Уроки Торы III

Уроки Торы III. Пурим

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Единственный народ

Оман жаловался царю Артаксерксу, что «есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов» (Эстер, 3:8). Артаксеркс согласился, что негоже терпеть, чтобы какой‑то «один народ», отличный от других и на иные народы не похожий, живущий в рассеянии, жил «наособицу». И заключил Артаксеркс вослед Оману: «Не следует так оставлять их… пусть будет предписано истребить их» (Эстер, 3:8‑11).

Евреи на указ Омана ответили тем, что еще больше озаботились своей «непохожестью» на других, вместо того чтобы продолжать движение к ассимиляции среди других народов, наметившееся было после их изгнания из Святой земли. Изгнание произошло тремя поколениями раньше тех событий, что описываются в книге Эстер. Ибо именно «коррозия» их самоидентификации как народа и «размывание» их служения Б‑гу в первую очередь и сделали евреев уязвимыми для происков Омана. Они сплотились вокруг Мордехая и заново осознали свою уникальность в качестве народа Б‑жьего.

Рассказав историю падения Омана и победы Израиля, книга Эстер подводит итог этой победы всего лишь одной фразой: «Был свет у иудеев, радость, веселье и почет» (8:16). Талмуд видит в этих словах отсылку к четырем основным характеристикам, связанным с народом Израиля: «Свет» есть Тора, «радость» — еврейские праздники, «веселье» — обрезание, а «почет» — тфилин. Конечно же, мы всегда помним о 613 Б‑жественных заповедях. Помним так же, как о тех основаниях, законах и обычаях, которые вместе составляют веру Израиля. И все же именно четыре вышеназванные признака — основа той матрицы, что делает евреев отличными от других народов.

Различие в сходстве

Но на первый взгляд как раз эти четыре качества скорее говорят не о том, что евреи отличны от всех иных народов, а, наоборот, о том, что они подобны им.

Ученость не есть достояние одних только евреев: любое сообщество и любая культура имеют свой символ веры и свою философию. Имеют канонический набор основополагающих текстов и целую армию ученых и законников, занятых изучением, истолкованием и применением этих текстов. Более того, даже Тора как Тора в этом смысле — не исключительное достояние одного лишь народа Израиля. Тора лежит в основе нескольких вероисповеданий, включая две религиозные системы, которые разделяет более половины живущих на Земле. И даже специфически еврейские толкования Торы, такие, как Талмуд, труды Рамбама или кабалистическое учение, повсеместно известны, и к ним обращаются не только евреи.

Что до праздников — они присущи любому обществу. Конечно, верно, что только евреи едят мацу на Пейсах или трубят в шофар на Рош а‑Шона. Но сама идея праздника или какого‑то особого дня, посвященного воспоминаниям о некоем событии и размышлениям, — абсолютно универсальна. Каждый народ, каждая культура и религия определяют дни календаря, чтобы отмечать исторические события, сыгравшие для них особую, определяющую роль, и следуют в эти дни тем или иным обычаям и ритуалам.

То же самое можно сказать о тфилин: только евреи обвязывают лоб и руку полосками из кожи с прикрепленными к ним шкатулками, которые служат им символом связи с Б‑гом. Но представление о таких символических предметах есть у всех народов. Обручальное кольцо, солдатская униформа, головной убор индейского вождя — эти знаки носят как признак принадлежности к той или иной группе. Что до обрезания, то это — весьма обычная процедура, практикуемая многими из соображений здоровья или в силу иных причин.

И все же: Тора, праздники, обрезание и тфилин или, как сформулировано в книге Эстер, «свет, радость, веселье и почет», являются четырьмя краеугольными камнями, на которых зиждется отличие Израиля от иных народов. Действительно, другие народы и общества имеют сходные или внешне подобные элементы в составе их учений, в образе жизни. Однако восприятие и переживание евреями тех же самых элементов отличны — если не противоположны — «общераспространенным».

Собственно, это и есть истинный признак отличия. Ведь истинные различия между любыми двумя людьми или сущностями состоят не в том, что отличает их друг от друга. Истинное отличие — в том, что, будучи внешне схожими, в глубине своей они совершенно различны.

Женская мудрость

Как и в чем знание Торы евреями отлично от всеобщего представления о мудрости и учености? Ключ к пониманию этого дан в Книге Эстер: там по отношению к Торе употреблено ивритское слово «ора» — женская форма от слова «ор», «свет».

Всякая мудрость, функция которой освещать и просвещать, есть свет. Но есть свет мужской и свет женский. Мужской свет — свет, излучаемый из себя, он обладает таким качеством, как агрессивность. Женский же свет мудрости — свет, принимаемый в себя. Мужской интеллект — разум, исследующий неведомое, порождающий новые идеи, разрушающий старые заблуждения. Женский интеллект — разум, открывающийся тому, что приходит к нему из высшего источника, поглощающий семя данной в откровении мудрости и проращивающий из этого семени множество таящихся в нем оттенков смысла и случаев, к которым эти смыслы применимы.

В изучении Торы задействована как мужская, так и женская стороны разума. Однако определяющее значение в этом процессе принадлежит женскому. В самом деле, при всем талмудическом педантизме и внимании к мельчайшим нюансам смыслов, Тора принадлежит сфере иной, чем интеллект. Ибо интеллект есть лишь «одежды», посредник, передающий сверхрациональную сущность, вложенную в умопостигаемые формы. Изучение Торы подразумевает прежде всего готовность сдаться откровению Б‑жественной истины, когда разум просто приемлет мудрость и волю Б‑га. Мышление мудрецов, изучающих Тору, — не генератор идей, а лоно. Это — лоно, которое получает семя Б‑жественной истины и проращивает его, прилагая эту истину к окружающему, структурировав ее в виде рациональных положений или законов.

Прошлое в настоящем

Универсальная функция любых праздников — напомнить о прошлом и это прошлое почтить. Функция еврейских праздников — еще раз прошлое пережить. Точнее — извлечь вневременную суть некоего события в прошлом, тем самым сделав это прошедшее событие реальностью для тех, кто присутствует в настоящем.

Евреи не просто вспоминают в Пейсах Исход. Соблюдая заповеданные от Б‑га особые мицвойс на Пейсах, еврей обретает Б‑жественный дар свободы, которым был Исход. А тем самым еврей обретает личный «Исход» — освобождение от тех тягот, которые властвуют над ним, порабощая его собственную жизнь. То же самое истинно и в отношении дарования Торы в праздник Швуэс, обретения прощения в Йом Кипур и т.д. Еврейские праздники — окна в вечность, распахнутые во времени, благодаря чему события «прошлого» открыты для нас, открыты для осмысления и переживания их нами.

Праздник — «счастливый» повод. Но опять же, счастье, переживаемое в связи с этим евреями, при всем поверхностном сходстве с подобными праздничными эмоциями у других народов, радикально отличается по своей сути. Для других народов праздник — это побег из ординарности существования: погружение в радостное, окрашенное в розовые тона, прошлое, когда можно, ничем не рискуя, отрешиться от давления и ответственности настоящего. Неудивительно, что праздники почти обязательно подразумевают некие траты, связанные с дозволенными в такие дни роскошествами, моральные послабления (если не моральную распущенность) и обильные возлияния.

Евреи в праздники тоже выходят за границы настоящего, обретая в этом радость. Но эта радость отлична от радости побега. Наоборот, это радость проникновения в сущность того «я», которое движется в потоке будней во имя обнаружения вневременных измерений собственной личности, присутствующих в каждом. Такая радость подчинена некой дисциплине. Это — радость, разрушающая внешние барьеры, но притом и усиливающая «фокусировку» на внутреннем мире. Это — такая радость, которая делает человека более ответственным, более заботливым, более открытым контакту с миром, поясняет Рамбам в Законах о праздниках (6: 18).

Наиболее четко эти особенности еврейских праздников проявляются в Пуриме. В Пурим еврею заповедано пить, покуда он не потеряет различие между «проклятым Оманом» и «благословенным Мордехаем» (Мегила, 76; см. также Шулхан Орух, Орах Хаим, 695, 2). Пить, особенно пить до состояния погружения в иррациональность, — для еврея просто недопустимо и жестко осуждается. И лишь в Пурим мы можем увидеть подвыпившего еврея. Питие в Пурим обладает особенностью, к которой стоит присмотреться. Ибо эмоциональная несдержанность сочетается здесь с моральным контролем, а отказ от рациональности — с духовным постижением истины.

Радость жертвы

Обрезание — весьма распространенная практика. Одни совершают его, считая полезным для здоровья, другие — исходя из духовных убеждений. Обрезание болезненно, связано с элементом риска (как при всякой хирургической операции), и считается, будто оно ведет к тому, что снижается острота сексуальных переживаний. Американец, решивший совершить обрезание сыну, может сказать что‑то вроде: «Конечно, с этим связаны некоторые неудобства, однако несомненны выгоды для здоровья». Мальчик‑мусульманин может сказать: «Конечно, это болезненно, но иначе мне не достичь неба».

И мы опять видим особое отношение к этой процедуре у еврея: обрезание воспринимается им как нечто однозначно положительное и желанное. Всякий, кто присутствовал на брисе, поймет, почему в Книге Эстер с обрезанием ассоциирована «радость», — и уж никак у него не создастся впечатление, что мы «платим цену». По сути, то, что обычно воспринимается как величайшее неудобство, связанное с обрезанием, с точки зрения еврея является одним из его преимуществ. Почти 900 лет назад Рамбам писал в трактате «Путеводитель колеблющихся»: обрезание повышает чувствительность человека к духовному, смягчая его плотские порывы (ч. III, гл. 35 и 49).

Это не означает, будто именно в том причина, по которой евреи делают обрезание. Как и выполнение всех мицвойс, которые являются велениями Б‑га и находятся за пределами рационального постижения. Мы просто констатируем связь между духовными и материальными выгодами, естественным образом вытекающими из того, что мы ведем жизнь в соответствии с тем, как она и была замыслена Творцом. И точно так же мы можем говорить и о духовно чистом питании, когда соблюдаем кашрус, или о преимуществе браков, при заключении которых соблюдались законы нида. Все это делается евреями в надежде обрести за то некое воздаяние в будущем. Еврей радуется не воздаянию, которое, возможно, будет ответом на его жертву, а самому жертвованию своего «я» Б‑гу.

В самом деле, обрезание может быть названо олицетворением всякой «жертвы» — это отказ от частицы себя в самом прямом, физическом смысле слова. Представления о жертве — универсальны: человек всегда приносил жертвы — во имя будущего, любимых, своей страны, своих убеждений. Однако эти жертвы были или во имя воздаяния в будущем (при жизни или после), или во имя исполнения долга. Для евреев же радостна сама жертва по велению Б‑га.

И тут мы сталкиваемся с любопытным феноменом, который невозможно объяснить рационально: по сути, все евреи, вне зависимости от вероисповедания, практикуют обрезание. Евреи, считающие себя «атеистами» или «гражданами мира, стоящими вне исповеданий», «прогрессистами» или «презирающими примитивные религиозные ритуалы», — все они обрезают своих сыновей. Евреи, эмигрировавшие из СССР, где они семьдесят лет жили вне религиозных измерений, не имеющие никакого представления об иудаизме, тут же совершают обрезание: себе, детям и внукам. Обрезание для еврея имеет смысл как то, что оно есть, а не как то, что оно даст ему какие‑то выгоды.

Черные шкатулки

Четвертая особенность, конституирующая уникальность евреев, — тфилин. Это — черные кожаные шкатулки, в которых лежат свитки с начертанными на них избранными высказываниями из Торы. Эти шкатулки закрепляют на голове и руке как символ нашей связи с Б‑гом.

В каждой общине, в каждой культуре есть свои одежды и украшения, которые носят как символ принадлежности к данной среде. Этими символическими одеяниями и украшениями гордятся не столько за то, что они есть, сколько за то, что они призваны олицетворять. Блестящее золото кольца невесты, безупречный пошив генеральской формы, цвета радуги в национальном костюме — ими гордятся потому, что они выражают принадлежность к той или иной группе.

Тфилин же отличаются простотой и непритязательностью. Две по‑спартански лаконичных шкатулки со свитками текста — причем текст лишен каких бы то ни было украшений, написан простыми черными чернилами. Дело в том, что тфилин выражают не гордость, но готовность еврея подчинить свой разум, сердце и таланты Всемогущему.

Да, тфилин связаны у евреев с идеей почета. Но эти представления не реализуются в эстетическую категорию. Ибо для еврея почет связан со служением Б‑гу, с подчинением своего разума, эмоций и способностей высшей воле.

В Пурим мы празднуем спасение «особого» народа. Народа, чья ученость, веселость, готовность к жертвам и гордость столь же обычны среди других народов — и столь уникальны.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Почему Б‑г создал нас? Недельная глава «Берешит»

Б‑г создал человечество по Своему образу, а значит, Он наделил людей свободой выбора, чтобы никто никогда не мог в полной мере предсказать их действия. И люди тоже (в пределах своего ограниченного срока жизни и своей бренности) будут теми, кем выберут быть. Когда Б‑г даровал людям свободу поступать хорошо, Он также дал им свободу поступать дурно. Эту дилемму не может обойти даже Сам Б‑г

Раскрытие сокровенного: осенние праздники

Так как сукка очищает от скверны (как и отсеки в ковчеге), тот кто сидит в ней, видит свет Б-жий. Слово сукка происходит от понятия «провидение». А возлияние воды на мизбеах в Суккот приводит к возвышению и одухотворению «нижних вод»

Причины простить — или не прощать

Ева Мозес Кор, узница Холокоста, в 2015 году на глазах у всего света простила нациста, и ее объявили героиней. Ева — одна из многих близнецов, на которых доктор Йозеф Менгеле проводил страшные медицинские эксперименты. Полвека спустя после Второй мировой войны Ева связалась с одним из докторов‑нацистов, служивших в Аушвице. По настоянию Евы он написал ей покаянное письмо, а она в ответ написала, что прощает его