Послания Любавичского Ребе

Время утешать

Мендл Калменсон 18 апреля 2019
Поделиться

Не оправдать трагедию

Ребе неизменно настаивал, чтобы мы принимали трагические события близко к сердцу, используя их в качестве катализатора для самоанализа и духовного роста. Вместе с тем он решительно отвергал обобщенные «объяснения» трагических происшествий.

Много раз, в самом разном контексте, Ребе осуждал тех, кто утверждал, что причиной бедствий, которые уже постигли или еще постигнут народ Израиля, является недостаточное соблюдение заповедей Торы. По своему обыкновению рабби Шнеерсон не только стремился видеть в других евреях хорошее, но и старался найти объяснение их поступкам, даже если время от времени они были далеки от идеала.

Снова и снова Ребе повторял, что Б‑г, как это ясно и недвусмысленно сказано в Торе, любит Своих детей Тора прямо называет евреев детьми Всевышнего: «Сыны вы Г‑споду, Б‑гу вашему» (Дварим, 14:1); «Так сказал Г‑сподь: “…сын Мой, первенец Мой — Израиль”» (Шмот, 4:22). О том, что Б‑г любит евреев, неоднократно говорили пророки: «Когда Израиль был ребенком, Я полюбил его и позвал Я из Египта сына Моего» (Ѓошеа, 11:1); «Пророческое слово Г‑спода к Израилю через Малахи: Я возлюбил вас, сказал Г‑сподь» (Малахи, 1:1–2). Бешт учил, что Б‑г любит каждого еврея сильнее, чем престарелые родители любят единственного сына, родившегося у них на старости лет.
и что Он не хочет слышать о них никаких недоброжелательных отзывов. Уже пророки, о которых сказано: «Дух Г‑сподень говорит во мне, и слово Его на языке моем» (Шмуэль II, 23:2), предупреждали: «Святой, благословен Он, не любит тех, кто плохо отзывается о Его детях» Шир а‑ширим раба, 1:6:1.
.

Готовность Ребе защищать евреев, равно как и его твердое убеждение, что они заслуживают любви, нагляднее всего проявлялись, когда он говорил о Катастрофе. В 1990 году, во время эскалации в Персидском заливе, когда Ирак угрожал Израилю химическим оружием, влиятельный израильский раввин заявил в ходе выступления, опубликованного израильскими газетами, что страну ожидает новый Холокост, который, как и нацистский геноцид, станет наказанием за несоблюдение заповедей. Ребе отреагировал на это решительно и недвусмысленно:

 

Нынешнее поколение уцелевших в Катастрофе, унесшей жизни шести миллионов евреев, да отомстит Всевышний за их кровь, подобно «тлеющему угольку, спасенному из пламени». Боже сохрани злословить о них и грозить им новым Холокостом! Подобные нападки на это поколение еще более возмутительны, поскольку бесчестят тех, кто погиб во время Катастрофы, утверждая, что Холокост случился из‑за их прегрешений Сефер а‑сихот, 5751. Т. 1. С. 226–234; Rabbi Nissan Dovid Dubov. To Love a Fellow Jew. Сh. 9. См.: http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/2312348/jewish/Chapter‑9‑Our‑Generation‑The‑Tinok‑SheNishbah.htm.
.

 

Ребе вновь повторил то, что много раз говорил прежде: в мире случаются вещи, не являющиеся наказанием за грехи, но происходящие в соответствии с повелениями Творца, которые не в состоянии объяснить даже величайшие знатоки Торы. Кто, к примеру, может объяснить, почему рабби Акива, величайший мудрец, погиб такой мучительной смертью См.: Брахот, 61б: «Когда вывели рабби Акиву на казнь, было время чтения Шма. Сдирали с него плоть железными щетками, а он принимал на себя ярмо Царства Небесного».
или почему римляне предали так называемых «десятерых мучеников» столь страшной казни См.: Бялик Х.‑Н., Равницкий Й.‑Х. Агада: «Начал палач сдирать кожу на голове у р. Ишмаэля. И когда он дошел до того места, где возлагается тфилин, — земля и небо содрогнулись… Вывели р. Ханину на площадь, обернули в свиток Торы и в таком виде возвели на костер. Затрещал охваченный пламенем хворост. А палачи начали класть на грудь р. Ханине волокна шерсти, напитанные водою, дабы подольше поддержать в нем дыхание и этим продлить мучения… Воспылал гневом кесарь — и велит он привязать р. Йеуду за волосы к хвосту дикой лошади и влачить по улицам Рима, а затем изрубить тело его в куски».
. Когда мудрецы Талмуда пытались найти объяснение, им было сказано: «Умолкните… Таков Мой приговор» Менахот, 29б.
.

В синагоге Айзека, Казимеж. Фото: Джейсон Франсиско. 1999

Классическим примером необъяснимого приговора Творца могут служить слова, сказанные Им праотцу Аврааму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Берешит, 15:13). Этот приговор, объяснял Ребе, не был наказанием за грехи, но проявлением Б‑жественной воли ”Ср. было [на них]. И дела поколения разделения и жителей Сдома [увидел я], и как были они осуждены — свойство суда [Твоего] было [на них]. Но этот народ, из всех поколений, что прошли пред Тобою, что сделал он, что попал в рабство?»”]. Таким же необъяснимым приговором является и Катастрофа: «Столь чудовищное уничтожение шести миллионов евреев, превосходящее по жестокости все, что происходило в прежних поколениях, не могло быть наказанием за грехи. Даже сам Сатана не смог бы найти достаточно грехов, чтобы оправдать такой геноцид. Не существует никакого рационального объяснения Холокоста, кроме того, что это был Божественный приговор — разумеется, не внутренняя воля Всевышнего, но “На малое мгновение оставил Я тебя, [в пылу гнева сокрыл Я на мгновение лицо Свое от тебя]” Йешаяу, 54:7.
».

Почему это произошло, человеческий разум понять не в силах, однако совершенно очевидно, что это не было наказанием за грехи. Напротив, всех, кто погиб в Катастрофе, называют святыми, ибо они были убиты, освящая Б‑жественное Имя, за то, что они были евреями, и сам Всевышний взыщет за их пролитую кровь.

Независимо от того, соблюдали ли они заповеди, святые достигли такого духовного уровня, что мудрецы говорили: «Блаженны погибшие от рук [иноземной] власти, ибо нет того, кто удостоился бы стоять рядом с ними» Псахим, 50б. Согласно Раши, речь здесь идет о братьях‑разбойниках, казненных римлянами.
. Это тем более справедливо в отношении погибших в Катастрофе, среди которых, как известно, было немало благочестивых европейских евреев. Поэтому немыслимо, чтобы Холокост был наказанием за грехи.

Наиболее отвратительной Ребе казалась мысль, что Б‑г, сидя на небесах, подсчитывает грехи Своего народа, чтобы выяснить, как его следует наказать. Подобный взгляд на Б‑жественное провидение рабби Шнеерсон считал оскорбительным для Всевышнего:

 

Это оскорбительно для Всевышнего — говорить, что Он сидит и подсчитывает грехи, в ожидании, когда их наберется достаточно, чтобы взыскать за них, а когда наказание осуществится, Он снова садится и начинает считать. Это оскорбительно для Него, ибо создается впечатление, что Б‑г подобен жестокому царю, который любит карать. И это совершенно неверно, ибо Всевышний — «милосердный Отец», что объясняется во многих местах, и прежде всего [в книге Шмот, где перечислены] «тринадцать атрибутов милосердия» Шмот, 34:6–7: «Г‑сподь, Г‑сподь, Б‑г жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, сохраняющий милость для тысяч родов, прощающий вину, и преступление, и грех».
.

Более того, когда Всевышний, при всем Своем долготерпении, действительно наказывает за грехи, это наказание не является возмездием, но приносит наказуемому пользу, ибо очищает его от скверны. Алтер Ребе говорил: «Кара, посылаемая Творцом, подобна телесному наказанию, которому подвергает своего сына отец — добрый, мудрый и справедливый <…> подобно тому, как поступает великий и грозный царь со своим единственным отпрыском» Игерет а‑кодеш, 22.
. И поскольку это очищение связано с любовью, оно причиняет боль и самому Всевышнему, который плачет: «Увы, горе Мне! Мучительна рана Моя Ирмеяу, 10:19.
<…> с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его» Теилим, 91:15.
.

В «Яд ва‑Шеме»

В другой раз Ребе объяснял, почему так важно хорошо отзываться о еврейском народе:

 

Все евреи образуют единое целое… Нужно помнить о важности благожелательных высказываний и разрушительных последствиях неблагожелательных. Всякий, кто действительно богобоязнен, побоится ругать Его детей. Критическое или недоброжелательное высказывание о части еврейского народа равносильно критике самого Творца. Такой человек как будто ранит Его прямо в зеницу ока. Любые нападки на евреев являются нападками на Всевышнего. Неважно, каковы мотивы недоброжелательно отзывающегося [о евреях], — важно, как люди понимают его слова. Это тем более относится к тем случаям, когда подобные высказывания становятся достоянием широкой публики — вплоть до того, что их публикуют в светских газетах; и уж тем более когда человек, позволивший себе подобное высказывание, — общественный деятель, способный повлиять на других людей Сефер а‑сихот 5750. Т. 1. С. 378–388.
.

 

В соответствии с хасидской традицией Ребе закончил свое выступление в оптимистическом духе: «Те, кто ругает евреев, должны знать, что их слова не причиняют никакого вреда. Напротив, Всевышний благословит их и в материальном, и в духовном и пошлет им здоровье и долголетие» Там же.
.

Ребе настаивал, что нужно следовать примеру величайших еврейских лидеров — Моше, Аарона, Бешта и рабби Леви‑Ицхака из Бердичева «Когда рабби Леви‑Ицхак из Бердичева услышал, как Бешт говорит о том, как важно любить любого еврея, эти слова потрясли его до глубины души. С тех пор он старался хорошо отзываться обо всех евреях и находить достоинства у каждого, даже если порой это требовало от него немалого самопожертвования. В результате рабби Леви‑Ицхак воздвиг на небесах новый чертог — Чертог заслуг. Рабби Шнеур‑Залман из Ляд очень хвалил рабби Леви‑Ицхака и говорил, что, если, читая псалмы, человек упомянет имя рабби Леви‑Ицхака, буквы Псалтыри взойдут прямо в Чертог заслуг и напомнят о заслугах читающего и его семьи». Сефер а‑сихот 5701. С. 115–116.
Мартин Бубер приводит следующее предание о Бердичевском ребе: «Однажды Бердичевский раввин увидел, как некий извозчик, облачившись для утренней молитвы в молитвенное одеяние и надев филактерии, смазывает колеса своей повозки. “Владыка мира! — воскликнул радостный цадик. — Посмотри на этого человека! Посмотри на праведность народа Твоего! Даже когда он смазывает колеса своей повозки, он думает о Тебе!”»
, которые при любых обстоятельствах стремились отыскать у евреев заслуги, даже если еврейский народ находился на крайне низком духовном уровне. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Время утешать

После трагедии — особенно в случае терактов, когда ощущение уязвимости и беззащитности многократно возрастают, — людям трудно сдерживать эмоции. Это приводит к напряженности и конфликтам между сторонниками разных взглядов, включая и тех, кто должен принимать решения. Поэтому Ребе учил, что именно после общей трагедии представляется крайне важным, чтобы общинное руководство ясно видело общую цель, твердо держало курс на сохранение целостности общины и всячески поддерживало дух товарищества и братства.

Время утешать

Стремление Ребе рассеять ненужные страхи и успокоить людей наиболее ярко проявлялось в его призывах и обращениях к жителям Израиля и мировому еврейству в трудные, напряженные моменты реальной опасности. Нередко он оказывался единственным, чей голос призывал к спокойствию в разгар всеобщей паники, когда все вокруг вопили не своим голосом и предрекали неминуемую катастрофу

Время утешать

Несмотря на свой оптимистический взгляд на мир как на Б‑жественный сад, Ребе никогда не закрывал глаза на то, что время от времени наш мир гораздо больше напоминает джунгли. Поэтому он неизменно настаивал, что наша реакция на трагедию, ставшую следствием сознательных человеческих поступков, должна предполагать конкретные шаги по исправлению морально‑нравственного состояния общества.