Уроки Торы III

Уроки Торы III. Шмойс

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Дитя‑пастырь

Всем известна история о том, как мать Моше спасла своего ребенка и не дала свершиться приговору фараона. Владыка Египта повелел каждого новорожденного еврейского мальчика бросать в Нил. А мать Моше положила трехмесячного младенца в ларец, который поставила в камышах на берегу Нила. И когда дочь фараона отправилась купаться, она обнаружила плачущего младенца. И взяв Моше к себе во дворец, взрастила его.

В этой истории вызывает смущение одна деталь. Возникает вопрос: где же именно был оставлен младенец Моше? В Торе написано: «И поставила в камышах у берега Нила» (Шмойс, 2:3). То есть ларец с Моше был оставлен на берегу реки, а не пущен по течению Нила, поясняет этот стих Онкелос в Таргуме. А несколькими стихами ниже в Торе читаем: дочь фараона нарекла найденного ребенка именем Моше («вытащенный»), «потому что из воды я вытащила его» (там же, 2:10).

Тора — чертеж Б‑га, соответственно которому выполнено Творение. И каждая деталь Торы чрезвычайно важна для нашей жизни. Если Тора говорит, что мать Моше оставила его на берегу реки, это значит, что она не могла оставить ребенка в водах Нила. И если Тора говорит, что позже дочь фараона вытащила его из нильских вод, то это означает: в тот момент ребенок был в водах реки. А когда в Торе уделено чему‑либо внимание, значит, это важно как для понимания рассказа, так и для его приложения к нашим сегодняшним жизням.

Искупление Нила

Рогачевский Гаон рабби Йосеф Розен (1858 — 1936) предлагает алохическое объяснение «двойственности» в описании места, где был оставлен ларец с младенцем. Мать Моше изначально не могла положить ларец в воды реки хотя бы потому, что египтяне поклонялись Нилу как своему «богу», а для евреев действовал запрет использовать любой объект идолопоклонства даже ради спасения жизни (Рамбам, Законы оснований Торы, 5, 6). Тора, однако же, оговаривает: если идолопоклонник откажется от своего идола, то соответствующий предмет обретает статус обычного, и еврею разрешено им пользоваться (см. Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 8:8). Дочь фараона «сошла искупаться в реке» (Шмойс, 2:5). Мудрецы говорят: сошла она не только ради купания как такового, но также и ради того, чтобы «очиститься от идолопоклонства отца своего» (Талмуд, Сота, 12б; Мидраш Раба на этот стих). И ее отказ от язычества лишил реку статуса идола, так что теперь воды Нила могли принять Моше и стать ему убежищем. Вот почему ларец Моше оказывается найденным в водах Нила.

Почему же столь важно: был ли Моше в водах Нила или нет? Мидраш повествует, что астрологи фараона сказали ему, будто «спаситель Израиля встретит смерть от воды». И ведь именно поэтому фараон повелел бросать в Нил всех мальчиков, рождающихся у евреев! Когда же Моше был в водах реки, астрологи сказали фараону: «Спаситель Израиля уже брошен в воду», — и фараон отменил свое повеление, поясняет Шмойс Раба (1:24). Истинный же смысл того, что видели с помощью своего искусства астрологи фараона, мог быть связан с «водами распри». Тех, из‑за которых Моше суждено было умереть в пустыне, так и не войдя в Землю обетованную, поясняет Бемидбар (20:1‑13).

 

Культ реки

В Египте выпадает очень мало дождей. Поэтому сельское хозяйство в стране полностью зависит от Нила, который во время разливов наполняет ирригационные каналы. По этой причине древние египтяне обожествляли Нил, видя в нем главный источник существования и поддержания жизни.

Повеление фараона топить еврейских младенцев в Ниле имело, таким образом, глубинный смысл. Ибо фараон понимал: если следующее поколение евреев осознает, что их выживание связано с культом Нила, то они вырастут в убеждении, будто естественный источник благ обладает Б‑жественной природой, отступившись от веры еврейских патриархов. Народ позабудет, что лишь Единый Б‑г — создатель и источник всего сущего. Забудет и о том, что весть, идущая от Авраама, — весть, угрожавшая власти язычников, — будет предана замалчиванию.

Можно заметить по этому поводу, что поклонение Нилу в наши дни распространено не менее, чем во времена фараонов. Ныне в роли «Нила» может выступать университетское образование, карьера, социальный успех — все, что связывается с получением жизненых благ. Все это — инструменты, благодаря которым человек получает те или иные блага в жизни, как Нил был инструментом, через который Б‑г подавал жизненные блага тем, кто жил по берегам этой реки. Но когда средство начинают путать с источником, когда внутреннее «я» погружается в воды «Нила», направляя все силы на совершенствование инструмента достижения благ, а не на укрепление своей связи с их Б‑жественным источником, — тогда мы имеем дело с идолопоклонством.

Питающий верой

Моше называют раайя меэеймна, «верный пастырь» Израиля (Зогар Ходаш, 104a). Слова раайя меэеймна имеют и иное значение: «пастырь веры» — тот, кто кормит верой вверенное ему стадо, поясняет книга Тания (гл. 42). И прежде всего роль Моше заключалась в том, чтобы напитать верой свой народ, расширить в нем границы постижения этой веры, углубить и развить ее настолько, чтобы в саму суть каждого еврея вошло знание Б‑га. И понимание: «Нет другого кроме Него» (Дворим, 4:35). И что любой «Нил» в этом мире — не некая сила, действующая по собственной воле, но лишь носитель ниспосланного нам от Б‑га.

Моше было восемьдесят лет, когда он вывел свой народ из Египта, привел к горе Синай и накормил — с предельной настойчивостью — Б‑жественным знанием, Торой. Но он был «пастырем веры» уже в три месяца от роду. А именно — когда сыграл роль инструмента, с помощью которого оказался низвергнутым главный идол Египта. И одновременно с этим был положен конец чудовищной практике топить чад Израиля в водах реки.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.