Всё в руках Небес
Царь Давид говорил: «Не устрашусь зла, ибо Ты со мной». Слова «Ты со мной» относятся к каждому еврею
Первый день новомесячья адара 5712 года (26 февраля 1952)
На днях рав Йеуда‑Цви Фогельман передал мне Вашу записку, в которой Вы сообщаете, что Вас одолевают страхи.
В ответном письме я хочу подчеркнуть, что каждый еврей, будь то мужчина или женщина, должен быть крепок в своем уповании на Всевышнего. Точно так же, как мы веруем истинной и полной верой в то, что Святой, благословен Он, является Владыкой мира, мы обязаны верить, что Всевышний властвует над жизнью каждого из нас. И поскольку нет сомнений в том, что Творец — благ, мы никогда не перестаем уповать на то, что Он, безусловно, ведет нас в правильном направлении.
Царь Давид говорил: «Не устрашусь зла, ибо Ты со мной» . Слова «Ты со мной» относятся к каждому еврею.
Надеюсь, что Всевышний изменит Вашу ситуацию к лучшему и Вы сможете вскоре сообщить мне добрые вести.
(Игрот кодеш. Т. 5. С.242. Письмо 1442)
Даже когда мы не представляем, как именно это произойдет, Всевышний все равно исполнит Свою волю
Канун праздника Песах 5712 года (9 апреля 1952)
Как Вы, безусловно, знаете, согласно мидрашу, евреи были освобождены из Египта благодаря заслугам праведных женщин.
Среди прочего, их праведность заключалась в том, что, невзирая на трудности и тьму изгнания, особенно в последние десятилетия, они неизменно уповали на Всевышнего и верили, что Он исполнит Свое обещание касательно освобождения. Они не знали, когда это произойдет. Более того, со временем указы фараона становились все более и более жестокими и безжалостными, особенно в отношении еврейских детей; кульминацией стал приказ топить в Ниле всех новорожденных мальчиков . Однако, несмотря на это, еврейские женщины не только не потеряли надежды, но и позаботились о появлении следующего поколения, игнорируя царские указы и пренебрегая тем, что они совершенно не представляли, как смогут спасти новорожденных детей и избежать гнева фараона .
Благодаря этому упованию и вере в то, что Всевышний — Владыка мира и никто не сможет Его превозмочь, еврейские женщины произвели на свет целое поколение детей, насчитывавшее десятки и сотни тысяч душ. Именно эти дети первыми узнали Творца во время рассечения Красного моря, а позже получили Тору на горе Синай ; именно они сохранили народ Израиля.
Все, что сказано в Торе, должно служить уроком каждому еврею, включая меня и Вас. Нужно твердо верить, что Всевышний является единственным Владыкой вселенной и никто не может противиться Ему. Даже когда мы не понимаем, как именно это произойдет, Всевышний все равно исполнит Свою волю. Точно так же Он даст все необходимое, вплоть до последней мелочи, всем, кто связан с Ним верой и упованием и живет согласно Торе и заповедям. И прежде всего это касается рождения здоровых, жизнеспособных детей, которым суждена долгая жизнь.
Наша вера ничем не должна отличаться от веры праведных женщин, которые, пребывая в египтском рабстве, ни разу не усомнились во Всевышнем, хотя и не видели никаких естественных способов спасения. Тем не менее жестокая действительность не поколебала в них веру, что они должны рожать и растить детей и что эти дети удостоятся долгих лет жизни.
Будем надеяться, что и в наше время благодаря твердому упованию на Творца мы также удостоимся стать свидетелями полного и окончательного избавления, которое принесет праведный Машиах.
(Игрот кодеш. Т. 5. С. 318. Письмо 1515)
Меня ожидал весьма болезненный и неприятный сюрприз в виде некоторых совершенно чуждых идей, высказанных в Вашем письме. Зачем Вы это делаете?
1 сивана 5712 года (25 мая 1952)
Мне было крайне приятно получить Ваше письмо от 21 ияра (16 мая). Я уже начал беспокоиться, поскольку давно ничего не слышал о Вашем самочувствии и о самочувствии Вашей жены. Слава Б‑гу, Вы уже можете выходить из дома и посещать синагогу, и, как я понял из Вашего письма, Ваша супруга также чувствует себя гораздо лучше, чем раньше. Поскольку Вы имели возможность воочию убедиться в том, что Всевышний исцелил Вас, а Ваша жена тоже выздоравливает, Вам следует твердо верить, что Ваши дела и впредь будут идти все лучше и лучше, и так до тех пор, пока здоровье не вернется полностью.
Вместе с тем меня ожидал весьма болезненный и неприятный сюрприз в виде некоторых совершенно чуждых идей, высказанных в Вашем письме. Зачем Вы это делаете, Вы — верующий еврей? Разве Вы не понимаете, что Ваше маловерие может плохо повлиять на других евреев ? Во‑первых, подобные выражения причиняют вред Вам же самому, причем как в материальном, так и в духовном плане. А во‑вторых, они ослабляют и уменьшают в Вас желание поддерживать и воодушевлять других людей.
Надеюсь, что к тому моменту, когда Вы получите мое письмо, Ваше настроение улучшится и Вы начнете исполнять предписание святой Торы, которая требует от каждого из нас «служить Г‑споду в радости». Как учат наши священные книги, человек обязан — и может! — служить Всевышнему, не только молясь и изучая Тору, но и во время вкушения пищи, а также в моменты радостных событий, происходящих в его жизни. Когда еврей поступает подобным образом, он непременно замечает, что в самом буквальном смысле становится здоровее и веселее, и добивается гораздо больших успехов абсолютно во всех сферах своей жизнедеятельности.
Позволю себе закончить письмо пожеланием, чтобы Вы поскорее укрепились в своем уповании на милосердие Творца.
(Игрот кодеш. Т. 6. С. 81. Письмо 1599)
Если человеку кажется, что его заработки уменьшаются, он должен жертвовать на благотворительность больше, чем прежде
2 сивана 5712 года (26 мая 1952)
Ваши письма от 9 апреля и 2 мая дошли с опозданием. Мне было очень приятно прочесть, что Ваша жена благополучно родила сына… Дай Б‑г, чтобы Вы вместе с Вашей супругой воспитали его для Торы, для свадебного балдахина и для добрых дел , и дай Б‑г, чтобы у Вас был достойный заработок.
В своем письме Вы упомянули, что беспокоитесь по поводу финансовых трудностей. Вам следует помнить сказанное в наших священных книгах: когда рождается мальчик, это знак, что дом удостоился благословения. То же касается и заработка. Но, чтобы благословение материализовалось, Вы должны быть тверды в своем уповании на Всевышнего, ибо «Он — Б‑г, который питает и насыщает всех» и делает это «щедрой рукой» .
Также следует помнить о том, что необходимо создать снизу «сосуд», способный вместить Б‑жественное благословение. В общем и целом это означает, что нужно учить Тору и соблюдать заповеди, и в первую очередь заповедь о благотворительности. Если же человеку кажется, что его заработки уменьшаются, он должен жертвовать на благотворительность больше, чем прежде. Таким образом он показывает Всевышнему, что его потребности, связанные с благотворительностью, возросли, и тогда Всевышний обеспечит его большим доходом.
Дай Б‑г, чтобы Вы и Ваша супруга оставались твердыми в своей вере и чтобы в самое ближайшее время Вы увидели исполнение Б‑жественного благословения на хороший заработок.
(Игрот кодеш. Т. 6. С. 85. Письмо 1604)