Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 11 января 2024
Поделиться

Царь Давид говорил: «Не устрашусь зла, ибо Ты со мной». Слова «Ты со мной» относятся к каждому еврею

Первый день новомесячья адара 5712 года (26 февраля 1952)

На днях рав Йеуда‑Цви Фогельман Рабби Гершель (Йеуда‑Цви) Фогельман (1921–2013) на протяжении многих лет был посланником в Массачусетсе.
передал мне Вашу записку, в которой Вы сообщаете, что Вас одолевают страхи.

В ответном письме я хочу подчеркнуть, что каждый еврей, будь то мужчина или женщина, должен быть крепок в своем уповании на Всевышнего. Точно так же, как мы веруем истинной и полной верой в то, что Святой, благословен Он, является Владыкой мира, мы обязаны верить, что Всевышний властвует над жизнью каждого из нас. И поскольку нет сомнений в том, что Творец — благ, мы никогда не перестаем уповать на то, что Он, безусловно, ведет нас в правильном направлении.

Царь Давид говорил: «Не устрашусь зла, ибо Ты со мной» Теилим, 23:4.
. Слова «Ты со мной» относятся к каждому еврею.

Надеюсь, что Всевышний изменит Вашу ситуацию к лучшему и Вы сможете вскоре сообщить мне добрые вести.

(Игрот кодеш. Т. 5. С.242. Письмо 1442)

Странствия израильтян по пустыне. Иллюстрация из книги Bible Pictures and What They Teach Us. 1897

Даже когда мы не представляем, как именно это произойдет, Всевышний все равно исполнит Свою волю

Канун праздника Песах 5712 года (9 апреля 1952)

Как Вы, безусловно, знаете, согласно мидрашу, евреи были освобождены из Египта благодаря заслугам праведных женщин.

Среди прочего, их праведность заключалась в том, что, невзирая на трудности и тьму изгнания, особенно в последние десятилетия, они неизменно уповали на Всевышнего и верили, что Он исполнит Свое обещание касательно освобождения. Они не знали, когда это произойдет. Более того, со временем указы фараона становились все более и более жестокими и безжалостными, особенно в отношении еврейских детей; кульминацией стал приказ топить в Ниле всех новорожденных мальчиков См.: Шмот, 1:15–22.
. Однако, несмотря на это, еврейские женщины не только не потеряли надежды, но и позаботились о появлении следующего поколения, игнорируя царские указы и пренебрегая тем, что они совершенно не представляли, как смогут спасти новорожденных детей и избежать гнева фараона См: Сота, 11б: «Благодаря праведным женщинам того поколения евреи были освобождены из Египта. Когда шли они по воду, Святой, благословен Он, посылал им в кувшины маленьких рыбок, так что вынимали полкувшина воды, а полкувшина рыбы. Ставили они на огонь два горшка, один для горячей воды, другой для рыбы, несли их мужьям на поля, и там умывали их, умащали, кормили и поили и ложились с ними между кошарами, как сказано: “Если лежать будете между кошар” (Теилим, 68:14). И в награду за “лежать будете между кошар” удостоились израильтяне разграбить Египет, как сказано: “…крылья голубки покроются серебром, а перья — золотом зеленовато‑желтым” (там же). Зачав, возвращались женщины домой, а когда приходило время рожать, шли в поле и рожали под яблонями».
.

Благодаря этому упованию и вере в то, что Всевышний — Владыка мира и никто не сможет Его превозмочь, еврейские женщины произвели на свет целое поколение детей, насчитывавшее десятки и сотни тысяч душ. Именно эти дети первыми узнали Творца во время рассечения Красного моря, а позже получили Тору на горе Синай «Святой, благословен Он, посылал ангела с Небес, чтобы омыть и спеленать ребенка, подобно тому как повитухи пеленают младенцев, как сказано: “И [вот] рождение твое: в день рождения твоего не отрезали пуповины у тебя, и водою не омыта ты для очищения, и солью не посолена, и пеленами не повита” (Йехезкель, 16:4). Он также давал им два каравая: один из меда, другой из масла, как сказано: “И питал его медом из скалы и елеем из кремнистого утеса” (Дварим, 32:13). Когда заметили их египтяне, то попытались убить, но случилось чудо: земля поглотила их; тогда привели [египтяне] быков и стали пахать над ними, как сказано: “На спине моей пахали пахари” (Теилим,129:3). Когда же ушли они — [дети] вылезли из земли, как трава полевая, как сказано: “Умножил тебя, как растения полевые” (Йехезкель, 16:7). Когда подросли эти дети, они вернулись домой, подобно стадам. А когда Святой, благословен Он, явил себя на Красном море — узнали они Его, и сказали: “Вот Б‑г мой, и прославлю Его” (Шмот, 15:2)» (там же). ; именно они сохранили народ Израиля.

Все, что сказано в Торе, должно служить уроком каждому еврею, включая меня и Вас. Нужно твердо верить, что Всевышний является единственным Владыкой вселенной и никто не может противиться Ему. Даже когда мы не понимаем, как именно это произойдет, Всевышний все равно исполнит Свою волю. Точно так же Он даст все необходимое, вплоть до последней мелочи, всем, кто связан с Ним верой и упованием и живет согласно Торе и заповедям. И прежде всего это касается рождения здоровых, жизнеспособных детей, которым суждена долгая жизнь.

Наша вера ничем не должна отличаться от веры праведных женщин, которые, пребывая в египтском рабстве, ни разу не усомнились во Всевышнем, хотя и не видели никаких естественных способов спасения. Тем не менее жестокая действительность не поколебала в них веру, что они должны рожать и растить детей и что эти дети удостоятся долгих лет жизни.

Будем надеяться, что и в наше время благодаря твердому упованию на Творца мы также удостоимся стать свидетелями полного и окончательного избавления, которое принесет праведный Машиах.

(Игрот кодеш. Т. 5. С. 318. Письмо 1515)

 

Меня ожидал весьма болезненный и неприятный сюрприз в виде некоторых совершенно чуждых идей, высказанных в Вашем письме. Зачем Вы это делаете?

1 сивана 5712 года (25 мая 1952)

Мне было крайне приятно получить Ваше письмо от 21 ияра (16 мая). Я уже начал беспокоиться, поскольку давно ничего не слышал о Вашем самочувствии и о самочувствии Вашей жены. Слава Б‑гу, Вы уже можете выходить из дома и посещать синагогу, и, как я понял из Вашего письма, Ваша супруга также чувствует себя гораздо лучше, чем раньше. Поскольку Вы имели возможность воочию убедиться в том, что Всевышний исцелил Вас, а Ваша жена тоже выздоравливает, Вам следует твердо верить, что Ваши дела и впредь будут идти все лучше и лучше, и так до тех пор, пока здоровье не вернется полностью.

Вместе с тем меня ожидал весьма болезненный и неприятный сюрприз в виде некоторых совершенно чуждых идей, высказанных в Вашем письме. Зачем Вы это делаете, Вы — верующий еврей? Разве Вы не понимаете, что Ваше маловерие может плохо повлиять на других евреев ? Во‑первых, подобные выражения причиняют вред Вам же самому, причем как в материальном, так и в духовном плане. А во‑вторых, они ослабляют и уменьшают в Вас желание поддерживать и воодушевлять других людей.

Надеюсь, что к тому моменту, когда Вы получите мое письмо, Ваше настроение улучшится и Вы начнете исполнять предписание святой Торы, которая требует от каждого из нас «служить Г‑споду в радости». Как учат наши священные книги, человек обязан — и может! — служить Всевышнему, не только молясь и изучая Тору, но и во время вкушения пищи, а также в моменты радостных событий, происходящих в его жизни. Когда еврей поступает подобным образом, он непременно замечает, что в самом буквальном смысле становится здоровее и веселее, и добивается гораздо больших успехов абсолютно во всех сферах своей жизнедеятельности.

Позволю себе закончить письмо пожеланием, чтобы Вы поскорее укрепились в своем уповании на милосердие Творца.

(Игрот кодеш. Т. 6. С. 81. Письмо 1599)

Коробка для цдаки Австрия. Lourie & Co. Vienna. Около 1920

Если человеку кажется, что его заработки уменьшаются, он должен жертвовать на благотворительность больше, чем прежде

2 сивана 5712 года (26 мая 1952)

Ваши письма от 9 апреля и 2 мая дошли с опозданием. Мне было очень приятно прочесть, что Ваша жена благополучно родила сына… Дай Б‑г, чтобы Вы вместе с Вашей супругой воспитали его для Торы, для свадебного балдахина и для добрых дел Традиционное еврейское пожелание по поводу рождения сына.
, и дай Б‑г, чтобы у Вас был достойный заработок.

В своем письме Вы упомянули, что беспокоитесь по поводу финансовых трудностей. Вам следует помнить сказанное в наших священных книгах: когда рождается мальчик, это знак, что дом удостоился благословения. То же касается и заработка. Но, чтобы благословение материализовалось, Вы должны быть тверды в своем уповании на Всевышнего, ибо «Он — Б‑г, который питает и насыщает всех» и делает это «щедрой рукой» Фраза из благословения, произносимого после трапезы. .

Также следует помнить о том, что необходимо создать снизу «сосуд», способный вместить Б‑жественное благословение. В общем и целом это означает, что нужно учить Тору и соблюдать заповеди, и в первую очередь заповедь о благотворительности. Если же человеку кажется, что его заработки уменьшаются, он должен жертвовать на благотворительность больше, чем прежде. Таким образом он показывает Всевышнему, что его потребности, связанные с благотворительностью, возросли, и тогда Всевышний обеспечит его большим доходом.

Дай Б‑г, чтобы Вы и Ваша супруга оставались твердыми в своей вере и чтобы в самое ближайшее время Вы увидели исполнение Б‑жественного благословения на хороший заработок.

(Игрот кодеш. Т. 6. С. 85. Письмо 1604) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Если Вы доверяете Творцу во всем, что касается заработка, то тем более Вы должны быть крепки в вере, когда речь заходит о детях и об их поведении! В конце концов, это то, что еврею действительно важно, гораздо важнее материальных успехов... Не отчаиваться и неустанно говорить с детьми об их поведении через призму Торы и заповедей. Ибо «речи мудрых» непременно будут услышаны, особенно если их произносят «спокойно»

Всё в руках Небес

Евреям положено вести себя так, как этого требует от них наша святая Тора. Сказали мудрецы, что врачам дано свыше разрешение лечить. Это означает, что Тора предписывает нам в рамках этого мира обращаться к врачам, ибо Всевышний наделяет докторов способностью исцелять. Поэтому люди советуются с врачами и следуют их предписаниям. Именно это Вам и нужно сделать — оставить медицинские вопросы врачам.

Всё в руках Небес

Нет нужды подробно объяснять, насколько жизненно необходимым качеством является упование на Всевышнего. Это особенно верно в наши дни, когда каждый из нас является живым свидетельством Б‑жественных чудес — самим фактом того, что мы живы! Поэтому одна лишь мысль о том, что будет, если, не дай Б‑г, случится несчастье, — уже несчастье!