Везот а-браха. «И вот благословение»
«ТОРУ ЗАПОВЕДАЛ НАМ МОШЕ…»
Эти слова из недельной главы, хотя и расположены почти в самом конце свитка Торы, являются одной из ключевых фраз Книги. Достаточно вспомнить обычай, согласно которому именно эти слова произносят, когда рождается ребенок. Эти слова — первое, что он слышит, и они навсегда отпечатываются в его памяти. И хотя очевидно, что в этот момент он не способен понять их смысл, но все же крайне важно, что первое слуховое ощущение, первый акт познания — это постижение мудрости Торы, хотя и на подсознательном уровне.
А когда ребенок немного подрастет и начнет говорить, отец снова вернется к этим словам, чтобы на этот раз начать последовательное изучение святой Книги, но на более серьезном уровне — путь, по которому еврею суждено идти всю жизнь.
И хотя Торой далеко не исчерпывается весь объем знаний, которые должен усвоить за свою жизнь религиозный еврей, именно Пятикнижие — это фундамент, основа всей дальнейшей устной и письменной традиции . Наши мудрецы утверждают нечто большее: все то новое, что впоследствии создали великие учителя и их ученики, — все это уже содержалось в той Торе, которую Моше Рабейну получил для нас на Синае. И это несмотря на то, что все созданное последующими поколениями в тысячи раз по объему превосходит текст самой Торы.
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, прибегнем к не вполне традиционному сравнению. Эта ситуация в какой-то мере напоминает здание классической («школьной») геометрии, которое покоится, как известно, на пяти аксиомах. (Конечно, существует еще неевклидова геометрия, но сейчас не будем этого касаться, иначе это уведет нас далеко в сторону от темы). И вы не найдете утверждения или теоремы в знакомом со школы курсе геометрии, которые бы в конечном итоге не сводились к этим пяти (кстати, тоже пяти!) исходным законам, и в этом смысле все знание содержится в них. И хотя еврейская традиция — это не наука, она строится и развивается по иным законам, но все же в ее основе тоже лежат свои «аксиомы» — пять книг Торы и ее заповеди, полученные более трех тысяч лет назад Моше на горе Синай. А известная агода хорошо иллюстрирует эту идею.
МОШЕ РАБЕЙНУ В ЕШИВЕ РАББИ АКИВЫ
Да, в заголовке нет никакой ошибки. Действительно, агода рассказывает нам, как Моше захотелось узнать, какова дальнейшая судьба бесценного дара — Торы, которую он получил из рук Всевышнего. И тогда Творец переместил его во времени и в пространстве, перенеся в далекое будущее, почти на полторы тысячи лет вперед, в знаменитую ешиву рабби Акивы. В то время ешивы назывались Бейт Мидраш — Дом учения, и там был принят порядок, согласно которому все ученики сидели по старшинству и уровню знаний. Самый первый и наиболее способный ученик — в первом ряду справа. В частности, в свое время право на это почетное место оспаривали между собой два великих мудреца — рабби Меир и рабби Шимон бар Йохай. Те же, кто показывали более скромные успехи, располагались в дальних рядах.
Так вот, наш великий учитель и законодатель Моше Рабейну оказался среди сотен учеников на самом последнем месте — ведь он практически ничего не понимал из того, что обсуждалось во время занятий, и о чем говорил рабби Акива! От всего этого у него даже помутился рассудок, а в душе зародилось сомнение: «Неужели то, что здесь изучают, — это и есть та самая Тора, которая была дарована на горе Синай?!»
Но тут он услышал спасительные слова, которые развеяли его сомнения и все расставили на свои места. Когда рабби Акива спросил одного из учеников, откуда мы учим данный закон (галаху), то ученик, не задумываясь, ответил: «Этот закон дошел до нас от Моше с Синая». Эти слова вернули ему уверенность, и Моше Рабейну воспрянул духом.
Конечно, агода — это всего лишь притча, однако сама идея и смысл, который в ней заложен, неотделимы от всего багажа религиозного знания и требуют осмысления. Тора прошла огромный путь. И если ее письменная часть требует тщательного и скрупулезного копирования — буква в букву, знак в знак, то устная традиция, напротив, постоянно развивается и дополняется. Но, постоянно достраиваясь и обновляясь, она сохраняет неизменным свой фундамент: Тору, полученную на горе Синай. Но все, что в будущем будет открыто, — все это содержится в «той» самой Торе, которую получил для нас Моше Рабейну на горе Синай более 33 веков назад.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ
Тора — это дар, это товар и это наследие.
Прежде всего, Тора — это дар свыше, ниспосланный нам по воле Творца, и в этом нет нашей прямой заслуги. Связь между нами и Торой отражает известное выражение: «Дарование Торы». В этом случае Тора выступает как подарок. Таким же образом, как откровение свыше, иногда дается исключительным личностям сакральное тайное знание, которое тоже составляет неотъемлемую часть Торы.
Но Тора — это еще и «товар». Наши предки говорили: «Тора — самый лучший товар на свете» (Тойрэ — бесте схойрэ) — не портится, не подлежит девальвации и уценке и даже, напротив, только растет в цене со временем. Как любой товар, мы можем его приобретать и передавать другим, причем в этом случае такой товарообмен не происходит сам собой, а требует наших усилий. Мы должны изучать Тору, по мере сил и способностей, а также наличия свободного времени. А это у каждого получается по-своему, на разном уровне — в зависимости от способностей и усердия. Об этом сказано («Мишлей», 4:2): «Учение доброе дал Я вам», а учение требует усилий и изучения.
И, наконец, мы называем Тору своим наследием, и это подчеркивает наши исключительные права на него. Мы часто используем это выражение как метафору: ведь культура и традиция это не недвижимость и не счет в банке. В этом смысле они общедоступны, и строго говоря, никому не принадлежат. (Если, конечно, речь не идет о духовном наследии конкретного человека — писателя или художника, права на которое, как правило, принадлежат наследникам). При этом мы не всегда осознаем, что это выражение можно понимать еще и почти буквально. Именно такой смысл вкладывает традиция в слова из нашей главы, вынесенные в заголовок («Дварим», 33:4): «Тора — наследие общины Яакова», т.е. всего народа в совокупности и каждого еврея в отдельности.
Ведь по закону наследования все имущество переходит от отца к сыну автоматически, без каких-либо дополнительных условий и действий со стороны сына. Если сын единственный наследник, то он занимает место отца и становится после него полноправным хозяином. Исходя из этого, можно сказать, что любой еврейский ребенок, будучи рожденным в еврействе, уже обладает полными «правами» на ВСЮ Тору, т.е. на всю еврейскую традицию, включая самые сокровенные ее разделы.
Эти особые права, которые в равной степени принадлежат каждому еврею, без различий, наиболее явно мы демонстрируем во время веселья на празднике Симхас Торы (в этом году: ночь с 10-го на 11-е октября). Неслучайно, что как раз в этот день мы заканчиваем читать последнюю главу «И вот благословение» («Везот а-браха»), завершая этим годичный цикл чтения и изучения Торы, и сразу же начинаем с начала, с самой первой главы «В начале» («Брейшит»). Как известно, праздник, посвященный Торе, мы отмечаем не ударным изучением самой Торы, а напротив — танцами и плясками со свитками. При этом сам свиток облачен в специальную мантию (рубашку) таким образом, что содержание Торы остается скрытым от глаз. В этот день мы не вникаем в смысл текста, а радуемся самому праву обладания, в отношении которого мы все равны, независимо от степени нашей образованности и уровня знаний. Именно так все братья равны в своих правах на отцовское наследство, несмотря на свои личные достоинства и заслуги. Поэтому все танцуют на равных, независимо от своего статуса.
НЕ НА ЧУЖОЙ СВАДЬБЕ
Однажды во время празднования Симхас Торы все обратили внимание, как лихо и самозабвенно отплясывает один хасид, который, прямо скажем, был далеко не самым большим знатоком Торы. Это задело одного из раввинов, который танцевал в общем кругу, и он решил немного умерить его пыл, обратившись к нему с такими словами: «Послушай! Ведь ты совсем не разбираешься в Торе. Так отчего ты так радуешься и веселишься, если даже толком не знаешь, чему радуешься?» Однако хасид тоже попался не промах. «А что, — отпарировал он, — разве на свадьбе брата не пляшут и не веселятся?»
Ведь это только на чужом пиру похмелье. А когда женится брат — не грех и самому повеселиться и брата порадовать.
Меткое хасидское словечко, понятное в его кругу, для нас нуждается в пояснении. Тора — это «невеста». «Брат» — знающий и ученый еврей во время Симхас Торы «женится», чтобы потом в полной мере оценить все достоинства своей «невесты», изучая и постигая тайны Торы в течение года. Чему же в таком случае радуются его младшие братья — малограмотные и невежественные люди? Они радуются за своего брата, и их радость при этом ничуть не меньше. Это не радость постижения, а радость сопричастности.
Наша Тора заканчивается благословением и весельем, которое достигает кульминации в последний праздничный день — Симхас Торы. И это дает нам силы изучать Тору в течение всего года и наполняет наши сердца радостью как обладателей этого бесценного дара. А мы можем пожелать, чтобы в скором времени, уже в этом году, мы все удостоились слышать слова Торы и их обновленное толкование из уст Мошиаха, как сказано: «Ибо новое учение будет исходить от Меня».
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 359)