Уроки Торы II

Уроки Торы II. Ваейлех

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Единство

Раздел Ницовим всегда читается перед праздником Рош а‑Шона: так предписал и Рамбам в Законах молитвы (13:2) и Шулхан Орух (Орах Хаим, 428). Если же читается глава Ваейлех — причем сама по себе, без чтения ее вместе с Ницовим, — то происходит это лишь на Шабос в канун Йом Кипур. Следовательно, глава Ваейлех как‑то особо связана с праздником Йом Кипур.

«Вы стоите сегодня все…»

И Рош а‑Шона, и Йом Кипур сосредоточены на одной и той же теме: на пробуждении в Б‑ге желания, объектом которого стал народ Израиля. Тем самым, для евреев Новый год, со всем его явленным и осязаемым благом, «написан» и скреплен именно в эти дни. Однако эти два дня: Рош а‑Шона и Йом Кипур различны. Ибо в Рош а‑Шона «приговор» на новый год лишь пишется, тогда как «скрепляется» этот приговор на Йом Кипур. Так что второй праздник — кульминация процесса, начатого ранее (см. Рош а‑Шона, 16 a,б).

Алтер Ребе следующим образом объясняет связь между Ницовим и праздником Рош а‑Шона: «Как сказано ранее, Рош а‑Шона — день, когда Б‑г простирает Свою царственную власть и владычество над народом Израиля. И имеет сие силу, когда евреи объединены, как если бы все они были — один человек (Ликутей Тора, 16 a,б; 34б).

Это же представление — и в сердцевине стиха, открывающего Ницовим: «Вы стоите сегодня все перед Б‑гом, Всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши… от дровосека твоего до черпающего воду для тебя…» (Дворим, 29:9,10). Это свидетельство, что несмотря на различие в положении каждого из евреев, все они стоят перед Б‑гом воедино.

«Собери народ»

Но этот аспект единства еврейского народа — также и центральный нерв всей главы Ваейлех. Она начинается с того, что «пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю» (31:1), то есть — эти его слова обращены были ко всем евреям разом. И характерным образом раздел этот кончается обращением Моше ко «всему собранию Израиля» (31:30) — ко всем и каждому, — обращением, которым он объединяет своими словами всех предстоящих ему.

Более того, те заповеди, которым научает глава Ваейлех — собирание народа и написание свитка Торы — являются мицвойс, подчеркивающими единство еврейского народа.

«Собери народ» охватывает всех евреев: «мужчин, женщин, детей и пришельцев» в равной степени (31:12). Именно поэтому данную заповедь называют «Акгел» — само это слово означает «община верующих». В таком случае, принадлежащие к этой общине теряют свою индивидуальную идентификацию и образуют совершенно новую общность.

Написание свитка Торы также подчеркивает представление о единстве евреев: пусть уровень понимания Торы каждым из них серьезно отличается, но все они равны по отношению к письменной Торе.

Две ипостаси единства

Однако при том, что тема обоих разделов, и Ницовим, и Ваейлех, — единство евреев, существует различие двух этих чтений из Торы. Выше уже говорилось: Рош а‑Шона и Йом Кипур объединены — оба праздника посвящены тому, что у Б‑га пробудилось желание выделить народ Израиля среди иных народов, избрать его объектом Своего особого отношения. Эта тема начинается в Рош а‑Шона, проходит через Десять дней раскаяния и завершается в Йом Кипур.

И тут сама разница между Рош а‑Шона и Йом Кипур поможет нам уяснить различие в том, как понятие о единстве народа Израиля по‑разному выражено в разделах Ницовим и Ваейлех.

Рош а‑Шона «восходит» к Б‑жественной Царственности — своему сверхъестественному истоку, тогда как Йом Кипур отмечает нисхождение этого Царственного аспекта в мир, раскрытию Б‑жественной Царственности в мире. И хотя оба процесса предполагают, что для их реализации сущностно необходимо единство еврейского народа, подразумевается, что указанное различие распространяется и на характер такового единства.

Единство евреев на Рош а‑Шона есть, в глубинной своей сути, единство, достигнутое Свыше, — именно в горних его истоки и корни; Йом Кипур выражает это единство, каким оно существует в дольнем мире. Поэтому в Йом Кипур еврейское единство выражено и физически, и духовно.

Посудите сами: все евреи равно соблюдают пять запретов Йом Кипура: запрет на еду, питье и т. д. Различие может быть между свершением благого деяния праведником — и деянием человека обычного. Однако в том, что касается «запретительных» заповедей, все евреи одинаковы.

Вот в этом‑то и заключается различие между Ницовим и Ваейлех. Притом, что оба раздела обращены к теме единства евреев, Ницовим повествует про объединение евреев, стоящих на различном уровне, тогда как единство, о котором говорится в Ваейлех, таково, что стихи этого раздела не проводят никаких различий между теми, к кому обращены.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Святость и деторождение. Недельная глава «Тазриа-Мецора»

Мы верим, верим абсолютно, что Б‑г искупления — в то же время Б‑г творения. Физический мир, где мы живем, — тот самый мир, который Б‑г создал и объявил «очень хорошим». Быть гедонистом — значит отрицать Б‑га. Быть аскетом — значит отрицать, что Б‑жий мир хорош. Быть евреем — значит хвалить и творение, и Творца. Этот принцип объясняет многие черты еврейской жизни, которые иначе оставались бы непостижимыми

Неужели за халой в форме ключа кроется христианское лакомство?

Еврейская народная традиция изобилует заимствованиями подобного рода. Важно не откуда взялись обычаи, а как мы их трактуем. Мода на шлисл‑халу может оказаться мимолетной, а может войти в мейнстрим ортодоксальной традиции, но кому‑то она нравится, и вряд ли от нее будет больше вреда, чем от христианских гимнов, лежащих в основе ханукальной песни «Маоз Цур», или от знаменитого хабадского нигуна, заимствованного из наполеоновского марша

Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день

Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень