Chabad.org: Вновь открылась сибирская деревянная синагога, построенная кантонистами
1 февраля еврейской общине сибирского города Томска была официально возвращена Солдатская синагога, уникальное деревянное строение 1907 года, возведенное евреями‑солдатами, которых детьми забрали служить в российской имперской армии.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/CCfn10430494.jpg)
Насколько он себя помнит, Борис Раматский всегда знал старое деревянное здание в центре Томска, над окнами которого красовались звезды Давида. В детстве он проходил мимо него по дороге в школу, а потом — по дороге на работу. На здании не было таблички, где бы говорилось, что это Солдатская синагога, построенная бывшими кантонистами — евреями, которых еще детьми рекрутировали в царскую армию, и что советские власти конфисковали ее у еврейской общины в 1930 году.
Как и многие другие аспекты еврейской жизни в Советском Союзе, история этой синагоги погружена в пучину забвения.
«Об этом особенно не разрешалось разговаривать, поэтому взрослые всегда старались не сболтнуть лишнего, — говорит Раматский. — Но проходя мимо, мы всегда понимали».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/DSzo10430490.jpg)
Дед Раматского Менахем‑Йосеф Раматский со своей семьей прибыл в Томск из Польши как беженец во время Первой мировой войны. Впоследствии он стал шамесом (служкой) Солдатской синагоги и следил за зданием до того момента, когда в 1930 году власти изгнали верующих и превратили здание в общежитие для сотрудников Томского государственного университета.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/oWTr10430501.jpg)
Деревянная синагога была построена в 1907 году бывшими кантонистами — евреями, которых в совсем юном возрасте забрали в царскую армию, где они прослужили 25 лет. Она, таким образом, свидетельствует об одной из самых ужасных глав в российской еврейской истории, когда — после издания царем Николаем I Устава о воинской повинности в 1827 году — тысячи еврейских детей были забраны из своих домов и насильно отправлены служить в имперскую армию. Программа принудительного крещения была неотъемлемой частью этого нового закона, но вопреки всему большинство кантонистов не оставили веры своих отцов.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/hoDi10430507.jpg)
Томская Солдатская синагога, возможно, последняя сохранившаяся деревянная синагога, пережившая пожары, революцию, конфискацию и постсоветское обновление города — и все это на фоне сибирских морозов. В 2013 году городские власти Томска, города‑полумиллионника в 3500 км от Москвы, дали обещание вернуть здание еврейской общине — и в этом году выполнили его. 1 февраля на церемонии, где присутствовали главный раввин России Берл Лазар, главный раввин Томска и любавический шалиах рабби Леви Каминецкий и отцы города, томские власти официально вернули Солдатскую синагогу еврейской общине.
И Лазар, и Каминецкий в своих выступлениях подчеркнули, что вернуть это здание было не так просто, как может показаться, и поблагодарили городские и областные власти за предпринятые ими усилия. Много лет назад синагогальное здание было превращено в жилой дом, и несмотря на его аварийное состояние до недавнего времени там проживало 17 семей, причем все пользовались одной коммунальной кухней. Последние несколько лет томские городские власти занимались переселением жильцов в новые и безопасные жилища и, завершив этот процесс, передали здание еврейской общине.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/yMta10430492.jpg)
Томская еврейская община, возглавляемая Каминецким, уже имеет свою красивую, отреставрированную синагогу и строит еврейский общинный центр. Что делать с Солдатской синагогой, они еще окончательно не решили, но хорошо понимают важность и символическое значение этого здания.
«Это здание — памятник гвуре, еврейскому героизму, — объясняет Лазар. — Тот факт, что они были оторваны от еврейской общины, жили в Сибири, но все равно приложили большие усилия и построили себе синагогу, многое говорит о том, какое еврейское воспитание они успели получить дома. Сравнивая их обстоятельства с нашими возможностями сегодня, когда так легко быть евреем, начинаешь думать о всей той работе, которую нужно проделать, чтобы дать возможность каждому еврею, где бы тот ни находился, стать частью еврейской общины».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/JDrv10430491.jpg)
Выживание в царской армии
Хотя указ о кантонистах, требующий призыва в армию детей, был формально отменен в 1856 году (хотя оставался в силе до 1859 года), евреи по‑прежнему служили в российской армии, где на них оказывали давление с целью обращения в православие. Различные меры принимались для того, чтобы вынудить или даже заставить солдат‑евреев перейти в христианство. Но даже у тех, кто крестился, впоследствии, когда менялись времена или их жизненные обстоятельства, наступали периоды раскаяния. Уже в 1905 году царь Николай II издал указ о том, что солдаты, принявшие православие, но продолжавшие исповедовать «нехристианскую религию, которую исповедовали их предки или они сами перед тем, как перейти в православие», вольны вернуться к своей прежней вере, если того желают.
Одним из самых прославленных и деятельных защитников прав еврейских кантонистов был рабби Менахем‑Мендл из Любавичей (1789–1866), известный как Цемах Цедек. Еврейские общины зачастую смотрели на солдат‑евреев с подозрением и иногда заставляли их — после окончание срока службы — создавать свои собственные общины и синагоги. Томская синагога — пример этой трагической практики. Цемах Цедек не только боролся с российскими властями, отстаивая права кантонистов, но и заставлял еврейское сообщество относиться к ним с уважением, даже с максимальным почтением. В 1827 году он основал организацию под названием «Хеврас тхияс а‑меисим», которая прилагала все усилия к тому, чтобы помочь этим детям или освободить их от военной службы: она давала взятки, когда только это было возможно, и пыталась остановить хаперов, отлавливавших мальчиков и отдававших их в армию. Однажды Цемах Цедек выступал перед еврейскими солдатами в Кронштадте, центре российского флота, поблизости от Санкт‑Петербурга, и рассказал им хасидскую историю, которую затем пересказал его наследник и тезка рабби Менахем‑Мендл Шнеерсон, да будет память его благословенна.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/wbnQ10430486.jpg)
В 1845 году Хаим‑Йеошуа из Калиска, хасид Цемах Цедека, был пойман с поличным, когда давал взятку, чтобы освободить нескольких кантонистов в окрестностях Казани. Он был заключен в тюрьму и содержался в суровых условиях, губернатор требовал, чтобы его судили за измену. Цемах Цедек завуалированно сообщает об аресте Хаима‑Йеошуа в письме к другому своему хасиду; это письмо можно прочитать здесь с пояснениями шестого любавичского ребе рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона блаженной памяти.
История Солдатской синагоги Томска начинается с человека по имени Герцль Янкелевич Цам, который, согласно статье, опубликованной в 2008 году в русскоязычном еврейском журнале «Лехаим», был одним из немногих евреев, получивших офицерское звание в царской армии, и единственным, имевшим ранг капитана. Цаму было лет 8‑9, когда в 1852 году его схватили и отправили в школу кантонистов. Его первые годы в армейском плену прошли в густо населенной евреями Волынской губернии на Украине, где он и родился; впоследствии его вместе с группой еврейских солдат перевели в Томск.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/jCiC10430485.jpg)
Согласно томскому еврейскому историку Давиду Кужнеру, Цам пишет в своих мемуарах, что из всех солдат‑евреев в Томске лишь около 50 не перешли в православие. Как это ни печально, история Солдатской синагоги начинается с конфликта. У солдата Моше Гуревича родился сын, и в субботу он с группой товарищей отправился в местную синагогу, чтобы там его вызвали к Торе, согласно традиции. Но один из старейшин синагоги настоял на том, чтобы солдат не пускали в молельный зал, и они остались в коридоре. Тогда же оскорбленные солдаты решили, что откроют собственный миньян.
Они скинулись и заказали свиток Торы, который был готов в 1865 году, и начали собираться на молитву в найденном на время помещении. В начале 1870‑х они купили землю, и Цам, который несмотря на свое высокое звание на протяжении 41 года в армии сохранял верность иудаизму, пожертвовал деньги на строительство синагоги. В 1906 году здание сильно пострадало от пожара, и община решили перестроить и расширить его. После перестройки Солдатская синагога открылась в августе 1907 года.
«Настоящее, чудесное возрождение»
И это ровно то здание, которое на прошлой неделе получила назад Томская еврейская община , — за исключением разве что трех куполов.
«Немало синагог на территории бывшего Советского Союза строились на деньги состоятельных евреев, — говорит Берл Лазар. — Это массивные здания, построенные из мрамора и расположенные в центре города. Здесь же другая история: люди, отвергнутые местной общиной, не располагавшие средствами, тем не менее приложили все усилия, чтобы построить себе синагогу. В самих стенах этого здания, где они молились, вы можете увидеть месирус нефеш, самопожертвование.
В день возвращения Солдатской синагоги общине в главной в городе Хоральной синагоге был устроен праздничный банкет, на который были приглашены Лаза, Каминецкий и отцы города. На этом банкете Раматский, председатель еврейской общины, поразил присутствующих еще одним подарком.
«Борух [Раматский] развернул свиток Торы, изначально принадлежавший Солдатской синагоге, в его оригинальном меиле, на котором вышиты инициалы Герцля Цама, — рассказывает Каминецкий. — Его дед прятал свиток, его отец Авраам держал его дома, а потом и сам Борух, пока не решил отдать его синагоге».
Каминецкий со своей женой Гитти приехали в Томск в 2004 году и с тех пор занимаются восстановлением еврейской жизни в этом сибирском городе. Как и все евреи Томска, Каминецкий знал о существовании Солдатской синагоги, но не надеялся, что ее когда‑нибудь вернут общине. Про свиток Торы ему ничего не было известно.
Солдатский свиток Торы, связующее звено между Солдатской синагогой и томским еврейством, 88 лет пролежал в доме Раматских и, наконец, вернулся к общине, а вскоре вернется и в свою родную синагогу.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/02/akEd10430489.jpg)
«Возвращения это знак свыше, — объясняет рабби. — Здесь и сейчас мы выступаем свидетелями настоящего, чудесного возрождения».
Раматский указывает на 150 человек, пришедших на церемонию несмотря на мороз и явно радующихся этому моменту. «Пусть люди знают, что в Сибири все еще есть евреи, — говорит он. — И еврейская жизнь здесь развивается». 
Оригинальная публикация: Siberian Wood Synagogue Built by Jewish Child Soldiers Returned