Слово раввина

Возблагодарим учителей

Берл Лазар 2 ноября 2021
Поделиться

Одна из самых серьезных сегодня школьных проблем — не только в России, но и в мире, — что вместе с образованием дети не получают достойного воспитания. Вполне обоснованная забота о правах ребенка нередко оборачивается утратой прежнего уважения к учителю. Вспоминаю, когда я учился, для меня и моих товарищей учитель был абсолютным авторитетом, и родители такое отношение детей укрепляли и поддерживали. Сейчас же часто приходится слышать, как родители критикуют учителей в присутствии детей и даже позволяют себе пренебрежительно относиться к ним. А скажешь, что так поступать не следует, отвечают: «Да вы бы знали, какие это учителя!» — и неизбежно вспомнят пример малограмотной учительницы младших классов из всем известного фильма «Доживем до понедельника»… Стоит ли удивляться, что дети охотно перенимают такое отношение, затем распространяют его на всех учителей, а в результате иногда и на самих родителей.

На деле проблема эта не новая. Наши мудрецы посвятили ей большую и подробную мишну: «Тот, кто изучил с помощью друга одну главу, один закон, один стих, одно изречение или даже всего одну букву — должен относиться к другу с уважением, ибо мы видим на примере царя Давида, который научился у Ахитофеля всего двум вещам, но называл его своим наставником, учителем и другом…» — и далее следует ряд цитат из святых книг, разъяснений и поучений, смысл которых в том, что любой человек, научивший тебя хотя бы чему‑то, заслуживает за это уважения.

Кстати, обратите внимание: в мишне вместо слова «учитель» читаем: «друг». На то есть две важные причины. Во‑первых, учитель всегда друг: это человек, который помогает тебе или твоим детям получить новые знания, стать лучше. И во‑вторых, учителем может стать не только профессиональный преподаватель: мы учимся у друзей, у знакомых, у известных людей и у тех, кто случайно встретился нам на пути. И все люди, у которых мы чему‑то смогли научиться, заслуживают от нас уважения.

Недаром мишна приводит в пример царя Давида: он был великим мудрецом, но всю жизнь почитал Ахитофеля, человека грешного, но научившего его двум вещам.

Первый урок от Ахитофеля был таким: увидев, что Давид учит Тору в одиночестве, он сказал: результаты будут лучше, если учить ее вместе с кем‑то.

И второй урок: увидев, как Давид один входит в бейт мидраш, Ахитофель посоветовал ему входить вместе с народом, потому что так к бейт мидрашу демонстрируется больше уважения.

Вы скажете, это какие‑то мелочи; как эти два совета помогли такому великому человеку, как Давид? А Давид действительно за эти два урока всю жизнь был благодарен грешному Ахитофелю и называл его «своим наставником, учителем и другом». Почему? Он понимал: мудрому человеку надо всю жизнь учиться у других. Ведь сказано в святых книгах: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».

У каждого! Даже у такого грешного, как Ахитофель. Пусть учитель далек от идеала, какие‑то его уроки обязательно тебе помогут. И надо уважать этого человека уже за то, что он тебя чему‑то научил.

Невольно вспоминается основатель хасидизма Бааль‑Шем‑Тов, который призывал уважать простых евреев: пусть они мало знают, но они честны и искренни в своем служении. Рассказывают, однажды он увидел ребенка, который во время молитвы перечислял буквы алфавита. «Что ты делаешь?» — поинтересовался цадик. «Я еще мал и не знаю молитв, — ответил мальчик, — поэтому говорю Б‑гу буквы: Он мудр, Он расставит эти буквы в правильном порядке». Хасиды встретили такие наивные слова громким смехом, но Бешт их осадил: «Не смейтесь! Это пример искреннего служения и хороший урок для всех нас».

Именно об этом говорит мишна: «Любой человек, изучивший с помощью друга одну главу, один закон <…> одно изречение, или узнавший от него даже об одной букве, должен относиться к нему с почтением».

Не подумайте, что слова об «одной букве» — преувеличение. Наши мудрецы ничего никогда не преувеличивали. Не узнав «одной буквы», человек не поймет целого слова, «целого изречения», «целого закона». Если бы не было одного — первого — урока, человек не мог бы идти дальше, подниматься выше, какие бы задатки у него ни были.

Самое ценное, что мы можем получить в жизни, — это знание. Кто дает знание — даже совсем небольшое, — тот заслуживает нашего безусловного уважения. И это урок не только для детей, но и для родителей. Только уважая учителя, можно правильно воспитать своих детей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

От homo civis к homo sapiens

Мишна говорит: общайся с теми, кто ниже, так, как если бы они были тебе равны; с равными так, как если бы они были твоими учителями; а на учителя смотри как на Б‑га. Один из мудрецов Талмуда — рабби Ханина говорил: «Я многому научился от учителей, еще больше от друзей, а больше всего — от учеников».

Мудрость человеческая и мудрость Б‑жья

Вот тема вечного спора, который знаком каждой еврейской семье. На что больше обращать внимание при обучении и воспитании детей: на светскую или на религиозную составляющую? Что лучше: отдать ребенка учиться в математическую или языковую гимназию или все‑таки в еврейскую школу?