Уроки Торы III

Уроки Торы III. Пкудей

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Власть индивидуальности

Противоречие и согласие

Каково истинное значение всякой индивидуальности?

С одной стороны, общество склонно преувеличивать значение «я», значение всякой самости, делая слишком большой акцент на личных целях и достижениях. Но в жизни многие люди ощущают, что среда подавляет их, мешая развитию. Многие чувствуют себя беспомощными перед захлестывающим их потоком жизни, с которым они оказались один на один.

Эта проблема затронута в недельном чтении Торы, к которому мы обращаемся: к главе Пкудей. Само слово «пкудей» означает «итоги», «подсчет, сколько золота, серебра и меди было пожертвовано на Шатер Святилища, и подсчет всех принадлежностей, и чему они служат», дает пояснения Раши на Шмойс (38:21). Рассказав об окончании строительства Шатра Святилища, Тора обращается к рассмотрению всех особенностей этого сооружения.

В итоге приходится иметь дело с взаимодействием противоречивых концепций, когда всем должно уделить внимание и все они должны быть учтены. Фактически подведение итогов требует, чтобы мы «исчислили» множество отдельных элементов, уделив внимание их самостоятельному существованию. При этом акцент делается не столько на самом множестве, сколько на самостоятельных сущностях, это множество составляющих. Однако внимание к этим самостоятельным сущностям не должно заслонять целое. Напротив, истинное значение все эти элементы обретают постольку, поскольку из них складывается Святилище и они являются частью целого.

С другой стороны, Святилище как целокупность зависит от самостоятельных элементов, его образующих. Если один из этих элементов, сколь бы незначительным он ни казался сам по себе, отсутствует, Святилище не закончено и не пригодно к тому, чтобы служить местом Б‑жьего Присутствия.

Одновременно напомним: целое, образованное в результате комбинации различных элементов, является новой сущностью, отличной от простой суммы компонентов.

Собранные вместе, различные элементы Святилища наделяются значением, превосходящим их индивидуальные качества. Являясь частью Святилища, каждый его элемент вносит свою лепту в откровение о Присутствии Б‑га.

Истинное завершение

Сердце каждого из нас названо «святилищем микрокосма». Ибо, как сказано в Торе: «И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них» (Шмойс, 25:8). Здесь множественное число в выражении «среди них» предполагает, что Б‑гом подразумевается пребывание не только внутри Святилища, но и в сердце каждого. И вся глубина и многомерность почитания Святилища отражена в нашем Б‑гослужении.

Точно так же, принимая во внимание сказанное, каждый должен помнить, что он — не только индивидуальное «эго», но нечто гораздо большее. Потенциально каждый из нас — посредник, через которого заявляет о себе присутствие Б‑га в нашем мире.

Но как же реализуется этот потенциал?

Когда человек полностью развивает заложенное в нем, принимая на свои плечи всю выпавшую на его долю ответственность, и когда он объединяется с другими, становясь частью большого целого. О важности последнего обстоятельства говорит нам также и глава Ваякгел. То, что эти два фрагмента Торы часто читают вместе в одну Субботу, — не просто совпадение.

С одной стороны, может показаться, что их темы почти противоположны: Ваякгел делает акцент на растворении индивидуальности в коллективе, а Пкудей говорит о личном вкладе каждого в отдельности. Однако по сути эти две позиции друг друга дополняют, а не вступают между собой в конфликт.

Дело в том, что коллектив не полон и не совершенен, если он не включает в себя каждого и если каждый не раскрыл себя во всей полноте. В своем труде Дерех Мицвойсехо (мицвас аавас Исроэл) Цемах Цедек использует классическую аналогию, сравнивая человеческое тело и народ Израиля. Он подчеркивает: нездоровье или увечье любого из членов сказывается не только на этом члене, но и на организме в целом.

В свою очередь, каждый должен осознавать, что он не достиг полноты своих проявлений, покуда не объединился с остальными. В этом контексте важно помнить о последовательности чтений из Торы. Раздел Ваякгел, говорящий о растворении в коллективе, предшествует главе Пкудей. Когда человек начинает заботиться о своей самодостаточности, он может так и не достичь выхода за пределы собственных узких интересов. Но когда он ставит перед собой цель, которая больше его, внутреннее развитие ведет к тому, что его жизнь разворачивается в более широких рамках.

Что в сердцевине

Разъединенные индивидуальности могут слиться в единое целое в силу того, что в сущностной глубине каждой из этих индивидуальностей заложена общая для всех них основополагающая связь.

Поясним эту концепцию примером, связанным со сферой человеческого существования: душа каждого — «частица безграничной сущности Б‑га Всевышнего» (Тания, ч. 2). Тем самым, несмотря на различия между людьми, они связаны этой общностью, лежащей в основе всего. Точно так же и в большом мире все творение есть лишь манифестация творческой энергии Б‑га, и именно это делает единство возможным.

Подводя баланс

Как уже говорилось, подведение итогов в разделе Пкудей — это «подсчет, сколько золота, серебра и меди было пожертвовано на Шатер Святилища, и подсчет всех принадлежностей, и чему они служат». Сначала уточняется: какие ресурсы были в распоряжении тех, кто воздвигал Шатер Святилища. А затем рассматривается, как эти ресурсы использованы.

Этот подход нашел отражение и в нашем служении Б‑гу. Сначала каждый должен обратиться к тому, чем он располагает в потенциале, дабы знать: кто он и что он может совершить. Затем, время от времени, необходимо давать себе отчет, как этот потенциал был использован и что тем самым достигнуто.

Важно делать это именно в такой последовательности. Ибо само осознание некоего потенциала служит для нас своего рода стрекалом, побуждающим применить этот потенциал на деле, реализовать его в поступках и деяниях.

Катализатор развития личности

Интересующий нас раздел Торы начинается со слов: «Вот итоги сооружения Шатра Откровения… подведенные по приказу Моше» (Шмойс, 38:21). То есть подсчитываются разные элементы Шатра Откровения и, соответственно, выясняется потенциал, заложенный в каждом из тех, кто принимал участие в его сооружении, потенциал, зависящий от сказанного Моше.

Именно Моше, вождь народа Израиля во времена дарования Торы, пробудил к жизни Б‑жественный потенциал, заложенный в каждом. И после того как работа над каждым из элементов Шатра Откровения была завершена, именно Моше воздвиг этот Шатер и встал у истоков службы. Ибо именно Моше был вождем народа Израиля, он дал путь, чтобы внутренний потенциал каждого из евреев проявился вовне. Он побудил людей к взаимодействию и слил их общей целью.

Бесконечный рост

Глава Пкудей не оканчивается одним лишь подведением итогов строительства Шатра Откровения. В ней упоминается еще о двух обстоятельствах. Во‑первых, о том, что «закрыло облако Шатер Откровения, и слава Б‑га наполнила Шатер» (Шмойс, 40:34). То есть Шатер стал местом Б‑жественного Присутствия. И во‑вторых, о том, что «когда поднималось облако над Шатром — отправлялись сыны Израиля во все странствия свои» (Шмойс, 40:36). То есть: служение Б‑гу требует постоянного движения вперед.

Эти два положения необычайно важны, когда всякий из нас начинает размышлять о своем служении Б‑гу, которое ему заповедано. Каждый должен знать, что конечная цель этого служения — откровение Присутствия Б‑га. И мы должны осознавать, что невозможно остановиться на достигнутом и почить на лаврах. Наоборот, откровение Присутствия Б‑га заставляет двигаться все дальше и дальше. В конечном итоге, «приходя из силы в силу», мы «явимся пред Б‑гом на Сионе» (Теилим, 84:8). Явимся в третьем Храме, когда придет Искупление — явится Мошиах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.

Что мы должны сделать для тех, кто ушел

Почему покойника надо непременно облачать в саван? Как содержать могилу? Надо ли ставить надгробный памятник? Как наша традиция относится к моде украшать могилу фотографией покойного? Надо ли класть на могилу цветы? О чем молиться, когда приходишь на кладбище проститься с покойным?