Послания Любавичского Ребе

Ваэра: верить и кричать

24 января 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

В этой главе Всевышний продолжает свое обращение к Моше. Чтобы понять его смысл, следует вернуться к окончанию предыдущей главы.

Моше, как и весь еврейский народ, разочарован тем, что спасение не явилось мгновенно. Казалось, фараон, если он только посмеет не отпустить народ, будет уничтожен Небесами. Этого не произошло. Тиран еще раз продемонстрировал неограниченность своей власти, что повергло народ в отчаяние. Моше бежит в пустыню, туда, где Всевышний возложил на него миссию, чтобы сказать Ему: «Народ Твой Ты не спас». Но Всевышний упрекает Моше в непонимании Б-жественного плана и обещает в полной мере проявить Свою волю через чудеса с целью освободить избранный народ: «И говорил Всесильный с Моше, и сказал ему: “Я — Б-г. Я открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову в образе Всемогущего, но своей Б-жественной сущности Я им не открывал. И заключил Я с ними союз Мой, чтобы отдать им страну Кнаан — ту страну, в которой жили они. И также услышал Я стенание сынов Израиля, которых египтяне порабощают, — и вспомнил Я союз Мой. Поэтому скажи сынам Израиля: Я — Б-г, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму Я вас народом Себе, и буду вам Всесильным, и узнаете вы, что Я — Б-г, Всесильный ваш, выводящий вас из-под Египта, приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я — Б-г”» (Шмойс, 6:2-8).

Мудрецы объясняют слова Б-га так: праотцы Моше прошли через множество испытаний, но никогда не посмели упрекнуть Всевышнего.

Известно, что Тора старается не говорить ничего плохого даже о животных. Здесь же, на первый взгляд, сообщаются мало приятные для Моше, пророка Всевышнего, вещи. Один из немногих людей, удостоившихся лицезреть Б-жественное присутствие, он, разумеется, знал о поступках и жизненной линии праотцев. И, конечно, сам был на уровне не менее высоком, чем они, обладал абсолютной верой в Б-га, в справедливость Его деяний. И все-таки он предъявил Всевышнему претензию: «Зачем сделал Ты зло этому народу?»

Еврейская традиция утверждает, что Моше стоял на ступени Мудрости, тогда как праотцы оставались на ступенях эмоций — Добра, Строгости, Великолепия. На эмоциональном уровне есть место для полной смиренности, безусловного принятия воли Всевышнего. Разум же требует объяснений.

Здесь содержится двойной урок. С одной стороны, есть ответ Всевышнего, ставящего в пример Моше праотцев, не задававших никаких вопросов. В тяжелые моменты жизни надо полагаться на Творца, на Его справедливость и мудрость. С другой стороны, уроком для нас является и то, что Моше задает вопросы. Находясь в изгнании, во времена, когда духовный мрак покрыл землю настолько, что уже не разобрать, где свет и где тьма, где добро и где зло, где правда и где ложь, следует идти сразу обоими путями: верить в то, что все происходящее в жизни — к лучшему и благодаря мраку придет освобождение; проявляя разумность Моше, требовать и кричать: «ДОКОЛЕ?!»

(Опубликовано в № 81, январь 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Ваэра». Преодолеть неудачи

Бывают времена, когда даже величайшие люди спотыкаются. В такие моменты характер человека проходит проверку на крепость. Великие люди — не те, кто никогда не терпит неудач. А те, кто способен пережить неудачи, кто продолжает идти вперед, кто отказывается быть побежденным, кто никогда не сдается и не смиряется. Они не оставляют попыток. Они учатся на своих ошибках. Они считают неудачи полезными для опыта. И всякий раз, отказываясь признать поражение, они становятся сильнее, мудрее и решительнее. В этом смысл жизнеописания Моше в главах «Шмот» и «Ваэра».

Уроки Торы I. Ваэра

Моше по велению Всевышнего обратился к фараону, чтобы он выпустил еврейский народ из Египта. Но это привело только к усилению гнета евреев. Тогда Моше спрашивает Б‑га: «Зачем Ты сделал зло этому народу?» — на что получает совет следовать примеру праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, которые не задавали вопросов о сущности Б‑га. Ребе раскрывает природу их добродетели и причину вопроса Моше.