Уроки Торы III

Уроки Торы III. Пинхос

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Женщина‑завоевательница

О жизни Махлы, Нои, Хоглы, Мильки и Тирцы известно крайне мало. Однако эти пять дочерей Цлофхада, сына Хефера, сыграли немаловажную роль в истории Израиля, серьезно повлияв на мировосприятие евреев.

Цлофхад принадлежал к тому поколению евреев, что родились в египетском рабстве, от которого их освободил Исход. Именно им была дарована земля Кнаан как вечное наследие Израиля. И хотя это поколение оказалось недостойным вступить во владение землей, когда дети тех, кто вышел из Египта, переправились через реку Иордан, чтобы покорить Кнаан, они совершили акт вступления в наследство, по праву доставшееся им от отцов. Каждая семья получала надел земли пропорционально тому, какова была доля членов этой семьи среди 600 000 евреев, вышедших из Египта.

У Цлофхада было пять дочерей и ни одного сына. Закон о наследстве, как он изначально был дан в Торе, признавал только наследников мужского пола. Поэтому состояние отца не могло быть востребовано дочерьми.

Махла, Ноа, Хогла, Милька и Тирца не захотели примириться с подобным положением дел. И тогда дочери Цлофхада предстали перед Моше. Они заявили:

«Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его? Из‑за того ли, что нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего!» (Бемидбар, 27:4).

Моше обратился к Б‑гу и получил следующий ответ: «Справедливо говорят дочери Цлофхада… Отдай удел отца их им» (там же, 27:7). И вслед за этим Б‑г велел Моше включить в законы Торы о наследии следующее положение: «Если человек умрет, а сына у него нет, то отдайте его удел дочери его» (там же, 27:8).

Два поколения

Исход из Египта и завоевание земли Кнаан — это два ключевых события в начале и в конце сорокалетнего странствия, в ходе которого мы и стали народом в истинном смысле этого слова. И эти два события олицетворяют самые важные цели в жизни человека. «Исход из Египта», из Мицраима, олицетворяет освобождение души от всего, что ограничивает и умаляет ее истинную сущность и волю. Мицраим означает «пределы» и «ограничения». А «завоевание земли Кнаан и расселение в ней» олицетворяют подчинение материального мира и превращение его в «обитель Б‑га»: в пространство, наполненное Б‑жественностью и призванное свидетельствовать совершенство и благость Творца.

Поколение Исхода добилось успеха в выполнении первой задачи, но не справилось со второй. Люди этого поколения смогли порвать путы языческой культуры и рабского мышления. Смогли очистить души до той степени чистоты, что оказались достойны получить на горе Синай Истинную Тору от Самого Б‑га. Но они уклонились от того, чтобы «завоевать и населить землю сию». Не пожелали «променять» духовную чистоту пребывания в пустыне на погружение в материальность мира, променять на тяжкий труд, который один лишь и может превратить «землю Кнаан» в «Святую землю»… И именно поэтому им суждено было провести в пустыне всю жизнь. И только их дети вошли в данную им землю и заселили ее.

Эти же две задачи стоят и перед каждым из нас. Их мы и решаем всю жизнь. Мы должны высвободить и актуализировать наш духовный потенциал, сделать окружающее нас пространство — в самом широком смысле слова — местом, где почиет святость, где чувствуется присутствие Б‑га в этом мире.

И мы должны прилагать усилия, чтобы совершился надлежащий переход от детства и юности, отданных саморазвитию и самосовершенствованию, к зрелости. К той поре, когда жизнь направлена на то, чтобы отдавать миру плоды трудов наших.

Иное завоевание

Но ведь люди непохожи друг на друга. Сказано (Танхума, Пинхос, 10): «Как непохожи их лица, так непохожи их характеры». Есть люди жесткие и мягкие. Есть те, кто агрессивен от природы. И те, кто склонен к пассивности. Одни не могут жить без борьбы. Другим же претит сама мысль о воинственности: они готовы на все, лишь бы избежать столкновений.

И в той формулировке закона о наследстве, что была дана Б‑гом в ответ на просьбу дочерей Цлофхада, кроется глубинный смысл. Б‑г сказал: «Если… сына у него нет». Значит — если человек ощущает за собой недостаток «мужской» агрессивности и воли к борьбе, то человек этот может решить, что не ему принимать участие в «завоевании земли». Он будет склоняться к тому, чтобы все свои силы посвятить очищению внутреннего «я», предоставив задачу завоевания и подчинения далекого от состояния святости мира тем, у кого «есть сыновья».

На это Тора говорит: завоевание и заселение земли — задача, поставленная не только перед теми, в ком присутствует ярко выраженное мужское начало. Каждая душа, принадлежащая к народу Израиля, имеет «долю в земле сей» — тот фрагмент материального мира, который именно этому человеку надлежит взять во владение, окультурить и освятить. Конечно, часто эта задача сопряжена с агрессией и требует участия в схватке. Но есть и «женский» способ преобразить косную материю наших жизней в «Святую землю».

Сказано: «Если… сына у него нет, то отдайте удел его дочери его». Уже то, что иной человек от природы не склонен к агрессии «мужчины‑воителя», указывает, что ему дана способность преобразить окружающий мир через рожденную им «дочь». И он сделает это — призвав на помощь ту сторону своей души, что предпочитает пассивность. Ту, что стремится не к конфронтации, а к сочувствию. И это — тот закон жизни, что был открыт через дочерей Цлофхада: не всякое завоевание осуществляется за счет того, что противник уступает превосходству силы. Порой заинтересованное внимание и симпатия способны намного эффективней нейтрализовать враждебность «противника» и преобразить саму природу врага.

Отсутствие «мужского начала» в душе на самом деле указывает лишь на наличие «женской» ее составляющей, которая в той же мере может претендовать на свою долю в этом мире. И может способствовать преображению этого мира в «обитель Б‑га».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.