Уроки Торы III

Уроки Торы III. Ваейлех

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Роскошь изучения Торы

Книга Зогар (ч. II, 206б), говоря о 53 неделях чтения Торы, напоминает, что на иврите слово «ган», нумерологический эквивалент которого равен 53, означает «сад».

Сад — это то место, где мы обретаем отдохновение от трудов, ибо с садом связаны наши представления об удовольствии. Тора — в определенном смысле — точно так же, как и сад, дарует нам духовное удовлетворение.

Эту аналогию можно и продолжить следующим образом. Так, к примеру, дом является убежищем, в поле мы трудимся, чтобы добыть себе пропитание. Что же касается сада, то, казалось бы, его существование не подчинено никакой утилитарной цели. Сад ведь прежде всего служит для отдыха, радости и наслаждения.

Точно так же и наша связь с Торой — не прямая насущная необходимость, если мы говорим лишь о духовном выживании. Тора для нас прежде всего — источник жизненной силы. Но для нас, евреев, поистине именно благодаря Торе жизнь и представляется исполненной смысла.

Единство, разделенное во времени

Однако изложенная выше концепция сталкивается с одной проблемой: если мы сосчитаем недельные разделы Торы, то их сумма окажется равной 54, а не 53.

Попыткой разрешить это противоречие при таком подсчете было объединение двух глав — Ницовим и Ваейлех в единое целое. Ибо в результате мы и впрямь получаем в сумме 53 раздела.

Ряд источников — к примеру, Тур и Шулхан Орух, Орах Хаим (428, 4) — предлагают нам некий набор правил, регулирующих, когда именно главы Ницовим и Ваейлех следует читать как единое целое, а когда их надлежит разделять на две самостоятельные сущности.

Правила эти восходят к термину в Книге пророка Даниела (1:13‑15), «пасбаг а‑мелех». Если исходить из расширительного толкования этого высказывания, то следует поступать следующим образом.

Когда а‑мелех, то есть начало Рош а‑Шона — дня коронования Б‑га Царем Мироздания, приходится на баг, то есть понедельник или вторник, второй или третий день недели, — тогда главы Ницовим и Ваейлех разделяются и их читают по отдельности.

Если же Рош а‑Шона начинается в иной день, например в четверг или в Шабос (в Субботу), то они читаются вместе, как единое целое: Ницовим‑Ваейлех.

Таким образом, способ чтения этих глав Торы зависит от соответствующего года. И именно по этой причине в иные годы надлежит объединенную сдвоенную главу читать как две различные главы.

Слияние противоположностей

Следует, однако, указать еще на один аспект, ставящий под вопрос подход к Ницовим‑Ваейлех как к единой главе. Ибо сами эти названия заключают в себе смысл едва ли не противоположный.

Так, Ницовим означает «вы стоите». Это значение указывает на то, что человек занял положение, в котором он сохраняет устойчивость: его нельзя поколебать, сдвинуть с места.

Ваейлех означает «и пошел он». Это название главы говорит о действии, прямо противоположном: оно указывает на то, что мы должны пребывать в движении к совершенству. Или, как сказано в Теилим (84:8), нам заповедано переходить «от силы к силе» в нашем служении Б‑гу.

Тем не менее известно, что именно слияние противоположностей — основополагающий принцип в соблюдении нами повелений, законов Торы и мицвойс. Ведь Тора и мицвойс — это пути общения между неизменным Б‑гом и смертными — людьми, подверженными всем превратностям бытия в этом мире.

Следовательно, в нашем служении Б‑гу есть элементы, пребывающие неизменными (Ницовим), — ведь именно они и воплощают сам характер Торы, которая дана нам от Б‑га. Но в нашем служении Всевышнему есть и элементы иного рода. Они призваны научить человека использовать сам поток изменений, в котором мы пребываем, во благо. А тем самым — и мы станем постоянно совершенствоваться в нашем служении Б‑гу (Ваейлех).

То, что обе главы — Ницовим и Ваейлех — чаще читаются вместе (так устроен наш календарь), призвано подчеркнуть: эти два принципа, о которых мы говорили, должны дополнять друг друга. Но выпадают и такие годы, когда эти две главы Торы читаются раздельно. И это явственно напоминает нам об их самостоятельной сущности.

Когда глава Ваейлех читается сама по себе, тогда это чтение говорит нам о непрерывности роста. Эта концепция отражена в самом начале данной главы. Субъектом действия, описываемого этим глаголом, является Моше. При том, что Моше было в конце его земного существования 120 лет и он достиг высших уровней в понимании Б‑га, он вовсе не «почил на лаврах». Напротив, понимая необходимость непрестанно двигаться выше и выше, он и в последний день своей жизни стремился к новым духовным горизонтам.

Восхождение — это Тшува

Всякий раз, когда глава Ваейлех читается отдельно, она читается на Шабос Тшува — в Субботу покаяния. Собственно, текст этой главы непосредственно связан со смыслом того дня, когда он читается.

Достаточно только задуматься, чтобы понять: Ваейлех подразумевает не просто постепенный прогресс, не всего лишь восхождение от одной ступени к другой. Нет, ибо само это слово указывает на радикальные перемены. Ведь «идти» означает покидать одно место ради совершенно иного.

В духовном же смысле это значит — подниматься в служении Б‑гу на уровень, где мы никогда еще не бывали. Нам следует совершать подъем, идти все выше и выше, раз за разом.

Но в той же мере тшува — покаяние — подразумевает, что человек, исполнившись духа раскаяния, смотрит на себя из точки, которая выше, нежели та, где он пребывал ранее. С этого момента — с тшувы — он начинает новый цикл служения Б‑гу.

Тшува — сказано в книге Тания, Игрос а‑Тшува (гл. 1) — предполагает полное отвержение человеком прежнего образа действий. И — на глубинном уровне — тшува диктует пересоздание личности как непреложную необходимость.

Как поясняет Рамбам в Законах раскаяния (2:4), каждый раскаивающийся баал‑тшува должен чувствовать: «Я иной человек; я вовсе не тот, кто сотворил эти деяния».

Бесконечное восхождение

Выше мы уже цитировали стих из Теилим (84:8), указывающий, что нам назначено восхождение, которому нет конца: «Идут они от силы к силе, являются пред Всесильным на Сионе». То есть явственно указывается, что конечной целью нашего духовного процесса должно быть искупление, когда мы вновь предстанем перед Б‑гом в Сионе.

Тшува — раскаяние — неотделимо от Искупления. Рамбам в Законах раскаяния (7:5) учит: «Торой обещано, что в итоге Израиль обратится [к Б‑гу] в раскаянии, — и тем положит конец изгнанию и немедленно будет искуплен».

Однако надо отметить, что Эра Искупления вовсе не подразумевает, что с ее приходом наступит конец какой бы то ни было активности. Ибо недаром в заключение трактата Брохойс сказано: «Нет покоя праведным ни в нынешние времена, ни в Мире грядущем». Мы и тогда, в грядущем, будем продолжать наше духовное восхождение. Разница же между нынешними временами и грядущей эрой Освобождения будет заключаться в том, что внешнее и внутреннее напряжение, связанное ныне со всяким духовным ростом, исчезнет. И на смену ему придут мир и гармония.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.