Танцующие дщери Иерусалимские
Для Израиля не было больших праздников, чем 15 ава и Йом Кипур. В эти дни дщери иерусалимские выходили за городские стены и танцевали среди виноградников. Что же говорили они при том?
«Юноша, подними взор свой и взгляни,
кого ты изберешь для себя…»
Как сказано (Песнь песней, 3:11), «Войдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Шломо в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его».
«День бракосочетания его» — День дарования Торы, а «день, радостный для сердца его» указывает на строительство Храма, который будет построен в наши дни.
В том, что Йом Кипур и 15 ава были теми днями, когда в Иерусалиме совершали сватовство, нет ничего удивительного. Ибо это — дни помолвки и заключения брака между Б‑гом и народом Израиля. Согласно закону Торы, союз между мужем и женой заключается в два этапа: сперва совершается кидушин («освящение» или «помолвка»), а затем — нисуин («бракосочетание»). Как мы уже говорили, дарование Торы на Синае выполняло роль кидушин в бракосочетании Б‑га и Израиля, тогда как во всей полноте брачный союз будет осуществлен с приходом Эры Мошиаха, когда вновь будет выстроен наш вечный дом.
Йом Кипур — день, в который Моше даны были Вторые Скрижали Завета, ставшие свидетельством совершения Завета на горе Синай, — это день помолвки Израиля с Б‑гом. Таким образом, 15 ава олицетворяет возрождение, которое последует за великим падением 9 ава, отмеченным разрушением Храма. Вот почему 15 ава — день радости. В этот день мы празднуем окончательное осуществление брака, когда с приходом Мошиаха наступит Искупление.
После рассказа о «дщерях Сионских, выходящих за городскую стену и танцующих среди виноградников» и о том, что всякий, «у кого нет жены, идет туда», чтобы найти невесту, Талмуд (Таанис, 31а) переходит к описанию трех категорий «дщерей» и того, как каждая из них выкликает своих женихов:
Что говорят те из них, что красивы? «Ищите красоту, ибо женщина — для красоты».
Что говорят те, кто из благородной семьи? «Ищите семью, ибо женщина — для детей».
Что говорят те, кто некрасивы? «Возьмите во имя Неба, хотя бы вам пришлось украсить нас драгоценными каменьями».
Брак Б‑га и Израиля также подразумевает эти три категории «невест». Среди душ Израиля есть «прекрасные» души, души «из благородного рода» и есть «некрасивые» души. И все они привносят дополнительное измерение в наши отношения с Б‑гом.
Любовь
Хасидские наставники учат, что есть два рода любви. Есть любовь, что порождена разумом и сердцем человека, когда некий объект выделяется среди иных объектов. Ибо он — совершеннее их и желаннее, чем они, — и тем привлекает и удерживает внимание, а из длительного созерцания рождается любовь и привязанность к этому объекту.
И есть иной вид любви: любовь, которая не рождается в человеке, а рождена с ним самим — он даже может не осознавать ее. Однако она изначально присутствует в его сердце — это естественная привязаность и влечение, вложенные в человеческую душу.
Принцип, изложенный в Дворим (6:5), — «Люби Б‑га» — важнейший компонент нашей связи со Всемогущим. Кроме того, что любовь к Б‑гу — одна из 613 мицвойс, Бжественных заповедей, она также и предпосылка правильного соблюдения всех остальных заповедей.
Если мицвойс исполняются без любви к Б‑гу, то их исполнение носит механический и случайный характер. В книге Тания (гл. 4) об этом сказано: лишь любящий Б‑га служит Ему во всей полноте, не отступаясь.
Наша любовь к Б‑гу соединяет в себе оба рода любви. Изучая Тору — откровение Б‑га о Себе, размышляя над этими истинами и постигая их, человек формирует в своей душе любовь к Нему — желание стать ближе к Б‑гу, Его великому и величественному бытию, соединиться с Ним.
И, как сказано в Талмуде (Таанис, 2а), одна из первейших функций молитвы, «служения сердца», — вызвать в молящемся чувство любви к Творцу путем внутреннего созерцания Его величия. Одно из значений ивритского слова «тфила», которым обозначается молитва, — «привязанность, прикрепленность».
Однако и тот, кто не преуспел в обретении «сотворенной любви» на путях постижения Торы и молитвы, может достичь любви Б‑га. Может, если даст родиться в душе своей той любви, какой обладает каждый из нас. Ибо она «унаследована от праотцев наших», — объяснено в книге Тания (гл. 18).
Авраам, первый еврей, был воплощением любви к Б‑гу. «Авраам, возлюбивший Меня», — таковы были слова Б‑га к пророку Ишаяу (41:8). И Б‑г наделил Авраама даром «праотцовства» — способностью передавать эту любовь своим потомкам как наследство. Поэтому каждый еврей обладает любовью Авраама к Б‑гу — она «записана» в его «духовных генах». Эта любовь является у нас, евреев, врожденным свойством. Она пребывает на бессознательном уровне, подавленная суетностью материальной жизни. Но в любой момент эта любовь может пробудиться и стать нам подспорьем в соблюдении мицвойс, наполнив их живой жизнью.
Стоит ли говорить о том, какие преимущества дает нам этот второй род любви? Она свойственна от рождения каждому еврею, и точно так же он наделен способностью осуществить эту любовь в реальной жизни. Осуществить — вне зависимости от того, обладает ли он всей глубиной духовной «чувствительности» и навыками углубленного размышления и погружения в мудрость Торы.
Более того, «сотворенная любовь» всегда будет ограничена конечными способностями нашего разума и сердца (а корень любви все же — сердце). И к тому же она зависит от нашего интеллектуального и эмоционального состояния в тот или иной момент. То есть ее интенсивность определяется внешними обстоятельствами.
Что же касается врожденной, соприродной нам любви к Б‑гу, то, будучи даром Б‑га, она — бесконечна. И такая любовь уже вовсе не зависит от обстоятельств.
Однако у «сотворенной» любви есть свои преимущества. Она — сущностно беднее и ограниченнее, но переживается интенсивнее и осознаннее. Это заложено в самой нашей природе. Ибо то, что создано нами самими, для нас — дороже самого ценного дара, полученного просто так. А то, к осознанию чего мы пришли сами, более ценно, чем то, чему научили нас величайшие из учителей. И поэтому, пусть даже ожившая врожденная любовь к Б‑гу делает нас ревностными в соблюдении мицвойс и мы испытываем от этого особый подъем, все же мы стремимся к тому, чтобы обогатить нашу связь с Б‑гом переживанием экстаза и вовлеченности во всей ее полноте. А это способна дать нам лишь та любовь, что порождена нами. Та любовь, которая берет начало в наших собственных способностях и усилиях. В Талмуде Эрувин (63а) сказано: «Хотя пламя сходит [на алтарь] с Небес, необходимо также возжигать пламя от рук человеческих».
Безобразная невеста
Теперь мы можем лучше понять глубинное значение тех определений, что даны в Талмуде дщерям иерусалимским, в день 15 ава танцующим среди виноградников танец, столь связанный с любовным ухаживанием. Они — «прекрасные собою», «благородного рода» и «некрасивые». Танцующие девы иерусалимские, выкликающие свои достоинства перед возможными женихами, эхом вторят душам Израиля, взывающим к Небесному Жениху. Среди них есть души во всем прекрасные, достигшие совершенства в любви к Всемогущему. Совершенства, названного «наилучшим в обоих мирах»: им ведома страстная «сотворенная» любовь, опирающаяся на дар врожденной любви. «Женщина — для красоты» — взывают эти души к Б‑гу: возьми нас как Твою невесту! Нашим же даром Тебе будет то наслаждение, что испытываешь Ты, видя, как Твое творение реализует потенциал совершенства, Тобою вложенный в него.
Следом идут души «из благородного рода». Мы, — взывают они к Б‑гу, — не можем предложить Тебе безупречную красу наших сестер, исполненных всяческого совершенства. Но мы взрастили, заставив пробиться к свету из тьмы, ту наследственную любовь, что Ты вложил в нас. «Женщина — для детей»: мы не можем привнести в отношения с Женихом красоту, но принесем плод — мицвойс, их исполнение порождено нашей природной любовью к Тебе. И разве не сотворил Ты этот мир во имя того, чтобы он исполнял Твою волю? Наша любовь к Тебе не будет выражаться в смятении всех наших чувств, не будет освещать своим светом всю нашу жизнь. Но мы предлагаем Тебе все богатства и честь нашего рода — благие деяния, осязаемые как приверженность Израиля Творцу, переходящую из поколения в поколение.
Что же «некрасивые»? Те, кто ни разумом, ни сердцем не возжелал Творца и в ком при этом не пробудилась верность Ему, переходящая из поколения в поколение? Те, в ком не оформилась любовь «сотвореннная» и чья врожденная любовь продолжает дремать, задавленная их апатией, равнодушием и склонностью к беззаконию? «Возьмите во имя Неба!», «Сделай сие ради Него, если не ради нас», — взывают «некрасивые» души Израиля. Возьми нас, да будем мы Твоими вопреки нашему облику. Ибо один Ты знаешь, что под этим обликом погребено. Один Ты знаешь воистину, что Ты можешь в нас пробудить. Ибо сказано в Талмуде (Недорим, 66а): «Прекрасны дочери Израиля, но бедностью скрыта краса их». Тебе ведомо, что наш «лишенный всякой красы» облик не есть наша истинная сущность, но следствие духовной бедности, довлеющей над нами в голусе.
И если мы не способны осознать свою потенциальную красоту и плодовитость, то остается иное: Ты «украсишь нас драгоценными каменьями». Ибо — Ты прольешь на нас дары, которые пробудят в нас те сущностные узы, которыми мы с Тобой связаны. Воистину — лишь тогда наша прирожденная красота станет явной.