Уроки Торы III

Уроки Торы III. Хукас

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Корова и телец

Сын некой придворной обмочился в царском дворце. И сказал царь: «Пусть придет мать и уберет грязь за сыном». Точно так же говорит Б‑г: «Пусть
за содеянное перед [золотым] тельцом приносится в жертву рыжая корова».

Мидраш Танхума, Хукас, 8

 

Тора в разделе Дворим (4:4; 30:20 и далее) определяет понятие «жизнь» через приверженность Б‑гу. Так, по Талмуду (Брохойс, 18) истинно, что праведники живы и после физической кончины, тогда как «преступившие [волю Б‑га] считаются мертвыми еще при жизни». В пятой главе Игерес а‑тшува книги Тания эти высказывания сравнены с пророчеством Ишаяу (59:2) — «Грехи ваши произвели разделение между вами и Б‑гом вашим».

Жизнь, отделенная от ее источника, — лишь псевдосуществование. Такая жизнь лишена сути и смысла.

Сознавая это, мы поймем связь между «рыжей коровой», играющей роль названного Самим Б‑гом «противоядия» от ритуальной нечистоты, вызванной контактом со смертью, и грехом золотого тельца.

Сразу после сотворения Адам — первый человек — осознал, что жив связью с Б‑гом. Вот как это пояснено в книге Зогар (ч. I, 221б): «Когда Адам встал на ноги, он увидел, что все твари живые трепещут перед ним и следуют за ним, как слуги следуют за хозяином. Тогда он сказал им: “Вы и я, пойдемте поклонимся и встанем на колени перед Б‑гом, Создателем нашим”».

Но в тот же день узы, связующие сотворенное и Творца, оказались разорваны: человек нарушил Б‑жественную волю, вкусив плод от Древа Познания. В результате смерть стала неотъемлемой частью человеческого опыта.

Через двадцать шесть поколений после Адама смерть отступила: Б‑г сошел на гору Синай, восстановив изначальную, личностную связь с творением. Это сравнимо с состоянием, описанным в Шир а‑Ширим Раба (5:1): «Я пришел в дом Мой — место, где изначально было явлено Мое присутствие… [ибо] Адамов грех был причиной того, что Б‑жественное присутствие покинуло [физический мир]… а потом пришел Моше и вернул то на землю».

Как сказано в Шмойс (19:8; 24:3,7), человек безоговорочно принял Б‑жественную волю. И тем самым восстановил изначальную, абсолютную связь с источником жизни. Таким образом человек освободился из‑под власти ангела смерти, поясняет трактат Талмуда Шабос (146a; см. также Шмойс Раба, 41:9). Но и на этот раз беспримесно‑чистый поток жизненной силы недолго изливался с небес на землю. Через сорок дней после того, как народ Израиля стоял у горы Синай, евреи нарушили Б‑жественное повеление — вторую из Десяти Заповедей: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (Шмойс, 20:3), устроив поклонение золотому тельцу.

Так смерть, впущенная в мир грехом Адама и изгнанная из мира на Синае, вернула свои права через грех, свершенный перед золотым тельцом, сказано в Зогар (ч. I, 52б; см. также Тания, 36; Игрос Койдеш, V, 310, прим. 6 и упоминаемые в нем источники).

Три уровня связи

Смерть — самый явный симптом, свидетельствующий об отделенности человека от Б‑га. И потому смерть называют «прародительницей всех, кто породил нечистоту» (Энциклопедия Талмуда, т. I, с. 50: ави овойс а‑тума и цитируемые источники). Законы Торы оговаривают несколько форм ритуальной нечистоты. Но из них самая страшная — вызванная близостью к мертвому телу, писал Рамбам во введении к его комментарию на Мишну (ср. Коэлес Раба, 8:5). Если иные виды нечистоты связаны с переноской нечистого объекта или с прикосновением к нему, то нечистота смерти имеет одно отличие. А именно: достаточно «разделить кров» с мертвецом — и человек считается нечистым, если он хотя бы мгновение находился с мертвецом под одной крышей. И он будет считаться ритуально нечистым, сказано в Бемидбар (19:14), пока его не окропят пеплом рыжей коровы.

В хасидизме существуют три основных градации зависимости. Это внутренняя зависимость, затем — зависимость, объемлющая непосредственно, и наконец — зависимость, объемлющая на расстоянии: пними, макиф а‑коров и макиф а‑рохок. Приведем лишь один пример того, как соответствуют этой классификации три основные материальные потребности человека — в пище, одежде и жилье. Еда принадлежит к роду «внутренних» зависимостей: она входит в человека и, усвоенная, становится частью его тела. Одежда принадлежит к типу «непосредственно объемлющих» сущностей, облекая наше тело снаружи и при этом непосредственно соотносясь с ним. Так, человеку выше ростом нужна одежда длиннее, чем низкорослому, и т.д. Что касается жилища, то оно принадлежит к классу «сущностей, объемлющих издали». Так, жилище человека обступают стены, но вовсе не обязательно речь идет о прямом контакте. В человеческой душе эта триада зависимостей соответствует интеллекту, воле и желанию.

Интеллект — это «пища» души: рациональные истины поглощаются, перевариваются и усваиваются человеком, становясь частью структуры его сознания и мыслительного процесса.

Воля типологически сходна с «непосредственно объемлющими сущностями» — она выходит за рамки рационального. И потому воля как бы «одевает» собою личность, накладывая «внешние» требования на наше внутреннее «я». Однако человеку дано рационально объяснить свои волевые устремления, пусть порой такая «рационализация» импульсов и не способна вскрыть их истинный источник. И это указывает на то, что «зазор» между «я» и волей почти отсутствует. Таким образом, воля облегает нас «по мерке».

Заметим, что иные желания порождены вовсе не тем аспектом личности, что не укладывается в рамки рационального сознания, а вызваны совершенно рациональными причинами и мотивами. Но тогда можно говорить, будто они порождены простым самосознанием изнутри его. Поэтому в данном контексте «воля» (роцон) — термин, применимый исключительно к побуждениям, исходящим от аспекта личности, не укладывающегося в рамки рационального. Речь о том, что человек желает чего‑либо по единственной причине — ему хочется этого. И связь с разумным, рациональным «я» в этом случае вторична, так же как вторичны соответствующие причины и мотивации, предлагаемые рациональным сознанием.

Желание же — это «сущность, объемлющая издали». В русском языке слова «воля» и «желание» часто смешиваются. В нашем тексте они используются как эквиваленты понятий роцон и онег. Для последних в хасидизме множество определений, и хасиды выясняют, какие именно подкатегории входят в состав этих понятий, ищут определения для их подклассов и спорят о них. Однако для наших целей вполне достаточно простого различия: «воля» рациональна в том смысле, что человек может объяснить свой волевой импульс, тогда как «желание» отвергает любые попытки рационализации. Иными словами, и «воля», и «желание» принадлежат к числу «облекающих способностей». Ибо рождаются в тех уголках души, куда не проникает рациональный рассудок, и тем самым они не могут быть встроены во внутреннюю рациональную структуру личности. Вместе с тем «воля» достаточно близка рассудку, чтобы ее можно было связать с рациональным началом личности как «внешнее облачение» рассудка.

Желание же — всецело за пределами рациональности, и его нельзя объяснить. Так же как нельзя проследить какие‑то очевидные отношения между желанием и внутренней структурой души.

Связь человека с Б‑гом включает в себя элементы всех трех зависимостей: внутренней, непосредственно объемлющей, и объемлющей издали. Изучение Торы — внутренний компонент этой связи: сознание ассимилирует Б‑жественную мудрость, так что последняя становится неотъемлемой частью самой его структуры.

Мицвойс принадлежат к элементам, объемлющим сознание: заповеди в силу самой своей природы вне рационального постижения, и человек исполняет их, «принимая поведение, которое для него непостижимо», — повинуясь воле Б‑га. И тем не менее в сущности с рациональным «я» в человеке связаны все мицвойс. Многие из них можно объяснить умом, хотя не эта рациональность — основа соблюдения заповедей. Иные мицвойс исполнены символизма, доступного анализу, и после этого соответствующие заповеди можно объяснить рационально. И даже те заповеди, которые, казалось бы, отвергают всякую логику, могут быть «поняты» в терминах логической необходимости повиновения Б‑жественной воле.

Но в наших отношениях с Б‑гом присутствуют и элементы, принадлежащие к разряду сущностей, объемлющих издали. И они столь далеки от нашего рационального «я», что порой мы не можем говорить о сознательном их исполнении и пребываем в неуверенности: а исполнены ли они нами? Укажем в связи с этим на мицву шикха: надлежит (Дворим, 24:19) «забывать» для бедных один из сжатых снопов на поле. Эта мицва может быть исполнена только против сознательной воли человека.

Парадокс: чем дальше от нас какая‑то сущность, тем больше она связывается в нашем сознании с самоидентификацией. Так, например, собственный образ у человека больше связан с его одеждой, чем с пищей, которую он ест. И еще теснее — с домом, в котором он живет, чем с его одеждой. Укажем и на формулу Талмуда (Иевомойс, 63а, и там же, Тойсфойс): «Человек без дома — не человек». Человек пожертвует гораздо большим для того, что хочет, чем для того, что понимает. «Желания», не поддающиеся рационализации, трогают его гораздо больше и кажутся ему куда более существенными.

На самом деле здесь нет парадокса. Ведь в силу того, что относящиеся к «объемлющим сущностям» элементы глубже укоренены в самой сути человека, ограниченные возможности его сознания просто не могут адекватно поведать ему о них. В свете изложенного нам будет легче понять значение того факта, что нечистота, связанная со смертью, передается путем «пребывания под кровом». Нечистота распространяется на весь дом, где лежит покойник, и делает все под крышей этого дома нечистым.

Есть виды нечистоты, затрагивающие лишь «внутренние» аспекты личности, или, самое большее, «непосредственно объемлющие сущности», связанные с нами. Соответственно, эти виды нечистоты передаются прямым или опосредованным контактом с нечистым объектом. Нечистота смерти затрагивает и аспекты личности, связанные с классом «сущностей, объемлющих издали». И нечистота эта передается через то, что не вступает в непосредственный контакт с нами. К примеру — через пространство дома, где есть покойник. Все это указывает на то, что нечистота, связанная со смертью, первична.

Противоядие

Тора велит: чтобы очистить оскверненного контактом со смертью, надо забить рыжую корову, сжечь ее, пепел смешать с «живой водой», то есть водой из родника. И на третий или седьмой день, поскольку человек считается оскверненным в течение всего недельного периода очищения, следует окропить его этой жидкостью.

Так как смерть — симптом отделенности от Б‑га, то эта мицва, или Б‑жественная заповедь, является средством достижения единения с Создателем. Закон о рыжей корове, архетипическая мицва, — заповедь, объемлющая все 613 заповедей Торы.

Закон о рыжей корове, хок, — непостижимое разумом Б‑жественное установление. Это заставило царя Шломо, по Млохим (I, 5:11) «мудрейшего из людей», изречь: «Все [заповеди Торы] постиг я. Но глава о рыжей корове, при том что вникал я в нее, задавался вопросом о сути ее и доискивался, что же за тем стоит, а мудрости моей должно бы на это хватить, — глава эта осталась для меня непостижимой» (Бемидбар Раба, 19:3). Шломо и в Коэлес (7:23) говорит: «Подумал я: “стану мудрым”; но мудрость далека от меня».

Коэлес Раба (8:5) повествует: когда Б‑г научил Моше этому закону, получающий Тору был смущен и сказал: «Вот как происходит очищение». Моше спросил: «Создатель Вселенной! Это и есть очищение?» Б‑г же ответствовал: «Моше, это хок — установление, что Мною дано, и не способны сотворенные Мной постичь Мои установления». И при этом Тора (Бемидбар, 19:2) предваряет этот закон фразой: «Вот закон об учении», — указывая, что перед нами — прототип всех повелений Торы. По сути своей всякая мицва, включая такие рациональные установления, как «Не убий» и «Чти отца твоего и мать твою», есть непостижимое для разума установление Б‑га. Для многих мицвойс можно найти обоснования и объяснения, но эти рациональные обоснования будут лишь тонкой пленочкой, скрывающей непостижимую для разума глубину.

Однако закон о рыжей корове — нечто большее, чем пример непостижимости мицвойс. Особенность этой мицвы в том, что она включает в себя самые разные формы и функции, которые могут быть у мицвы, тем самым формируя весь микрокосм 613 заповедей Торы. Закон о рыжей корове насыщен рядом противоречивых подробностей и затрагивает очень разные темы. Пепел рыжей коровы очищает от наихудшей из всех скверн. Но при этом, поясняет Бемидбар (4:7‑10), сами подготовительные процедуры (забой коровы, ее сожжение и сбор пепла) сопряжены с ритуальной нечистотой (см. также Талмуд, Пора, 4:4). Сама корова олицетворяет парадоксальное сочетание высокого и низкого. Она должна быть совершенно рыжей, ибо этот цвет в Торе и ее законах (Брейшис 25:30) связан с негативными коннотациями (Шулхан Орух, Йоре Деа,178:1).

В главе Бемидбар (19:3) Тора повелевает забивать корову за пределами священного города Иерусалима — в отличие от всех прочих жертвенных животных, забиваемых во дворе Храма. Там же (19:2‑5) сказано: должна быть приведена корова «без порока, у которой нет увечья», забивают ее в виду Храма, и ее кровью следует покропить к Святая Святых.

Все это совершает коэн — согласно одним представлениям или первосвященник — согласно другим. Причем в той же главе (19:4) пояснено: коэн должен быть облачен в «белые одежды», берегущиеся для праздничной службы на Йом Кипур, совершаемой в Святая Святых (см. также Талмуд, Пора, 3:9 и 4:2). А очищающая смесь воды и пепла являет собой соединение двух противоположных начал — огня, олицетворяющего восхождение, и воды с присущим ей качеством стекать и скапливаться в низинах, приводя к их заболачиванию.

Таковы парадоксы мицвы: Б‑г побуждает нас спускаться в физический мир, чтобы освятить его, и в то же время — чтобы сторониться его материальности и профанированости. По сути, мы видим: тут соединены обе категории мицвойс. В одной категории — 365 «запретительных», которыми мы освящаем себя, отстраняясь от телесности физического состояния. И в другой — 248 «разрешительных» мицвойс, облегчающих наше взаимодействие с физическим миром и претворение его в сосуд Б‑жественности.

Собственно, всякая отдельно взятая мицва — акт и «разрешительный», и «запретительный». Это — акт отвержения и приятия, выхода за пределы физического и погружения в него, соединение восходящего вверх пламени и стремящейся вниз воды. Всякая мицва призвана обеспечить физическую жизнь человеку, чтобы он принимал свое телесное состояние как средство связи с Б‑гом. И в то же время — чтобы он оставался духовным существом, отказывающимся принимать свое телесное состояние в качестве определяющего его жизнь и диктующего ему приоритеты. Но как человек может воздействовать на физический мир, чтобы при этом он не поглотил его целиком? Как можно быть уверенным, что присутствующее в нас водное начало не приведет к «заболачиванию» и погружению в трясину?

Ответ содержится в Торе. В Ликутей Тора, Хукас (62б), указано: вода, смешиваемая с пеплом рыжей коровы, должна быть «живой» — «водой, что бежит по артериям земли… и тем очищенной». «Земля» олицетворяет смирение и самоотвержение, как в конце молитвы Амида пожелание: «Пусть моя душа повергнется в прах перед каждым» (Брохойс,17а).

Когда через самоотвержение во имя Б‑га профильтрована вовлеченность человека в материальное и у него отсутствуют любые мотивы и побуждения, кроме стремления исполнить волю Создателя, тогда «вода» этого человека становится «живою водою». В ней нет грязных примесей, связанных с негативным воздействием материального мира. Смешавшись с огнем духовного рвения, эта вода очистит мир от скверны смерти, от отделенности мира от Б‑га — и восстановит гармонию Творца и Его творения.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Союз обрезания: чья ответственность, когда совершать и что делать взрослым

В начале девяностых в синагоге в Марьиной Роще, тогда еще маленькой и деревянной, ежедневно можно было наблюдать такую картину: во дворе стоял небольшой вагончик‑времянка, в который заходили мальчики и мужчины самого разного возраста. В вагончике же, с редкими перерывами на сигарету и перекус, конвейерным методом работал моѓель, вводивший в завет праотца Авраѓама советских евреев, в основном будущих репатриантов в Израиль. Подобную картину можно было наблюдать и в других местах.