слова «циц» Налобная пластина. Часть одеяний первосвященнника. См. Шмот, 28:36: «И сделай пластину (“циц”) из чистого золота и выгравируй на ней, как на печати: “Святыня Г‑споду”».
и «цицит» «Кисти видения», которые каждый еврей должен сделать на одежде с четырьмя углами. См. Бемидбар, 15:37–38: «И Г‑сподь сказал Моше, говоря: говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе кисти (цицит) на краях одежд своих во всех поколениях своих».
. Слово «циц» имеет тот же корень, что и глагол «мециц» («заглядывает») в стихе: «Вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь решетки» Шир а‑ширим, 2:9. Согласно традиции, «он» — это Машиах, который «заглядывает» в мир, куда ему предстоит прийти.
. В этом стихе говорится о теперешнем положении дел, об изгнании. Циц носили на лбу. Он олицетворял безусловное упование на Б‑га, превозмогающее человеческий разум.

С другой стороны, слово «циц» связано со словами, означающими «раскрытие» и «сияние», как в стихах: «Спустилась я в сад ореховый взглянуть на побеги прибрежные, посмотреть, зацвела ли лоза, распустились ли (“энецу”) гранаты» Шир а‑ширим, 6:11.
и: «Врагов его стыдом покрою, а на нем сверкать будет (“яциц”») венец его» Теилим, 132:18. Оба стиха намекают на эпоху избавления, когда Машиах «раскроется» и «засверкает». Таким образом, циц намекает как на эпоху изгнания, так и на эпоху избавления, причем переход от одной эпохи к другой будет возможен благодаря олицетворяемому им упованию на Всевышнего.
.

В ожидании хороших новостей. С благословением и пожеланием материальных успехов. Дай Б‑г, чтобы в Вашем случае сбылись слова рабби Шнеура‑Залмана из Ляд — чтобы Святой, благословен Он, даровал Вам материальное, которое преобразуется затем в духовное.

(Игрот кодеш. Т. 6. С. 161. Письмо 1676)

 

Не просто влачить свое существование день за днем

13 ава 5712 года (4 августа 1952)

Мне было очень больно, когда мне сообщили, что Вы все еще предаетесь унынию. Как я понял, в таком же настроении пребывает и Ваш дом То есть супруга. В традиционной еврейской литературе жену нередко называют домом. См., напр., Мишна Йома, 1:1: «Также другую жену подготавливают ему — вдруг умрет жена его, ибо сказано (Ваикра, 16:6): “И искупит себя и дом свой”: “Дом свой” — это его жена».
.

Ваше состояние духа после обрушившегося на Вас несчастья вполне объяснимо. И тем не менее евреи, которых называют «верующими, сынами верующих», и особенно хасиды, обязаны «прилепляться» ко Всевышнему и крепко держаться Его, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г‑споду, Б‑гу вашему, живы вы все ныне» Дварим, 4:4.
.

Однако быть «живым» в подлинном смысле слова означает не просто влачить свое существование день за днем. Подлинно жить означает, что в Вашей жизни не должно быть недостатка ни в чем из того, что требуется Вам и Вашей супруге в материальном и духовном плане. Тем не менее может, не дай Б‑г, случиться, что человек недостоин такого благословения Святого, благословен Он. Об этом случае в «Зоаре» сказано: «Если здесь, внизу, у человека светлое выражение лица, свыше ему воссияет светлый Лик» Продолжение цитаты, которое Ребе счел нужным опустить, звучит так: «А предающегося унынию ждет строгий Суд».
. Именно поэтому мы читаем: «Служи Г‑споду в радости — ибо радость человека из плоти и крови порождает другую, высшую радость» Зоар, II, 184б. .

Иными словами, если еврей укрепляется в своей вере и уповании, Всевышний даст ему повод для служения в радости. А если он укрепится в вере настолько, что это начнет влиять на всю его повседневную жизнь, такой человек воистину «черпает» Свыше [Б‑жественное благословение]. Так что можно воочию увидеть, что упование себя оправдывает.

Дай Б‑г, чтобы Вы, Ваша супруга и вся Ваша семья убедились в этом как можно скорее.

(Игрот кодеш. Т. 6. С. 266. Письмо 1773)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Наша вера ничем не должна отличаться от веры праведных женщин, которые, пребывая в египтском рабстве, ни разу не усомнились во Всевышнем, хотя и не видели никаких естественных способов спасения. Тем не менее жестокая действительность не поколебала в них веру, что они должны рожать и растить детей и что эти дети удостоятся долгих лет жизни. Будем надеяться, что и в наше время благодаря твердому упованию на Творца мы также удостоимся стать свидетелями полного и окончательного избавления, которое принесет праведный Машиах.

Всё в руках Небес

Если Вы доверяете Творцу во всем, что касается заработка, то тем более Вы должны быть крепки в вере, когда речь заходит о детях и об их поведении! В конце концов, это то, что еврею действительно важно, гораздо важнее материальных успехов... Не отчаиваться и неустанно говорить с детьми об их поведении через призму Торы и заповедей. Ибо «речи мудрых» непременно будут услышаны, особенно если их произносят «спокойно»

Всё в руках Небес

Евреям положено вести себя так, как этого требует от них наша святая Тора. Сказали мудрецы, что врачам дано свыше разрешение лечить. Это означает, что Тора предписывает нам в рамках этого мира обращаться к врачам, ибо Всевышний наделяет докторов способностью исцелять. Поэтому люди советуются с врачами и следуют их предписаниям. Именно это Вам и нужно сделать — оставить медицинские вопросы врачам.