Уроки Торы III

Уроки Торы III. Ахарей

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Драматический эпизод

В течение семи дней готовили Шатер Собраний, чтобы служить в нем. И срок этот миновал,
но вопреки ожиданиям евреев Б‑жественное
Присутствие так и не было им явлено.

И на восьмой день были принесены жертвы,
но и тогда не сбылось чаемое.

Раши на Ваикро, 9:23

 

Видя, сколь близки люди к отчаянию и разочарованию, Моше и Аарон вошли в Шатер Собраний и молились. И тогда «явилась слава Б‑га всему народу. И вышел огонь от Б‑га, и сжег на жертвеннике всесожжение…» (Ваикро, 9:23,24).

Исполненный трепета, «увидел это народ, возликовал он и пал ниц» (там же).

Двое же из присутствующих возжелали связи с Б‑гом, которая глубже, чем эта.

«И взяли сыновья Аарона, Надав и Авигу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него смесь благовоний, и воскурили пред Б‑гом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Б‑га, и пожрал их, и умерли они пред Б‑гом» (Ваикро, 10:1,2).

Моше же воздал им, обретшим такую смерть, сказав Аарону: «Вот о чем говорил Б‑г: в приближающихся ко Мне буду Я свят и перед всем народом прославлюсь» (Ваикро, 10:3).

Раши поясняет, что тем самым Моше сказал Аарону следующее:

«Я знал, что Шатер Собраний будет освящен теми, кто познал Б‑га. Я полагал, что это окажемся я или ты, кто‑то из нас. Теперь же я вижу, что они — больше, чем мы с тобой».

Ненасытное томление

Приведенный отрывок весьма парадоксален. С одной стороны, поведение сыновей Аарона представлено здесь как неподобающее — что очевидно в силу постигающего юношей наказания. И это отражено в дискуссии мудрецов о том, в чем же именно состоял «грех сыновей Аароновых» (см. Тойрас Коаним, комментарии на Ваикро, 10:1; Ваикро Раба, 12:1, 20, 6, 9 и т.д.).

С другой стороны, создается впечатление, что в их деянии заключался и некий позитивный аспект. Ибо Надав и Авигу были предназначены, чтобы особым образом послужить Б‑гу. Да и сам Моше это объявил. А ведь Моше олицетворяет воплощенный атрибут истины (Мидраш Танхума, Шмойс, 28). И тогда сказанные им слова надо рассматривать не как выражение сочувствия, но как честное признание духовного уровня сыновей Аарона. А именно: они — больше, чем он сам и Аарон, и через это жертвоприношение и будет освящен Шатер Собраний.

Это противоречие разрешится, если мы обратимся к комментарию Ор а‑Хаим (Ваикро, 16:1), объясняющему смерть Надава и Авигу следующим образом.

Они приблизились к свету свыше со святою любовью и умерли от этого. Это — мистическая тайна поцелуя [Бга], от которого умирают праведники. Смерть их была эквивалентом смерти праведников, [при том, что] было одно различие: праведных настигает поцелуй, тогда как в этом случае юноши сами приблизились к пределу…

Хотя они осознавали, что умрут, они не устояли перед тем, чтобы приблизиться еще более к тому, чтобы сочетаться [c Бгом] сладостными [узами] любви… — к пределу, за которым их души покинули тело.

Хасидские мыслители сделали следующий шаг и развили эту концепцию. Согласно их трактовке, наша любовь к Б‑гу должна заключать в себе две фазы: властное томление, толкающее человека к обретению связи с Б‑гом, и готовность к возвращению и к тому, чтобы выразить волю Б‑га, превратив этот мир в Его обитель.

Сыновья Аарона достигли уровня всеобъемлющего стремления слиться с Б‑гом.

За этим должна была бы следовать фаза поисков выражения уз, связующих человека с Б‑гом, в повседневной жизни. Основываясь на этом, мы поймем слова мудрых: «Против своей воли ты жив» (Пиркей Овойс, 4:22). Естественное желание души еврея — отринуть этот мир материального существования и соединиться с Б‑гом. Жизнь в нашем мире — «против воли». Это — жизнь, длящаяся вопреки названному желанию. Душа остается в теле потому лишь, что стремится исполнить волю Б‑га.

Слово, используемое в иврите для понятия «грех», — «хет» — может также быть соотнесено с понятием «недостачи, отсутствия» (Шмуэл, 1:21). Грех сыновей Аарона состоял не в том, что они возжелали быть слишком близки к Б‑гу, но в том, что сама установленная связь направлялась эгоистичным порывом своеволия. Именно это и стало причиной смерти, тогда как обретенная связь должна бы была перевести эту связь в сферу ординарного опыта.

Эта концепция соотносится со стихом, открывающим данное чтение из Торы: «И говорил Б‑г, обращаясь к Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они предстали пред Б‑гом и умерли». Почему же сказано в стихе — «и умерли»? Чтобы акцентировать негативные аспекты их служения. Близость, которой достигли они, была желательна. Но «они умерли», и эта близость не послужила тому, чтобы цель творения — сделать мир обителью Б‑га — была достигнута.

Б‑г желает, чтобы самые глубинные уровни любви к Нему преобразовывались в опеку Б‑жественного, присущего каждому элементу творения. И чтобы воплощались в исполненные предельной искренности усилия, направленные на то, чтобы эта Б‑жественность проявилась.

Позитивный аспект стремлений Надава и Авигу отчасти отражен во фразе о том, что они воскурили пред Б‑гом «огонь чуждый, какого Он не велел им».

Их служение Б‑гу было «чуждым». Ибо оно соотносилось с уровнем, выходящим за пределы опыта обычного смертного, на столь высоком всплеске, что Б‑г не мог велеть евреям стремиться взойти на эту ступень.

Близость к Б‑гу, проявившаяся в этом особом служении сыновей Аарона, «освятила Шатер Собраний». В этом контексте смерть сыновей Аарона можно сравнить с жертвоприношением, ибо они отдали свои жизни за то, чтобы приблизиться к Б‑гу. В конечном итоге их смерть вдохновляла других, чтобы достичь той же высоты. Поэтому чтение из Торы начинается с упоминания о «смерти двух сыновей Аарона, когда приблизились они к Б‑гу».

Два урока, два имени

Служение сыновей Аарона Б‑гу ретроспективно дает нам два урока.

Урок позитивный, указывающий на потенциальную способность еврея стремиться к близости к Б‑гу. И другой урок — негативный: их служение было лишено опоры на шув, то есть на жизнь в условиях нашего мира.

В соответствии с обычаем некоторые называют это чтение из Торы Ахарей, другие — Ахарей Мойс.

Можно сказать, что разница между этими двумя названиями зависит от того, на каком из аспектов служения делается акцент.

Ахарей значит «после».

Высочайший уровень связи с Б‑гом, которого достигли сыновья Аарона, породил потенциальную возможность достижения еврейским народом такой же близости к Б‑гу «впоследствии».

Название Ахарей Мойс — «После смерти» — напротив, привносит негативный акцент, проистекающий из неспособности дополнить близость к Б‑гу обязательством способствовать развитию связи материального мира с Б‑гом.

Узы единодушия

Согласно любавичскому обычаю, это чтение из Торы именуется Ахарей. Тем самым на первый план выносится представление о близости каждого еврея к Б‑гу.

Во внутренних аспектах души каждый еврей един с Б‑гом, будучи соединен с Ним неразрывными узами.

Эти узы превосходят ту связь, что установлена благодаря соблюдению мицвойс. Ведь хотя мицвойс и создают связь между тем, кто исполняет повеление, и Тем, Кто отдает его, Тот и другой остаются отдельными друг от друга сущностями.

На деле же евреи и Б‑г едины. И это тот уровень сознания, который становится явным в Йом Кипур. На этом уровне повиновение еврея Б‑гу не предмет выбора, за который его ожидает награда или наказание. Но это повиновение — естественный отклик, выражение внутренней природы существа еврея.

Эта сокровенная связь между евреем и Б‑гом может пронизывать каждый аспект нашей жизни. Таким образом, жизнь в материальном мире вовсе не будет вступать в противоречие со служением Б‑гу. На этом уровне жизнь человека — настолько простой тип связи, что она не допускает возможности отделения.

Человечеству в целом этот уровень связи станет доступен в Эру Искупления, когда будет явлена Б‑жественность, проницающая мир. «Ибо полна будет земля знанием Г‑спода, как полно море водами», — возвестил пророк Ишаяу (11:9).

При проявлении манифестированной Б‑жественности естественным, спонтанным человеческим желанием будет повиноваться Б‑жественной воле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.