Уроки Торы III

Уроки Торы III. Бехукойсай

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Истинный смысл развития

Одно из характерных человеческих свойств — стремление к развитию. Если это стремление осознается, то импульс к изменению, росту систематически усиливается. В иных случаях человек испытывает неопределенное беспокойство и неясное желание что‑то изменить. В сердцевине этих желаний — стремление души к духовному росту, пусть даже неосознанное.

Это — позитивное качество, выражающее саму природу человеческой души. Ибо сказано во второй главе книги «Тания»: душа человека — частица безграничной сущности свыше. И в силу этого всякие попытки заглушить истинный смысл нашего стремления к все новому и новому уровню будут ощущаться нами как самообман. Более того, едва человек постигнет истинное положение вещей, он будет постоянно стремиться к тому, чтобы достичь большего знания о себе.

Воистину Б‑г не ведает ограничений, и Б‑жественный потенциал внутри нас отражает бесконечность Творца. И благо, эта частица Б‑жественности, никогда не успокоится данностью, но стремится дальше и дальше. По словам Псалмопевца (Теилим, 84:8), «Идут они от силы к силе».

Жажда, приносящая радость

Однако при том, что стремление к развитию свойственно всем без исключения, выражается оно у всех по‑разному. Мы все хотим двигаться дальше, развиваться, но многие не знают, с чего начать. И нехватка знаний изначально тормозит саморазвитие.

Как же человек вступает на путь бесконечного совершенствования?

Ответ на этот вопрос может быть получен из разбираемого здесь фрагмента Торы — Ваикро. Он начинается словами «Им бехукойсай телеху» (26:3) и обычно переводится так: «Если по установлениям Моим будете вы поступать».

Слово «телеху», переводимое как «поступать согласно чему‑то», означает также и «отправляться дальше». Мало того: в Теилим (84:8) и некоторых источниках оно трактуется как отсылка к представлениям о личностном росте (см. также Зхарья, 3:7).

«Бехукойсай» — в переводе «Мои установления» — отсылают к особой категории мицвойс, а именно к тем, что относятся к хуким. Такими отсылками явно предполагается, что личностный рост определяется тем, насколько усвоены уроки хуким.

Режущий письмена на сердце

Слово «хок» означает «вырезать (надпись, рисунок) на жестком материале». Зададимся вопросом: в чем состоит разница между написанием текста и вырезыванием текста на камне? Ответив на него, мы поймем и внутренний смысл хуким, и их влияние на нас.

Во‑первых, в отличие от письма, для того чтобы вырезать текст на камне, нужно приложить серьезные усилия. Письмо же хотя и попадает в одну из 39 категорий работ, однако усилия пишущего несравнимы с усилиями резчика.

В этом контексте Раши толкует слова: «Им бехукойсай телеху» как «если ваши труды в изучении Торы», при этом относящиеся не только к самому изучению, но также предполагающие ревностное обращение к Торе. Независимо от влияния на личностный рост подобное отношение к изучению Торы — само по себе добродетель (Тания, гл. 15). Когда человек именно так относится к чтению и изучению Торы, ее слова «вырезаются» на его сердце. Даже если сердце его твердо, как камень, вода Торы просочится в него. Это представление соотносится с историей о рабби Акиве, которого подвигло на изучение Торы зрелище воды, пробившейся сквозь скалу.

Вот первый ключ к личностному росту. Духовность невозможна без жертвенности. Поле не даст урожай, если до этого его не вспахать и не засеять. Чтобы Б‑жественный потенциал в каждом из нас дал плод, необходимо приложить серьезные усилия.

Вне противопоставлений

Между письмом и гравировкой есть и еще одно различие. Когда мы пишем, поверхность, на которую наносим буквы, и чернила — две разные сущности. Но когда мы вырезаем надпись на камне, сама надпись и камень — сущностно одно: они неотделимы друг от друга. Также в Овойс (3:11) фраза «Даже если обладает он Торой и мицвойс» объяснена следующим образом: в оригинале на иврите для передачи значения «он обладает» использованы слова «еш бе‑ёдой», буквально означающие «иметь в руке». Такой человек может соблюдать Тору и заповеди, но соблюдает их, «держа в руке». То есть они не стали частью его внутреннего «я». Это — указание, сколь важно проникнуться Торой внутренне, сделать ее учение частью своего «я». Шагом вперед на этом пути будет соблюдение Торы даже тогда, когда это противоречит нашей натуре. Но глубинная приверженность служению Б‑гу подразумевает преображение нашей природы, когда мы переплавляем нашу сущность и она становится лишь отражением Его воли.

Это — второй урок хуким: человек и Тора не должны восприниматься как две разные сущности, но должны слиться в единое целое.

Эти два урока — взаимосвязаны. Ибо, как мы объяснили, усилия в изучении Торы способствуют тому, что истина Торы проникает в сердце. Этот уровень духовного развития персонифицирован Моше. Отражено это в Бемидбар (11:15): «И дам Я траву на поле твоем для скота». Моше здесь говорит от имени Б‑га, используя грамматическую форму «от первого лица». Такое возможно потому, поясняет книга Зогар (III, 232а), что «Б‑жественное присутствие говорило его устами». Моше был совершенно слит с Торой.

И именно такой подход ведет человека к настоящему духовному росту, когда он переходит пределы, положенные ему восприятием, и перед ним распахиваются необъятные горизонты, открываемые Торой.

За пределами интеллекта

Сказанное подводит нас к третьему истолкованию хуким, ибо этот термин относится к измерениям Торы, превышающим наше понимание.

Усилия, направленные на изучение Торы, приводят человека к осознанию истины: каждый аспект, каждая грань Торы, даже кажущиеся вполне постижимыми для интеллекта смертного, по сути необъятны. Ибо Тора — мудрость Б‑га. И как поясняет Тания (гл. 4), «мысль совершенно не постигает Его, как не постигает она и Его атрибуты». Рамбам (Законы основ Торы, 2:10) объясняет: «Он — знающий… и Он есть само Знание. Все есть одно».

Более того, усилия при изучении Торы ведут не только к осознанию беспредельности мудрости Торы — они ведут также к тому, что эта беспредельность становится частью внутреннего мира изучающего. В процессе изучения изменяется само мышление изучающего. И тогда бесконечные измерения Торы становятся одним целым с самой сущностью человека.

Соединение противоположностей

Главу Бехукойсай часто читают в соединении с главой Беар. На поверхностный взгляд эти два фрагмента Торы дают нам совершенно разные подходы к человеку. Ибо Беар возвещает о личной стойкости, об укреплении своего «я», а Бехукойсай сконцентрирована на теме преодоления границ личности.

Тем не менее, по мере того как мы пытаемся приложить уроки, вынесенные из этих двух чтений, к нашей жизни, мы осознаем: они дополняют друг друга.

Когда сила, о которой повествует глава Беар, покоится за пределами «я», как учит Бехукойсай, тогда человек открывает в себе глубинные, куда более могучие ресурсы. И они превышают те, на которые можно рассчитывать, опираясь лишь на себя.

С другой стороны, преодоление границ «я» возможно лишь тогда, когда человек обладает достаточной внутренней силой, необходимой, чтобы отринуть «самость».

Знать Б‑жественность Б‑га

Многие из чтений Торы сфокусированы на том, какова награда соблюдающим Тору и как воздастся не соблюдающим ее.

Можно задаться вопросом: когда человек осуществил тот выход за пределы «я», о котором говорит раздел Бехукойсай, что ему до награды? На эту тему известно изречение Алтер Ребе: «Не хочу Твоего Мира. Не хочу Твоего Эдемского Сада. Все, что я хочу, — это Ты». На самом деле, лишь тот, кто воистину признается Всевышнему «хочу одного Тебя», может во всей полноте воспринять награду, связанную с Торой и мицвойс по воле Б‑га. Пока человек озабочен своими желаниями и стремлениями, всякая награда, в том числе и награда за соблюдение Торы, будет восприниматься им лишь в контексте этих желаний. Когда же человек выходит за пределы своей индивидуальной воли, материальная одержимость несущественным отступает. И он тогда различает, что Б‑г есть добро и благо.

Тем самым создается структура, укрепляющая самое себя. Она помогает человеку продвигаться дальше в изучении и соблюдении Торы, которая сама есть награда.

Когда же это распространится на всех людей, мы в полной мере сможем возрадоваться благословениям, упоминаемым в Торе. А именно — когда наш народ вернется в свою землю, ведомый Мошиахом. Ибо сказано в главе 26 Ваикро (5,6): «И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда… и будете есть хлеб свой досыта… И установлю Я мир в стране, и когда ляжете, никто не будет вас тревожить».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Проложивший путь: 125 лет идеологии и движению политического сионизма

На созыв и проведение конгресса Герцль расходовал свои личные средства. Многие из участников съезда, особенно из России, были плохо одеты и по меркам добропорядочного Базеля представляли собой толпу оборванцев. На собственные деньги Герцль закупил для них одежду. Так что делегаты на фотографиях Первого конгресса выглядят чинно и благообразно. Вернувшись с конгресса в Вену, Герцль записал в дневнике: «... в Базеле я основал еврейское государство. Если бы я громко заявил об этом сегодня, ответом мне был бы общий смех. Но через пять и уже, во всяком случае, через пятьдесят лет это признают все».

…И возрадуется Г‑сподь

История Авраама — урок для каждого из нас: следует понять, насколько Б‑г нам доверяет, ведь каждому из нас дано улучшить мир вокруг себя, а заодно и себя самого. А история Израиля — превращения вчерашних рабов в народ Б‑жий — урок для всех нас: мы должны помнить, что получили от Б‑га коллективное задание и несем перед Ним коллективную ответственность.

Недельная глава «Экев». Сила благодарности

Самое страшное, что с ними может случиться, предостерегал Моше, — позабыть, как они пришли в эту страну, как Б‑г обещал ее их предкам, как Он вывел их из рабства на свободу, сорок лет снабжая пищей в пустыне. Это была революционная мысль: написать историю народа в людских сердцах, разыгрывать ее вновь и вновь в ходе годичного цикла праздников, делать так, чтобы народ никогда не приписывал достижений народа себе самому — «своим силам и крепкой руке», но, напротив, всегда относил свои победы и само свое существование на счет чего‑то более грандиозного — на счет Б‑га.