Уроки Торы I

Уроки Торы I. Бо

Менахем-Мендл Шнеерсон 29 января 2016
Поделиться

Десятая казнь — смерть египетских первенцев — от предыдущих девяти отличается, во‑первых, тем, что названо ее точное время («около полуночи»), а во‑вторых, евреям пришлось принять меры предосторожности, чтобы самим не пострадать: оставаться дома, начертав некий знак на дверных косяках. Ребе объясняет особенности десятой казни, указывающие, как выясняется, путь, который приведет нас к окончательному освобождению — наступлению эры Машиаха.

ВРЕМЯ И МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Предупреждая фараона о смерти египетских первенцев, Моше упомянул час, когда это произойдет. Б‑г говорил, что это случится в полночь, Моше же сказал «около полуночи» (Шмот, 11:4): он опасался, что астрологи фараона могут ошибиться и, неправильно рассчитав время полуночи, обвинить его в неточности (Раши). Тем не менее многое остается непонятным. Зачем вообще было упоминать о времени казни? Простого предупреждения о ее приближении, как это делалось раньше, было бы достаточно. Напрашивается вывод: между казнью первенцев и полночью есть некая связь, и, упомянув об одном, Моше должен был сказать и другое.

Десятая казнь отличалась следующими двумя особенностями: во‑первых, евреи, чтобы избежать этого наказания, должны были начертать особый знак «на дверных косяках и притолоке» (Шмот, 12:22) — знак кровью от обрезания и от пасхального ягненка; во‑вторых, они всю ночь должны были оставаться дома: «Вы же не выходите за двери дома своего до утра» (Шмот, 12:22), потому что «разрушительная сила, получив всю власть (вырвавшись на волю), не делит людей на праведных и грешных» (Раши).

Но зачем нужны были подобные меры предосторожности? От предыдущих казней страдали только египтяне, и сыновьям Израиля не надо было опасаться за себя. Почему же десятая казнь отличалась от остальных? И для чего были две предосторожности (знак из крови и укрытие в своих домах)?

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕДНЕЙ КАЗНИ

Мы можем приблизиться к ответу, если поймем, что «ничем не ограниченная разрушительная сила» не действовала во время предыдущих девяти казней. Тогда были определены метод воздействия и степень повреждения, то есть казни имели границы, пределы. Град, например, уничтожил «лен и ячмень… а пшеница и полба побиты не были, потому что они созревают позже» (Шмот, 9:31‑32). Но казнь первенцев не была ограничена каким‑то способом уничтожения; сила, «не делящая людей на праведных и грешных», была выпущена на свободу, и сынам Израиля пришлось защищаться от нее.

На более высоком уровне казнь первенцев отличалась не только методом воздействия, но и целями. Задачей остальных казней было не уничтожить египтян, а заставить их понять, что Б‑г существует: «Так узнаешь ты, что Я — Б‑г» (Шмот, 7:17; 8:18; 9:14). Сынам Израиля, и так признававшим Б‑га, подобный урок был не нужен (Тора ор). Первые девять казней давали пострадавшим (но не убитым) возможность исправиться и извлечь урок, увидев силу Б‑га. Целью десятой казни, поскольку все первенцы погибли, не могло быть стремление дать жертвам урок. Их надо было в наказание уничтожить.

В данной ситуации строгий судья мог бы спросить: в чем разница между идолопоклонством и деградацией евреев (Ялькут Реувени на Шмот, Зоар) и египетских первенцев? Ведь и те, и другие заслуживают наказания. Следовательно, сынам Израиля необходимо было защитить себя от разрушительной силы — инструмента строгого суда.

Чтобы спастись, следовало выполнить два приказа. Во всем Египте разрушительная сила оказалась на свободе. Раз она относилась ко всем непредвзято и не знала ограничений, ни один знак не мог защитить от нее. Значит, сыновья Израиля были вынуждены запереться в домах. Поскольку казнь Бжья «миновала» эти дома, то в них ее действие было ограничено. Следовательно, была возможность и необходимость установить «знак», который отличил бы евреев от египтян.

ПОЛНОЧЬ И Б‑ЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ

Непонятным остается следующее. Голос строгого суда вопрошает: «В чем разница между безбожным Египтом и грешным еврейским народом?» Как «знак» может послужить ответом на такую претензию?

Десятая казнь была осуществлена «Самим Б‑гом, в Его славе и сущности». А Б‑г не поддается описанию и, в частности, не может быть объектом строгого суда. На таком уровне любые обвинения бессмысленны и недейственны.

А вот как связаны десятая казнь и полночь. Полночь — время, когда всепроникающий Б‑жественный свет обнаруживает себя. Она соединяет две половины ночи: первую, ведущую от света к тьме и, следовательно, являющуюся символом строгости и сокрытия (Гвура), со второй, ведущей от тьмы к свету, то есть символом добра и раскрытия. В какое‑то мгновение, приведя две противоположные силы к гармонии и тем самым преодолев их, полночь становится временем, когда раскрывается Б‑г и Его Сущность (Ор а‑Тора).

Во время десятой казни Б‑г проявил безграничную, бесконечную любовь к евреям, лишающую оснований любые обвинения голоса справедливости. Когда этот голос говорит: «Разве Эсав не был братом Яакова?» (иначе говоря, разве они не равны?), Б‑г отвечает: «Но я любил Яакова и ненавидел Эсава» (Малахи, 1:2‑3). Потому что Его любовь к евреям глубока и неизменна, как любовь отца к своим детям: «Сыны вы Б‑гу Всесильному вашему» (Дварим, 14:1).

Потому‑то Моше указал фараону время казни («около полуночи»). Таким образом он намекал, что Всевышний свершит ее, используя свое превосходство над миром разума. В противном случае фараон считал бы, что евреи, грешившие, как египтяне, также пострадают во время казни, цель которой не научить, а уничтожить. И только безусловная любовь Всевышнего могла их спасти.

ЗНАК И ЛЮБОВЬ

Зачем же евреи все‑таки должны были подать знак?

Чтобы принести в этот мир вечный свет Б‑га, человек должен исполнять заповеди, записанные в Торе. Даже вечно существующая, безусловная любовь Всевышнего требует ответной реакции еврея, если он хочет ощутить и раскрыть ее внутри себя. Учитывая однако, что эта любовь безгранична, он должен ответить чем‑то выходящим за пределы рационального. Таковы кровь обрезания и кровь пасхального ягненка. Еврейского мальчика обрезают, когда ему всего восемь дней от роду, и он еще не способен разумно мыслить. Этот союз, заключаемый между Б‑гом и евреем, стоит выше человеческого понимания.

Принести ягненка в качестве пасхальной жертвы тогда было настолько опасно, что считалось актом самопожертвования (на иврите — «месират нефеш»). Ягненок считался в Египте священным животным. Кроме того, сыновья Израиля должны были не просто зарезать ягнят, но до этого еще держать их в своих домах четыре дня, о чем египтяне, конечно, узнали. Самопожертвование лишено всякого рационального смысла. Таким образом, сам пасхальный ягненок был знаком евреев для Всевышнего, стоящим выше разума.

Б‑г ответил евреям сверхъестественной любовью — любовью полуночи, любовью, исходящей из самой Б‑жественной сущности, пощадив их во время десятой казни.

ВЕРА И РАЗУМ

Теперь мы можем разрешить видимое противоречие в утверждениях наших мудрецов, выясняющих, за какую заслугу израильтяне были освобождены из Египта. Из одних комментариев мы узнаем, что такой заслугой являлась их вера. «И поверил народ, и понял, что вспомнил Б‑г о сынах Израиля и увидел их страдания, — и поклонились они, и пали ниц» (Шмот, 4:31). В другой книге сказано, что они были награждены за то, что начертали знаки кровью: «В крови твоей — живи» (Йехезкель, 16:6).

На самом деле оба мнения по сути одно целое. Два знака выражают связь евреев с Б‑гом узами, превосходящими разум. Вера евреев выходила за пределы рационального. До освобождения «ни один раб не мог убежать из Египта, потому что границы со всех сторон были закрыты» (Раши). Как угнетенный народ, 600 000 человек, постоянно находящийся под угрозой вымирания из‑за указа фараона топить всех новорожденных мальчиков, может совершить побег? Выше человеческого разума была и вера евреев в миссию Моше, и обещанное Всевышним избавление. И такая вера породила безоговорочную любовь Б‑га к Своему народу, укрепившую их неразрывную связь. Знаки, ее выражающие, привнесли Б‑жественную любовь в мир.

ГРЯДУЩЕЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

«Как в дни твоего исхода из Египта, явлю Я чудеса» (Миха, 7:15). Это значит, что грядущее избавление будет подобно тому, что было.

Выход из Египта стал наградой за веру евреев, что была выше человеческого понимания, веру настолько глубокую, что она влияла и на их видимые, внешние возможности (символизируемые кровью обрезания) и даже на нечеловеческое окружение (пасхальный ягненок).

Подобно этому конечное освобождение будет наградой за веру, игнорирующую сокрытие Б‑га, которое вызвано изгнанием. За веру, твердо хранящую убеждение в скором приходе Машиаха. За веру, существующую не на поверхностных уровнях сознания, а создающую внутреннюю уверенность и пронизывающую все сферы жизни.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне

К жизни, полной любви

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.