Уроки Торы III

Уроки Торы III. Микейц

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Мир снов

Когда книга Брейшис переходит к рассказу о Йосефе, повествование движется от одного сна к другому. Сны Йосефа настраивают против него братьев настолько, что они продают «сновидца» в рабство (37:5‑11, 19, 20). Затем сны виночерпия и пекаря фараона, которые Йосеф истолковывает в темнице (40:5‑19). И, наконец, сны фараона: их истолкование было началом возвышения Йосефа. В конце концов тот стал вторым лицом в самой могущественной империи на тогдашней земле (41:1‑44).

В итоге все эти сны повлекли за собой Египетский плен — голус; само это слово на иврите означает «изгнание». То был первый плен, выпавший на долю Израиля — источник и прообраз всех последующих изгнаний (см. Брейшис Раба, 16:7; Ликутей Тора — Аризал, гл. Сейцей). Сыны Израиля осели в Египте и позже были порабощены египтянами. Во дни Египетского пленения многие из евреев поступились духовными высотами, достигнутыми прежде народом Израиля, и почти уподобились своим поработителям (см. Мехилта, Шмойс, 14:29; Ялкус Реувени, там же, 27; Зогар, ч. II, 170б; Зогар Ходош, начало Исрой; Нахманид, Шмойс, 12:41). Когда Б‑г захотел спасти народ Израиля, Ему пришлось «взять Свой народ из среды народов» (Дворим, 4:34). И пришлось явить Себя в самом средоточии жизни Египта, чтобы отделить избранный народ от окружающей его массы, тронутой духовным разложением, какого ни до, ни после не знала история.

Искаженная реальность и явь

Восприятие во сне свободно от контроля рассудка. Во сне присутствуют весь опыт и стимулы, известные нам из «реальной» жизни: зрительные образы и звуки, мысли и поступки, все то, что радует и пугает днем. Все, с чем мы сталкиваемся во сне, заимствовано из дневной жизни, ибо «человеку снятся лишь его собственные дневные мысли» (Талмуд, Брохойс, 55б). Однако все это во сне спутано и попирает законы логики и достоверности. Во сне трагедия может стать поводом к праздничному веселью, родители могут быть моложе детей, а иной может даже увидеть, как «слон проходит через игольное ушко».

Голус порожден последовательностью снов, ибо сам голус в конечном итоге — сон. Это кошмарный, иррациональный фантазм, в который погружена вся планета и продолжающийся тысячелетия. Сон, где вознаграждается преступление, лучшие умирают молодыми, а избранный народ Б‑жий подвергается истреблению — и палачам не грозит кара. Это сон, где правота истины редко имеет отношение к реальности и расценивается как «прекраснодушный идеализм». А сущности, лишенные бытия, — зло, невежество, смерть — играют в нашей жизни крайне важную роль: мы постоянно ощущаем на себе давление этих «мнимостей».

Искаженная реальность голуса пронизывает и наши жизни. Только в мире голуса человек может просыпаться утром, совершать очищение в микве — ритуальном бассейне, куда благочестивый еврей погружается каждое утро, совершая очищение, прежде чем служить Б‑гу, после чего погружаться в экстаз и самозабвение молитвы, изучать главу Торы, — а затем отправляться в офис, где день проходит в том, что он хитрит, попустительствует злу, манипулирует людьми. «Лицемерие» — не совсем точное слово для этого: во многих случаях молитва такого еврея вполне искренна, а его любовь к Б‑гу и трепет перед Ним — вполне реальны. Но этот человек живет в мире сна, голуса. А там несовместимые сущности вполне могут бытовать бок о бок и переплетаться: для мира голуса это норма.

В реальном мире такой абсурд невозможен. Когда Священный Храм в Иерусалиме еще не был разрушен и от него в мир изливался Б‑жественный дневной свет, ни один носящий в душе следы духовной нечистоты не мог приблизиться к Б‑гу, пока не прошел очищения. То, что Б‑г — источник всякой жизни, а грех — отпадение от Бжественного порядка — синоним смерти, для тогдашних людей было не просто истиной веры, а фактом жизни.

Вот что говорит об этом Тания (Игерес а‑Тшува, гл. 4‑6). «В Писании, как и в словах мудрецов, мы находим представления о “коресе” (рассечении уз) и “миса бидей шамайим” — “смерти от руки Неба”. Если кем‑то совершен грех, воздаяние за который — корес, то такой человек умрет раньше, чем ему исполнится пятьдесят, а если же [совершен] грех, воздаяние за который — миса бидей шамайим, то грешник умрет, не дожив до шестидесяти, а во многих случаях — немедленно. Почему же в любом поколении встречаются люди, что повинны [в таких грехах], но наслаждающиеся долгой и радостной жизнью?

Представление о коресе подразумевает, что связь, соединяющая душу с Б‑гом, — канал, по которому к нам истекает от Него жизненная энергия, рассекается. Однако так было, когда Израиль стоял на более высокой ступеньке духовности, а Б‑жественное присутствие воистину было явлено в Храме. Тогда жизненная энергия поступала в тело только через Б‑жественную душу, от самых сокровенных аспектов потока жизни, исходящего от Б‑га… Но после того как произошло отпадение от этого состояния и содеянное повлекло за собой “голус а‑шехина” (то есть Б‑жественное присутствие перешло в состояние изгнания и сокрытия)… а поток Б‑жественной жизненной силы достигает нас посредством более низких и опосредованных процессов… совершившие прегрешение и несовершенные в своих слабостях могут получать жизнь для тела и для животной души…»

 

Стать лучше

В реальном мире, когда‑то нам явленном и где мы пробудимся, лишь только сон голуса рассеется, духовные законы реальности столь же очевидны и неизменны, как и физические законы природы.

Однако в нашем существовании внутри такой галлюцинации есть и положительный аспект. В реальном мире истинная связь с Б‑гом существует лишь в контексте, когда человек верно соблюдает все Его установления, ни на мгновение не отступаясь от исполнения Его воли. В мире же сна, мире голуса даже неправедный или несовершенный может прикоснуться к Б‑жественному. В реальном мире лишь душа, не имеющая ни единого пятна греха, может вступить в Святое Б‑га. В мире голуса Б‑г «находится у них, среди их нечистоты» (Ваикро, 16:16).

Мы изо дня в день ждем, что заря Б‑га прогонит ночной кошмар, на протяжении большей части истории державший нас в состоянии духовных и физических инвалидов. Однако пока мы пребываем внутри этого сна, пусть сама возможность быть «непоследовательными» и «лицемерными» обернется к нашему благу. Пусть превысим мы меру данной нам духовности, пусть совершаем больше, чем могли бы при здравой оценке наших возможностей и сил. Будем же стремиться быть лучше, чем мы есть.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Союз обрезания: чья ответственность, когда совершать и что делать взрослым

В начале девяностых в синагоге в Марьиной Роще, тогда еще маленькой и деревянной, ежедневно можно было наблюдать такую картину: во дворе стоял небольшой вагончик‑времянка, в который заходили мальчики и мужчины самого разного возраста. В вагончике же, с редкими перерывами на сигарету и перекус, конвейерным методом работал моѓель, вводивший в завет праотца Авраѓама советских евреев, в основном будущих репатриантов в Израиль. Подобную картину можно было наблюдать и в других местах.

Союз обрезания: все, что сотворено, требует работы

Мир изначально не сотворен совершенным — наоборот, он требует от человека определенной работы для улучшения. А обрезание, соответственно, является одним из примеров такой работы. Согласно еврейской традиции, человек делает мир лучше, исполняя заповеди и делая добрые дела. Обрезание же — единственная заповедь, которая пребывает с ним все время, где бы он ни находился.