Дом учения : Календарь

В честь чего был установлен праздник Ханука?

Ицхак Стрешинский 17 декабря 2014
Поделиться

25 кислева евреи во всем мире начинают празднование Хануки. Но мало кто знает, что традиционные еврейские источники вовсе не единодушны в описании причин возникновения праздника. Попробуем разобраться в этом.

В не вошедшей в еврейский канон Писания Первой книге Маккавеев — историческом сочинении, написанном, по-видимому, во II веке до н. э., сообщается, что после победы армии Йеуды Маккавея над греческими поработителями и их еврейскими союзниками-коллаборационистами в 164 году до н. э. повстанцы увидели, что Храм опустошен, а жертвенник осквернен. Йеуда собрал коенов, и те занялись очищением Храма, построили новый жертвенник вместо оскверненного, зажгли свечи меноры и возобновили служение. Освящение жертвенника совершали восемь дней, принося жертвы всесожжения и благодарственные жертвы (см. Маккавеев I, 4:36–58). Затем сообщается: «И установил Йеуда и его братья и все собрание Израиля, чтобы дни освящения жертвенника были празднуемы с весельем и радостью в свое время, каждый год восемь дней, с двадцать пятого дня месяца кислева» (Маккавеев I, 4:59).

Йеуда Маккавей. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Фрагмент гравюры. XIX век. Архив Thrivent Financial for Lutherans Foundation

Йеуда Маккавей. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Фрагмент гравюры. XIX век. Архив Thrivent Financial for Lutherans Foundation

Как мы видим, в Первой книге Маккавеев установление праздника связывают с освящением жертвенника и возобновлением служения в Храме, частью которого было зажигание свечей меноры. Отметим, что и само слово «Ханука» можно перевести с иврита как «освящение» или «обновление».

Но в Вавилонском Талмуде упоминается только один из аспектов возобновленного служения в Храме — зажигание свечей и подчеркивается, что это стало возможным благодаря чуду. О причинах установления Хануки там рассказывается так: «Что такое Ханука? Учили мудрецы: с 25 кислева — восемь дней Хануки, в которые не оплакивают покойных и не постятся. Так как, когда вошли греки в Храм, они осквернили все находившееся в Храме масло и когда победило их царство Хасмонейского дома, проверили и нашли только один сосуд с маслом, который был запечатан печатью первосвященника. В нем было [масло] только на один день горения, с ним произошло чудо, и зажигали им восемь дней. На следующий год установили эти дни праздничными, с хвалебными и благодарственными молитвами» (Шабат, 21б).

Хотя в Вавилонском Талмуде и описывается только чудо с маслом, было бы неправильно говорить о том, что в источниках, составленных еврейскими мудрецами, ничего не говорится о победе в войне и избавлении еврейского народа. Ведь, согласно еврейскому традиционному мировоззрению, победа и спасение евреев также являются чудесами, за которые нужно благодарить Всевышнего. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на установленную мудрецами благодарственную молитву «За чудеса» («Аль а-нисим»), которую читают в Хануку в молитве Амида и в Благословении после трапезы («Биркат а-мазон»). В ней так рассказывается о событиях, после которых был установлен праздник:

 

Во времена Матитьяу, сына Йоханана Хасмонея, первосвященника, и сыновей его, когда поднялось нечестивое Эллинское царство на народ Твой, Израиль, дабы заставить его забыть Тору Твою и преступить законы, установленные по воле Твоей. Ты же, по милости великой Своей, стоял за него в час беды. Ты вел его битвы, вершил его суд, творил возмездие, отдал сильных в руки слабых, многочисленных — в руки немногих, преисполненных скверны, — в руки чистых, нечестивых — в руки праведников, злодеев — в руки приверженных Торе Твоей. И по сей день прославил Ты великое и святое Имя Твое во всем мире, а народу Твоему, Израилю, послал великое спасение и избавление. После этого пришли дети Твои в Святая святых Дома Твоего и освободили чертог Твой, очистили святыню и зажгли светильники во дворах Твоих. Тогда установили восемь дней Хануки, дабы воздать благодарность и хвалу великому Имени Твоему.

Основной мотив этого благословения — благодарность Всевышнему за победу в войне и спасение еврейского народа. В нем упоминаются также и очищение оскверненного Храма, и зажигание свечей меноры (без упоминания о чуде с маслом), и можно заметить, что сходство между молитвой «За чудеса» и сообщениями Первой книги Маккавеев очевидно.

 

Таким образом, в традиционных еврейских источниках упоминаются два события, в честь которых был установлен праздник Ханука — чудо с сосудом масла и победа в войне. В разных книгах и исследованиях приводятся те или иные доводы о том, что именно одно из этих событий и стало основной причиной установления праздника, но на самом деле ни одно из этих чудес не умаляет и не исключает другого

То, что оба этих чуда не только сосуществуют, но и взаимосвязаны друг с другом, можно увидеть в алахическом труде Рамбама Мишне Тора («Вторая [книга] после Торы»), который так описывал события, предшествовавшие установлению Хануки:

 

Во времена Второго храма, когда властвовали греки, они издали законы против евреев, запрещали их веру, не давали им исполнять Тору и заповеди, протянули руку к их имуществу и дочерям, вошли в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. Евреи тяжело страдали от них, и те сильно их притесняли, пока не смилостивился над ними Б-г наших отцов и спас их от их руки. И одолели их Хасмонеи, великие коены, и перебили их, и спасли Израиль от их руки, и поставили царя из священнического рода, и вернулось царство к Израилю на более чем двести лет, до разрушения Второго храма. И когда одолели евреи своих врагов и победили их — это было 25 кислева. Вошли они в Храм и нашли только один сосуд чистого масла. В нем было [масло] только на один день горения, и зажигали им свечи меноры восемь дней, пока не приготовили из олив чистое масло.

(Законы Свитка Эстер и Хануки, 3:1-2)

 

Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, отмечал, что оба объединяет одна идея. Речь идет о победе святости Торы и еврейского народа, и завершенность этой победы выражается в чуде с маслом, которое случилось не само по себе, а стало продолжением и завершением победы в войне. Чудо с маслом было явным чудом, выходящим за рамки законов природы, тогда как победа в войне была чудом, которое произошло в пределах физически допустимых событий. Чудо, которое выглядит как результат естественного хода вещей, проистекает от безграничной власти Всевышнего в этом мире и из того, что чудо произошло в рамках законов природы, видно, что Всевышний властвует и над самими этими законами.

Любавичский Ребе так объяснял слова, которые произносятся после зажигания ханукальных свечей: «Эти свечи мы зажигаем [в память] о спасении, и о знамениях, и о чудесах, которые Ты руками святых коаним Твоих творил для отцов наших в те времена, в эти же дни». Сначала было «спасение», которое пришло, казалось бы, естественным путем, затем — «знамения», когда немногие победили многочисленных, а после этого — «чудеса»: нахождение сосуда с маслом и то, что масло горело восемь дней.

Без чуда победы в войне не могло бы быть и чуда с маслом. При этом само обнаружение сосуда выглядит намного более естественным, чем победа в войне, но чтобы это чудо случилось и масло горело восемь дней, сначала нужно было масло найти и его зажечь. Благодаря победе в войне и обнаружению масла произошло чудо, полностью выходящее за границы обыденности.

Можно также спросить, почему все эти события случились именно таким образом? Если Всевышний хотел совершить чудо в рамках естественного хода вещей, почему не был найден сосуд с маслом, которого хватило бы на восемь дней? А если Всевышний хотел совершить чудо, выходящее за рамки законов природы, то Он бы мог изначально предоставить масло чудесным путем, без того, чтобы был найден сосуд с некоторым количеством масла. Ребе объясняет, что общий смысл выполнения заповедей — придать святость материальному, поэтому полное выполнение заповедей возможно только с помощью реально существующих предметов. Таким образом, совершенное выполнение заповеди зажигания свечей меноры могло быть только при зажигании естественного оливкового масла. Поэтому Всевышний и сделал так, чтобы был обнаружен сосуд с маслом и евреи могли бы выполнить заповедь. Но если бы евреи просто нашли сосуд, в котором масла и так было бы достаточно на восемь дней, не было бы ясно, что произошло чудо, выходящее за рамки законов природы, и сделал это Всевышний.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Реэ. «Смотри»

Наличие нравственного выбора в нашей жизни — принципиальный элемент творения, основа системы религиозной морали. То, что человек — единственное из всех творений, наделенное свободой выбора (включая как земных обитателей, так и высшие, духовные творения — ангелов), делает его, в известной мере, равным самому Творцу.

Благословение и мир

В большинстве случаев наша вера ослабевает отнюдь не из‑за того, что мы достигли более глубокого уровня постижения Торы в результате ее интенсивного изучения, — наоборот, утрата веры происходит тогда, когда Тора оказывается для нас помехой на пути к тем или иным физическим удовольствиям. Такова наша человеческая природа: стремясь успокоить свою совесть, мы ищем и находим изъяны в Торе Всевышнего…

Семь очерков о раввине Адине Штейнзальце

Он сумел показать многим, как можно сочетать Тору с современной жизнью и движением вперед. Из общения с раввином Штейнзальцем было ясно: граница проходит не между светскими и религиозными евреями, а между образованными и невежественными. Религиозность, соблюдение заповедей, молитва всегда воспринимались раввином Штейнзальцем как совершенно естественное состояние.