Уроки Торы III

Уроки Торы III. Симхас Тойра

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Свиток

В праздник Симхас Тойра (радость Торы) мы радуемся Торе. Мы радуемся тому, что мы — евреи. Радуемся, что наша жизнь «кроится» в соответствии с Б‑жественной мудростью и Б‑жественной волей, проникающими каждое мгновение нашего бытия, — мудростью и волей, открытыми нам на горе Синай.

Но, однако, в чем же заключена сущность Торы?

В чем заключена всеобъемлющая мудрость Пятикнижия Моше, в чем воплощено вдохновение пророков, в чем явлена музыка псалмов? В чем выказана отточенность Талмуда, в чем продиктованы наставления Алохи и сокрыты тайны кабалы?

В чем все законы, нравственные и философские достижения, определившие нашу жизнь? И что определяет ту жизнь, которая уже более трех тысячелетий служит всему человечеству ориентиром, подобно тому как маяк указывает путь мореплавателям?

Все это — в свитке, испещренном письменами. Все это — в свитке пергамента, опоясанном лентой и накрытом вышитым покровом. Эту Тору мы держим в руках, когда в день Симхас Тойра мы танцуем в синагогах, которые стоят по всей земле.

Как же следует нам праздновать день, когда были установлены узы, связавшие нас с Торой? Неужели наиболее подобающее выражение всей глубины нашей радости — это пляска в синагоге, пляска, в которой мы протираем башмаки да растрачиваем силы?

Неужели Народ Книги не мог придумать ничего иного для выражения радости, что ему дарован источник, в котором вся мудрость?

Не лучше ли в такой день погрузиться в изучение Талмуда или посвятить это время постижению философии Торы?

По второму разу

На самом деле в каждом году есть два дня, когда мы празднуем получение Торы: это — Швуэс и Симхас Тойра.

Швуэс — день, в который еврейский народ удостоился Б‑жественного откровения на горе Синай. Это день, когда Б‑г поведал нам Тору, возведя Моше на вершину горы, чтобы дать ему две Скрижали Завета. Однако позже эти Скрижали были разбиты, ибо мы совершили грех против заповеданного в них, служа золотому тельцу.

И Вторые Скрижали были даны нам в Йом Кипур — именно им мы и радуемся в праздник Симхас Тойра.

Иными словами, Первые Скрижали, что были даны нам в Швуэс, олицетворяют «договорный» аспект Торы, налагающий на нас обязательства. Мы должны изучать Тору и исполнять волю Б‑га. На этом уровне связь каждого из нас с Торой определяется дарованными нам способностями и нашими поступками. А именно: чем больше мы изучаем Тору, тем больше мы ее постигаем, чем острее наш разум, тем глубже наше понимание. И если кто‑то нарушает Тору, то он недостоин ее. Поклонение идолам, отлитым из золота, ведет к разрыву Завета с Творцом.

Но у Торы есть и иные измерения, трансцендентные по отношению как к нашим поступкам, так и к нашему постижению сказанного ней. Это — сама суть Торы, суть уз, соединяющих Б‑га и евреев. Узы эти актуализируются нашим изучением Торы и соблюдением заповеданного нам в Пятикнижии, но они существуют также и вне зависимости от этого. Никакой грех или нарушение Закона Торы не могут ослабить эти узы. И именно это было явлено, когда Моше разбил Первые Скрижали: узы, соединяющие евреев и Б‑га, неодолимы! И на Симхас Тойра мы празднуем именно эту — «сущностную» — Тору, Тору Вторых Скрижалей.

В Швуэс мы всю ночь читаем и постигаем Тору. В праздничную ночь мы читаем из Пятикнижия Моше, из книг пророков и из их писаний. Также мы читаем первый и последний разделы каждого из всех 60 трактатов Талмуда, отрывки из эзотерических текстов Сефер Йециры и Зогара, читаем список всех 613 мицвойс, составленный Рамбамом. В день Швуэс мы празднуем наше осознанное восприятие Торы, достигаемое на путях изучения и постижения сказанного в ней.

В праздник же Симхас Тойра мы вспоминаем о сущностных узах, связавших нас с Торой. Именно поэтому свиток Торы остается неразвернутым: мы прикасаемся к нему самому, а не к написанному в нем, мы держим Тору, а не пытаемся постичь ее слова. Мы танцуем с Торой, а не изучаем ее. Ибо мы празднуем нашу связь с теми измерениями Торы, которые объемлют всех евреев без различия, вне зависимости от их мудрости и от их духовных достижений. Танцуя, мы все равны перед Торой: пот знатока Торы ничуть не достойнее пота его почти не разумеющего грамоте собрата, притоптывание праведника не благочестивее притоптывания гуляки.

В день праздника Симхас Тойра мы равны: равны в нашей неспособности постигнуть суть Торы, так же как равны в том, что все мы сущностно с нею связаны.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как зародилась самая древняя ненависть на свете. Недельная глава «Вайеце»

В масштабе Ближнего Востока Израиль представляет собой меньшинство, преуспевание которого бросается в глаза. Меньшинство, поскольку страна это крохотная. Она преуспевает, и это сразу заметно. Малюсенькая страна, у которой почти нет природных ресурсов, каким‑то образом затмила соседей. Это породило зависть, переходящую в ярость, которая, в свою очередь, переросла в ненависть. А началось все еще с Лавана...

«Эту страну ты увидишь издали»: Хаим Вейцман в мае 1948 года

Вейцман, по‑прежнему лежа пластом, продиктовал Риве письмо без единой заминки, без единой поправки, как если бы текст вызрел в его голове давным‑давно. То было лаконичное обращение к мужчинам и женщинам, которые в тот миг в Тель‑Авиве пересекали финишную черту долгой эстафеты еврейской истории и куда более короткого, но многотрудного состязания, выпавшего на долю сионизма. Вейцман напомнил о двух тысячах лет, проведенных еврейским народом в изгнании, похвалил будущее временное правительство и вызвался быть ему полезным...

Первый президент

В новейшей еврейской истории фигура Хаима Вейцмана занимает особое место. Он принадлежит к тем немногочисленным политикам, которые изменили ход истории. Вполне вероятно, что без Вейцмана еврейская история в ХХ столетии стала бы совсем иной. Созданию еврейского государства Вейцман посвятил всю свою жизнь. Рожденный в местечке, затерянном на просторах Российской империи, Вейцман добился известности и международного признания как ученый и как лидер еврейского национально‑освободительного движения. Во многом именно Вейцману Израиль обязан тем, что он есть на карте мира