Уроки Торы III

Уроки Торы III. Цав

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Одеяние ли создает мужа?

Ты, сын человеческий, возвести дому Израиля
о доме этом, и устыдятся они грехов своих,
и изменят они план.

Иехезкел, 43:10

 

Раздел Торы Цав сосредоточен на подробном изложении службы в Храме. Почти все действия, связанные с Храмом и уходом за ним, выполняли потомки священнического рода — коэны. На первый взгляд кажется, что большая часть информации, изложенной в этом разделе, имеет весьма косвенное отношение к обычному «среднему» человеку, не принадлежащему к священническому роду. Однако на самом деле весь еврейский народ мыслится как коэны. Ибо сказано в Торе: «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым» (Шмойс, 19:6). Каждая деталь, касающаяся службы в Храме, — это по сути наставление: как мы должны проживать свою жизнь и как нам приблизиться к Б‑жественному.

Главное дело коэнов

Служение священников в Храме связано с уборкой золы, остающейся на жертвеннике после жертвы всесожжения, говорит Ваикро (6:3,4). Сперва коэн должен лопаточкой удалить золу с жертвенника и сложить ее с восточной стороны от прохода, ведущего к жертвеннику. На этом заканчивался ритуал «снятия пепла», с которого начиналось ежедневное служение в Храме. Затем священник менял одеяние, облачаясь в более простые одежды, и выносил золу в чистое место вне стана.

Смысл перемены одеяния достаточно понятен на первый взгляд. Вынос золы — довольно грязная работа, а грязь на одеянии, в котором священник совершает службы, выглядит неуместно. Однако если мы задумаемся о других ситуациях, связанных с обязанностями священнослужителя, то обнаружим, что многие действия, совершаемые священнослужителем в пределах храмовой ограды, также сопряжены с опасностью загрязнить одежду. Например, когда священник забивает жертвенный скот, сливает кровь, кропит кровью жертвенник и, наконец, счищает с жертвенника золу. Почему же тогда, чтобы вынести золу за пределы стана, священник должен сменить одежды?

Чисты перед Творцом

Исследуя этот вопрос, Раши (Ваикро, 6:4) предлагает следующую аналогию: слуга, готовя на кухне для своего господина, одет иначе, чем когда он прислуживает ему за столом и разливает вино. В присутствии господина слуга одет строже — и ведет себя соответственно. Точно так же в Торе проводится различие между служением в Храме, где пребывает Сам Б‑г, и служением за пределами Храма, там, где Присутствие Б‑га не явлено.

Продолжая эту аналогию Раши, казалось бы, уместнее предположить, что выносить золу за пределы стана пристало другому коэну — ведь в царском доме обязанности повара и пажа разделены и исполняются разными людьми. Тот факт, что один и тот же коэн исполняет две обязанности, позволяет нам заглянуть в самую суть служения Б‑гу.

Часто создается впечатление, что определенные жизненные роли пользуются особым признанием и почетом. Исполнение этих ролей связано с определенной торжественной обстановкой, и мы особым образом одеты в таких случаях. В нашем сознании присутствует представление о престижности и важности происходящего — это повышает и нашу самооценку. Но также нам приходится делать множество вещей, которые никак не связаны с чем‑то почетным: это — «черная работа», но она должна быть сделана. Занимаясь ею, не окажешься в центре лестного внимания: такая работа неблагодарна, скучна, и ее выполнение никак не связано с ощущением собственной значимости. Вообще‑то такой работы мы стараемся избегать, а если это нам не удается, то выполняем ее без всякого энтузиазма и скрепя сердце. Что хорошего в выносе мусора — особенно на фоне занятий чем‑то ярким и значительным? Однако тот, кто действительно служит Б‑гу, знает, как управляться и с тем, и с другим. И ему не нужно делать над собой усилие, чтобы от торжественной службы в Храме, где явлено постоянное присутствие Б‑га, обратиться к вполне земной работе: к уборке золы, с которой связана необходимость выйти из зоны святости в обычный мир. Обе задачи этот человек будет выполнять с одинаковым рвением, ибо он понимает, что и то и другое равно важно для выполнения воли Б‑га. У этого человека стремление к подпитке своего «эго» будет заслонено мыслью о том, что он призван способствовать исполнению воли Б‑га, пожелавшего обрести обитель на Земле.

Народ свЯщеннослужителей

Все это вполне приложимо и к связям между людьми. Есть люди, которые, взаимодействуя с нами, повышают наш собственный статус и как бы заставляют нас двигаться дальше, чем мы сами можем предположить. Само их присутствие ободряет нас, нам нравится быть в их компании. И есть люди, в присутствии которых мы ощущаем дискомфорт. Мы думаем, что они скучны, занудны, серы, они — неудачники, не вписываются в общество, обречены на одиночество. Они нуждаются в том, чтобы мы выслушали их или посочувствовали им, но наше терпение ограниченно, и мы почти никогда не снисходим к их нуждам. В конце концов, у нас есть более важные дела. Сделать шаг им навстречу — почти всегда сделать шаг вниз, кажется нам. Даже мысль о том, чтобы как‑то к ним подстроиться, «снять дорогие одежды и облачиться во что‑то попроще», страшит нас: мы думаем, что одна лишь попытка увидеть мир с их точки зрения опасна для нашего и без того не очень устойчивого социального положения.

Однако если мы и впрямь «народ священнослужителей», то именно общества этих людей мы должны искать и именно к ним проявлять дружеское расположение. Отношение к нам Б‑га определяется нашим отношением к другим людям. Чем больше мы готовы оказать им снисхождение, тем больше Б‑г склоняется «с высот» к нам, тем больше преклоняет ухо к нашим нуждам. И это мы постигнем в скором будущем, когда Б‑г своею рукой каждого выведет из изгнания к полному Искуплению.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.