Уроки Торы III

Уроки Торы III. Трумо

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Неразрывная связь

И сделай крышку Ковчега из чистого золота…
и двух крувов из золота на двух концах крышки…

И положи крышку на Ковчег сверху, а в Ковчег положи свидетельство союза, которое Я дам тебе.

И Я буду являться тебе там, и буду говорить
с тобой из пространства над крышкой между двумя крувами, которые на Ковчеге свидетельства союза, так Я буду передавать через тебя
повеления сынам Израиля.

Шмойс, 25:17‑22

 

Вслед за Б‑жественным откровением на Синае Б‑г повелел, чтобы воздвигли Скинию Завета: она должна служить «шатром собрания» — местом, где Он всегда будет пребывать при Своем народе. В сердце Скинии, в самой ее глубине, стоял Ковчег, а в нем покоился «Завет» — две каменные скрижали, на которых были написаны Самим Б‑гом Десять Заповедей. Ковчег, изготовленный в виде открытой сверху шкатулки, накрывался капоретом — пластиной из цельного золота. Над ее поверхностью возвышались два керувим, выкованные из того же куска золота. Когда Б‑г обращался к Моше, Моше мог слышать Его голос, исходящий из пространства между двумя этими керувим.

Завет, покоящийся в Ковчеге, выражал самую суть того, что Всевышний поведал людям: Десять Заповедей заключали в себе всю Тору. Позже в Ковчег был также положен свиток Торы, написанный Моше. Этот свиток содержал более подробное изложение законов, суть которых была сконцентрирована в Десяти Заповедях. Тем самым Ковчег был хранилищем Торы, сосудом, вместившим в себя мудрость и волю Всевышнего. Но при этом голос Б‑га исходил не из Ковчега, но «из пространства над крышкой между двумя крувами». Каково же при этом значение капорет? Чем были крувы и что они собой олицетворяли? И почему именно они отмечали место, из которого Б‑г обращался к человеку?

Два комментария

Среди комментариев на Тору, составленных нашими мудрецами, наибольшей полнотой и ясностью обладают два. Это комментарии Раши и Нахманида — рабби Моше бен Нахмана. Раши цель своего труда объяснял следующим образом: «Я стремился лишь к одному: изъяснить смысл стиха просто, как он есть» (Раши на Брейшис, 3:8; там же, стих 24 и далее). Комментарии Раши всюду приняты как основное подспорье в понимании Торы. И в первую очередь к ним обращаются как те, кто только приступил к изучению Торы, так и ученые. Комментарий Нахманида содержит отсылки к мистике и кабале и часто вскрывает «глубинные» значения в тексте Торы. Через него изучающему раскрывается «наслаждение, доступное тем, кто знает и понимает сокровенную мудрость [Торы]», как писал сам Нахманид во введении к комментарию на Брейшис.

Раши и Нахманид часто расходятся в интерпретации того или иного слова или стиха. Один из примеров тому — их различные толкования капорет и керувим.

Раши считает Ковчег и капорет двумя различными объектами. В Скинии находились различные «сосуды», у каждого из которых была своя строго определенная функция: например, менора, алтарь. Согласно Раши, Ковчег и капорет — два разных сосуда, просто капорет назначено место поверх Ковчега.

Нахманид, напротив, считает капорет крышкой Ковчега (заметим, что само слово «капорет» означает «крышка»). По мнению Нахманида, это составная часть Ковчега, а не еще один самостоятельный объект, помещенный в Скинии.

Так, с точки зрения этих двух комментаторов, один и тот же стих подразумевает разное. В Шмойс (25:16), дав Моше указания, как именно изготовить Ковчег, Б‑г, прежде чем перейти к описанию того, как сделать капорет, велит: «Положи в Ковчег свидетельство союза». Позже в стихе 21 после описания капорет мы читаем: «А в Ковчег положи свидетельство союза, которое Я дам тебе». Почему Тора повторяется? Согласно Раши, это повторение призвано подчеркнуть, что Скрижали должны быть положены в Ковчег прежде, чем тот будет накрыт капорет. В Торе сказано: «А в Ковчег положи…» — в Ковчег сам по себе, прежде чем капорет займет свое место. По Нахманиду же повтор имеет здесь совершенно противоположное значение: Завет должен быть размещен в Ковчеге после того, как тот накрыт капорет.

Иными словами, и Раши, и Нахманид — оба понимают повтор в этом стихе как настойчивое напоминание о том, что Скрижали кладут внутрь Ковчега. Однако что именно является при этом Ковчегом? Согласно Раши, капорет не часть Ковчега, а еще один самостоятельный объект, пребывающий в Скинии. Хотя, несомненно, этот объект тесно связан с Ковчегом, и свидетельство тому — предопределенное ему место поверх Ковчега. Значит, этот стих говорит: Скрижали следует положить в Ковчег как он есть сам по себе, не накрывая его капорет. Нахманид же, напротив, считает капорет неотъемлемой частью Ковчега. И тогда этот стих говорит о том, что место Скрижалям — в законченном Ковчеге, а не в том, что без крышки.

Кроме вопросов о том, когда же следует класть Скрижали в Ковчег, есть еще ряд иных алохических проблем, связанных с вопросом, является ли капорет частью Ковчега или наделен смыслом сам по себе.

Другое расхождение между Раши и Нахманидом в их истолковании интересующего нас фрагмента связано с керувим. Раши видит в них две крылатые фигуры с детскими лицами — мальчика и девочки (Раши на Шмойс, 25:18). Нахманид же считает, что керувим олицетворяли небесные сущности, явленные Иехезкелу в видении Б‑жественной «колесницы» (см. комментарий Нахманида на стих 21; также см. Иехезкел, 10).

Ангел или ребенок?

«У Торы семьдесят лиц», — утверждают мудрецы (Талмуд, Сангедрин, 34а; Бемидбар Раба, 14:12; Зогар, ч. I, 47б и др.). Ибо Б‑жественная истина присутствует на каждом уровне реальности и в каждом измерении сознания. Различие между видением капорет и керувим у Раши и Нахманида отражает тот факт, что их комментарии раскрывают различные лики Торы.

Нахманид говорит от лица тех, «кто знает и понимает сокровенную мудрость» и видит в Торе суть связи между Б‑гом и Его народом. Как сказано в Зогаре: «Есть три узла, связанные друг с другом: Б‑г, Тора и Израиль… Народ Израиля связан с Торой, Тора же связана с Б‑гом» (Кишрин, на арамейском, — Зогар, ч. III, 73а. Такое чтение этого пассажа Зогара принято в хасидской традиции. Стандартное же чтение предполагает: «Есть три уровня…»).

Б‑г вложил Свою мудрость в Тору и Свою волю — в заповеди. Евреи изучают Тору и блюдут заповеди в повседневной жизни. Тем самым они обретают связь с Б‑гом.

По Нахманиду, Б‑жественное присутствие в «Скинии собраний» исходит от Ковчега — сосуда, в котором пребывает Тора. Голос Б‑га исходит «из пространства над крышкой между двумя крувами», так что и керувим, и крышка — неотъемлемая часть Ковчега. Керувим была придана форма небесных существ из видения Иехезкела, ибо это видение было наибольшим проникновением человека в сущность Б‑жественного. По своему характеру связь между человеком и Б‑гом — Б‑жественное откровение. Это — откровение Его мудрости и воли через Тору, достигающее наибольшей глубины и интенсивности в мистической «скрытой мудрости». А именно ее и олицетворяют керувим.

Раши, напротив, стремится сделать как можно более ясным «смысл стиха просто, как он есть». Часто этот подход воспринимается как попытка дать самые буквальные и поверхностные уровни смысла, заложенного в Торе. Однако «простой» не означает «поверхностный». Наоборот, простое значение стиха — наиболее глубокое, основополагающее его значение. Это — корень, из которого вырастают все иные значения. И к этому корню восходит всякое иное понимание, претендующее на более высокий уровень. Это — суть стиха, и по отношению к ней все прочее — лишь усиление выразительности, акцентирование тех или иных аспектов.

Представление о капорет у Раши отражает истину: наша связь с Б‑гом через Тору — лишь реализация иных, более глубоких внутренних уз, соединяющих нас. Тем самым капорет — не часть Ковчега, а нечто иное, обладающее более высоким статусом. И Б‑жественное присутствие в «Скинии собрания» исходит не от Торы, но от керувим с детскими лицами, что покрывают Ковчег.

«Когда Израиль был юн, Я любил его», — говорит пророк Ошеа (11:1 – см. Баал а‑Турим на Шмойс, 25:18). На глубинном, самом главном уровне Б‑г любит евреев не за мудрость или набожность, но — за эту детскость. Он любит нас, потому что, как сформулировал основатель хасидизма рабби Баал‑Шем‑Тов, «простота простого еврея — из того же куска, что и простая сущность Б‑га». Он любит нас потому что мы — продолжение самой Его сути, как ребенок — продолжение сути своего отца.

Как сказано в Тана двей Элиёу Раба, гл. 14: «Две сущности предшествовали творению Б‑гом мира — Тора и Израиль. Не знаю воистину, что чему предшествовало. Но когда сказано в Торе “Скажи сынам Израиля…”, “Повели детям Израиля…” и т. д., я знаю, что Израиль был прежде всего иного».

Эта же концепция находит подтверждение и в приводимом выше стихе из Зогара о «трех узлах, связанных друг с другом». Но если Тора — связь между Б‑гом и Израилем, то мы имеем три сущности: Б‑г, Тора и Израиль, соединенные двумя связями. Одна — Израиль связан с Торой. И другая — Тора связана со Всевышним. Что же тогда «три узла», о которых говорит Зогар?

Но связь Израиля с Б‑гом через Тору — лишь производная от другой, более глубокой связи: «прямой» связи Б‑га с Его народом, откровением о которой и была Тора. На этом уровне «участие» Израиля в Торе и есть то, что связует Тору со Всевышним. И это же — причина, по которой Он распространил Свое бесконечное и не поддающееся определению бытие через посредничество «Б‑жественной воли» и «Б‑жественной мудрости». На этом уровне не евреи нуждаются в Торе, чтобы обрести единство с Б‑гом, но Тора нуждается в еврейском народе, чтобы пробудить у Б‑га желание распространить Себя через Тору.

Тем самым у нас есть три связующих «узла»: связь Б‑га с Израилем, связь Б‑га с Торой и связь Израиля с Торой. На эмпирическом уровне Тора — связь между Б‑гом и Израилем. На сущностном уровне Израиль — связь между Б‑гом и Торой.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Союз обрезания: чья ответственность, когда совершать и что делать взрослым

В начале девяностых в синагоге в Марьиной Роще, тогда еще маленькой и деревянной, ежедневно можно было наблюдать такую картину: во дворе стоял небольшой вагончик‑времянка, в который заходили мальчики и мужчины самого разного возраста. В вагончике же, с редкими перерывами на сигарету и перекус, конвейерным методом работал моѓель, вводивший в завет праотца Авраѓама советских евреев, в основном будущих репатриантов в Израиль. Подобную картину можно было наблюдать и в других местах.

Союз обрезания: все, что сотворено, требует работы

Мир изначально не сотворен совершенным — наоборот, он требует от человека определенной работы для улучшения. А обрезание, соответственно, является одним из примеров такой работы. Согласно еврейской традиции, человек делает мир лучше, исполняя заповеди и делая добрые дела. Обрезание же — единственная заповедь, которая пребывает с ним все время, где бы он ни находился.