Уроки Торы III

Уроки Торы III. Кдойшим

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Посетитель из хаоса

«Люби ближнего, как себя самого, — сказал рабби Акива, — это главное, на чем стоит Тора».

Сифра на Ваикро, 19:18

 

Как‑то к Шамаю пришел язычник и сказал: «Я приму иудаизм при условии, что ты научишь меня Торе, покуда я стою на одной ноге». Шамай — по профессии строитель — прогнал его, побивая отвесом, который сжимал в тот момент в своей руке.
Тогда пришел тот к Гилелу — и он обратил пришедшего, сказав: «Не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом — вся Тора.
Остальное — комментарии. Иди и учи».

Талмуд, Шабос, 31а

 

Человеческая вселенная

Прежде чем был сотворен известный нам мир, прежде чем сотворено было время и вызвано к бытию само представление о «до» и «после», Б‑г сотворил иной мир. (Термины «прошлое» и «настоящее» используются здесь не как обозначения линейно текущего времени, но как имеющие отношение к реальности, непосредственно переживаемой нами в данный момент [настоящее], и высшей реальности, предшествовавшей этой нашей реальности [прошлое]. И вот тот — иной — мир рухнул под собственной тяжестью. В том мире все было столь сосредоточено на своем существовании, что он не выдержал и рухнул. Кабалисты называют тот мир миром Тоху [«хаос»].)

Реальность Тоху была образована из тех же элементов, что и наша реальность, в которой мы пребываем. Однако конфигурация этих элементов была несколько иной. Мудрецы говорят о десяти «Б‑жественных атрибутах» — сфиройс. Почти все кабалистические и хасидские тексты так или иначе связаны с представлением о десяти сфиройс. Сфиройс были эманацией Б‑га и призваны были служить «духовными строительными блоками» всего творения. Ибо всякий объект, сила и явление были вызваны к бытию через их посредство.

Тем самым мироздание можно сравнить с человеком. Ведь его основополагающие умственные способности и черты характера порождают неисчислимое множество идей, чувств, мотивов и поступков. Талмуд (Брохойс, 10а) действительно проводит такое сравнение: «Как душа наполняет тело, так Б‑г наполняет мир».

Человек же, — продолжают эту мысль кабалисты, — будучи «сотворен по образу Б‑га» (Брейшис, 1:27), также наделен десятью основными атрибутами. Это — замысел, понимание, восприятие, притяжение, отторжение, синтез, соревновательность, преданность, общительность, восприимчивость. От них ведут свое происхождение все элементы «микрокосма». Они отражают десять небесных сфиройс. Это — «письмена», являющиеся проекцией Б‑га, — проекцией, через которую Он создает Свое творение, поддерживает его бытие и связь с ним.

Так, Иов (19:26) говорит: «Из моей собственной плоти я познаю Б‑га». Созерцая процесс становления души и динамику ее отношений с телом, мы постигаем Б‑жественные силы творения и способ, избранный Б‑гом для отношения к нашему существованию.

Тоху также был миром, образованным десятью небесными сфиройс. Но в данном случае они существовали как десять раздельных элементов, вне какой‑либо связи друг с другом. Более того: каждая из сфиройс фактически отрицала все остальные. Кабалисты, пытаясь описать это состояние, говорят, что сфиройс существовали «одна под другой», в виде колонны. Притом каждая из сфиройс всецело довлела одному какому‑то уровню, так что между ними не существовало никакого взаимодействия. Если рисовать диаграмму Тоху, призванную как‑то передать «характер» этого мира, то она бы выглядела следующим образом:

замысел

понимание

восприятие

притяжение

отторжение

синтез

соревновательность

преданность

общительность

восприимчивость

 

Представьте человека, в котором такое качество, как «привлекательность» — то есть все, связанное со склонностью к привязанности, любви, желанию, со способностью давать и т.д, — существовало бы, полностью отрицая противоположные качества. А именно — те, что связаны с «отторжением» и «отказом», то есть со способностью к сопротивлению, с опасениями, с трепетом перед превосходящими силами и т.д. Или представьте человека, чье стремление к соревнованию никак не ограничено «преданностью» кому‑то или чему‑то. Или представьте иного, чей разум не способен постичь являющиеся идеи — ибо ему дана способность к порождению замыслов, но не способность к «пониманию». Эти примеры показывают, что интеграция наших способностей — не только необходимое условие существования каждого как сбалансированной личности, но в еще большей степени — жизненно необходима для самого функционирования каждой из этих способностей. Если каждая из наших способностей не будет обогащена качествами других, то ее «одномерность» и стремление доминировать любой ценой, захватывая новые и новые зоны, вскоре приведут ее в тупик — к аннигиляции.

Именно это произошло с миром Тоху. Отсутствие взаимодействия между сфиройс означало, что каждая из них «вела себя» слишком интенсивно не только по отношению к остальным сфиройс, но и по отношению к собственному «сосуду» — ограничивающим ее параметрам. И «сосуды» Тоху «треснули» под неудержимым натиском тех сил, для которых они были вместилищем и формообразующим фактором. Тогда из обломков мира Тоху Б‑г сотворил нашу реальность, мир Тикун — мир исправления.

В мире Тикун сфиройс образуют парцуф, «лик», или конфигурацию:

замысел

восприятие понимание

отторжение притяжение

синтез

соревновательность преданность

общительность

восприимчивость

 

Таким образом, различные силы, что образуют мир, связаны и взаимодействуют друг с другом. За счет этого в каждую из соответствующих сил оказываются включены и элементы всех других, тем самым «смягчая» эту силу и придавая ей конструктивную направленность. Так, любовь слегка окрашена отчуждением — иначе отец, обнимая ребенка, задушил бы его. А в желании присутствует запрет или ограничение, в правосудии — сочувствие, в порыве — осознание лежащих на человеке обязательств. Иначе все эти побуждения оказались бы для нас разрушительными.

Рассечнные искры

И все же не обошлось без потерь. Пронизанный взаимосвязями мир Тикун наделен стабильностью и способностью к конструктивному развитию, которых предшествующий мир хаоса был лишен. Но с другой стороны, мир Тикун не знает пыла и интенсивности проявлений, характерных для Тоху. Вот почему Б‑г начал Творение с «неудавшегося начала» — с Тоху: Он хотел, чтобы «искры» бесконечной, несдержанной сущности Тоху лежали в основе «исправленного» мира Тикун.

Наша миссия в жизни — извлечь на свет этот погребенный потенциал и дать ему пространство для проявления, но уже в рамках, наложенных миром Тикун. А именно — совмещая тем самым лучшее обоих миров: силу Тоху и сконцентрированность Тикун.

В этом заключается глубинный смысл высказывания из Талмуда (Псохим, 87б): «Народ Израиля рассеян был среди народов только ради того, чтобы собрать воедино обратившихся». Под «обратившимися» следует понимать вызванные к жизни останки мира Тоху, павшие искры, наделенные громадным потенциалом, — когда они будут «извлечены на свет» и «исправлены».

Наше проникновение вплоть до самых дальних уголков земли дало нам возможность соприкоснуться с душами, ведущими свое происхождение еще из этого не различимого для нас периода древнейшей духовной истории. Периода, когда коллапс Тоху привел к тому, что эти души были рассеяны среди множества народов, населяющих мир. И обращение этих душ к заветам Торы — «чертежу», согласно коему Б‑г творил жизнь в мире Тикун, — даст им возможность конструктивно реализовать заложенные в них величайшие силы.

Заметим, что Талмуд говорит не только об обращении людей. Искры Тоху погребены во всех живых существах и элементах нашего мира. И наш контакт с этими элементами, чему способствует наше рассеяние по всей земле, создает возможности для их «обращения». Каждый раз, когда какая‑либо часть материального мира — будь то физический объект, научное открытие, культурный феномен и т.д. — вовлекается нами в исполнение Б‑жественных заповедей (мицвойс) Торы, происходит «исправление» и интеграция искр мира Тоху, сокрытых в соответствующей сущности.

Учение о взаимосвязях

Душа из погребенного мира Тоху, привлеченная возможностями реализации, даваемыми Торой, пришла к великому мудрецу Шамаю. «Научи меня Торе, — попросила она. — Но только — пока я стою на одной ноге».

Шамай разгневался. «На одной ноге?! Это трехмерный мир Тикун. И здесь мы делаем все, сообразуясь с мерой и конструктивностью. Иди туда, откуда ты пришла».

Тогда душа отправилась к Гилелу. И он терпеливо объяснил ей: «Ты ищешь центра, ибо чувствуешь в себе великие силы, грозящие разорвать тебя, если попробуешь их реализовать: ведь каждая тянет в свою сторону. Потому ты должна научиться любить ближнего, как себя самого. Чтобы осознать: в тебе есть нечто от него, а нечто от тебя — в нем. На этом стоит Тикун. И на этом стоит Тора: взаимосвязь и интеграция. Остальное — комментарии…»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Два чуда — две стороны праздника

Недаром Рамбам делит в своей книге историю Хануки на два разных закона: в первом рассказывает о военной победе и спасении, во втором, отдельном законе — о чуде кувшина с маслом. Таким образом Рамбам подсказывает нам, что в законах Хануки есть две составляющие: «дни веселья» и «дни прославления», установленные в память о каждом из двух чудес

University of Cambridge: Арамейское ханукальное стихотворение об Антиохе: T‑S A45.14

Свиток, составленный, вероятно, в Земле Израиля первоначально на арамейском языке, напоминает по стилю «Таргум Онкелоса» и сознательно написан архаичным языком, имитирующим «библейский стиль» — больше всего похожим на подражание свитку Эстер... Однако история, рассказанная здесь, местами весьма причудлива и лишь кое в чем совпадает с традиционной «историей», содержащейся в Первой и Второй книгах Маккавеев и у Иосифа Флавия. По этой причине многие скептически относятся к этому тексту, и, вероятно, поэтому со временем он был отвергнут

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом