Уроки Торы II

Уроки Торы II. Рош а‑Шона

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Коронация

Как душа наполняет тело,
так Б‑г наполняет мир.

Талмуд, Брохойс, 58a

 

В ночь на Рош а‑Шона все сущее возвращается в изначальное состояние. Внешняя воля восходит к горним и поглощается Б‑жественной сущностью; мир пребывает в состоянии сна и удерживаем лишь Внешней Волей. Человеческое служение на Рош
а‑Шона состоит в том, чтобы восстановить Б‑жественный атрибут царственности и заново пробудить Б‑жественное желание, «Восцарствую»,
звуком шофара.

Кабала

 

На одну ночь в году мир погружается в космический сон. На функциональном уровне спящий мир продолжает подавать признаки жизни: солнце все так же встает над землею, дует ветер, идет дождь, семя продолжает свой рост, животные все так же двигаются, люди — думают и чувствуют. Однако сознание творения погружено в оцепенение. Ибо сама душа его душ — «внутренняя воля» Б‑жественного желания творить — воспарила наверх, пребывая там, откуда она может созерцать свое тело и все живое, будучи от него отъединенной. Лишь «внешняя воля» — наиболее внешний элемент Б‑жественного желания — продолжает поддерживать спящее тело творения.

Тогда пронзительный звук поднимается с земли и отзывается в небесах. Этот звук пробуждает спящую вселенную, заставляя ее душу вновь вернуться к осознанному бытию и своею волей одухотворить свою материальную оболочку.

То звучит зов шофара: глубокий и при этом абсолютно простой звук, нота, лишенная какой‑либо музыкальности. Этот абсолютно простой звук пробуждает душу творения и вновь возвращает ее к жизни.

Так кабалисты описывают космическую драму, повторяющуюся из года в год, когда мир «засыпает» в ночь на Рош а‑Шона и «просыпается» на следующее утро, разбуженный звуком шофара. Некоторые великие мистики утверждали, что в ночь на Рош а‑Шона и наутро после нее они чувствовали физическую слабость: чутко реагируя на Б‑жественные эманации, пронизывающие мир, ощущали их ослабление в Рош а‑Шона. И как душа мира «отступала» от материального творения, — так души этих достойных людей стремились ослабить свою связь с телом.

Но что же имеется в виду при утверждении, что мир погружается в сон? Каким образом то, что мы трубим в шофар, может восстановить сознание и жизненную силу творения? Почему внутренняя воля Б‑га отступает от мира в ночь на Рош а‑Шона, а Его внешняя воля продолжает пребывать с миром? В чем состоит различие между внутренней волей и внешней волей? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны сперва понять функцию и динамику «воли» в нашей жизни.

Слои воли

Воля — душа деяния. В конечном счете ни один поступок не может быть совершен, если он не побуждаем волей.

Однако воля имеет многослойную структуру. Внешний слой воли приводит в исполнение наши решения. Под этим слоем находится другой слой, связаный с внутренней волей, под ним — еще один глубинный слой и так далее.

Тем самым связь между волей и деянием вовсе не есть нечто статичное, она изменчива и подвержена колебаниям. Порой самый внешний слой побуждает нас к действию, и тогда в этом действии присутствует наше желание, а совершив его, мы надеемся получить удовлетворение — у нас есть мотивация. Порой же все наши действия лишены жизни, мы совершаем их, будто в летаргическом сне, — это действия, поддержанные лишь глубинными слоями воли.

Чтобы пояснить сказанное, представим человека, у которого есть собственное дело. Этот бизнесмен совершает множество действий в течение дня: встает ранним утром, добирается до офиса, отвечает на телефонные звонки, встречается с потенциальными клиентами и т. д. На глубинном уровне к этим действиям его побуждает воля к их совершению: он хочет встать с постели, хочет завести машину, хочет снять телефонную трубку — если бы он не хотел этого, то не делал бы. Однако почему он хочет делать все это? На уровне глубинной воли он хочет, чтобы его дело процветало. Но — почему он хочет, чтобы оно процветало? Да ведь оно дает ему доход и престижный статус в социуме — и если бы не это, у него не было бы желания заниматься данной деятельностью. Но и здесь, если присмотримся, то увидим, что за желанием денег и статуса кроется желание иметь пропитание, крышу над головой и уважение таких же, как он. А оно, в свою очередь, восходит к желанию продолжить существование — такое желание присуще всякому живому существу.

Это не означает, что всякий раз, снимая телефонную трубку, наш бизнесмен делает так потому, что от этого зависит само его существование. По сути, он вовсе не уверен, что в результате данного разговора получит доход или что этот разговор так уж важен для его бизнеса. Но каждое его действие является конечным результатом цепочки волевых импульсов, поднимающихся из глубины его существа. Поэтому всякое действие — например, снятие телефонной трубки — «содержит» в себе всю последовательность импульсов воли, вплоть до самых глубинных и сущностных.

И душа действий этого бизнесмена — та глубинная «внутренняя воля», сопрягающая его поступки с глубинным вопросом о зависимости от них самого факта его существования. То есть — действие берет начало в самой глубине его «я». Это объясняет, почему владелец какого‑либо дела, поднимая телефонную трубку, проявляет желание и заинтересованность куда боؖльшие, чем самый надежный сотрудник, работающий по найму.

Оценка

Но порой душа, оживляющая деяния, воспаряет над ними, чтобы сверху обозреть тело и жизнь, пребывая как бы отделенной от них.

Это те мгновения, когда человек подвергает свои действия переоценке. Действительно ли этот бизнес приносит доход? Действительно ли это то, что я хочу делать в этой жизни?

Он занят этим делом, как и прежде. Он все так же каждое утро поднимается с постели, едет в офис, отвечает на телефонные звонки. На внешнем уровне воли он продолжает «хотеть» это делать. Но глубинные слои его воли уже в этом не участвуют. И можно сказать, что дело «погружено в сон», оно живо лишь благодаря самым поверхностным волевым импульсам.

А потом происходит нечто, от чего у этого бизнесмена вновь загорается желание заниматься делом. Возможно, заглянув в годовой баланс, он увидел, что дело принесло хорошую прибыль, или вдруг пришел к выводу, что оно очень перспективно. Или в некой сделке материализовалось все, что ему нравится в своем деле, что укрепляет его самооценку и приближает его к жизненой цели. И его действия, до этого бездушно‑механические, вновь наполняются жизнью и энергией. Бизнес пробудился ото сна.

Воля, направленная на мир

Раз в году мироздание застывает в состоянии, когда от него отступает дух, живящий этот мир.

Б‑г оценивает Свое творение. Приносит ли оно доход? Отвечает ли оно Моим целям? Хочу ли Я и дальше выступать в роли «Творца»?

Солнце продолжает всходить, дует ветер, идет дождь, зерно продолжает расти. Желание Б‑га, направленное на мир, продолжает удерживать вселенную в состоянии бытия и движения. Но желание Б‑га, направленное на мир, — всего лишь внешний слой души мира.

Почему Б‑гу желанен мир? Это мотив, лежащий слоем глубже, связанный с иным уровнем воли, а есть еще и еще более глубокие уровни. В кабалистических трактатах изложено множество мотивов, по которым Б‑г сотворил мироздание: желание выразить бесконечность Своих возможностей; желание быть познанным тварью; желание блага… Каждый из этих мотивов относится к иному уровню Б‑жественной воли, каждый описывет проявление души мира на ином уровне реальности.

В сердцевине всего этого лежит сама сущность Б‑жественной воли к творению: Б‑г сотворил мир потому, что желал быть царем.

Определение царственности

Б‑г всемогущ и всесилен. Потому, казалось бы, Ему очень просто было сделаться царем: нужно было просто сотворить мир, населить его живыми созданиями и править ими. Но одно это само по себе не сделало бы Его царем в истинном смысле слова.

Пастух, пасущий овечью отару в миллион голов, — еще не царь. Тиран, управляющий империей, которую населяет миллиард запуганных подданных, — еще не царь. Благодушный патриарх, чья власть распространяется на десятки его потомков, — еще не царь. Учитель, у которого тысяча преданных учеников, — еще не царь. У всех перечисленных персонажей есть одна общая черта: находящиеся под их властью подчиняются ей вынужденно. Они могут склониться перед этой властью в силу того, что пастух преданно заботится о нуждах стада, или в силу того, что тиран заставляет подданных подчиняться силой, в силу сыновних уз или из почтения перед мудростью учителя. Но, так или иначе, подчинение здесь — вынужденное. А истинная царская власть не может быть навязана насильно.

Истинный царь — тот, чьи подданные добровольно согласились повиноваться ему. Не потому, что они нуждаются в нем или боятся его силы, или любят его. Не от того, что осознают его величие. А из‑за того, что они избрали его царем.

Вот потому, чтобы стать царем вселенной, Б‑г сотворил человека — создание, наделенное свободой выбора. Он создал существо, которое одновременно было бы и дальше всех от Него, и близко Ему, как ни одно другое создание. Человек далек от Него, потому что является свободным и независимым созданием — он даже свободен восстать против своего Творца; и человек близок Ему, ибо он свободен и независим и в этом подобен Б‑гу. По словам первого человека, Адама, «Последним и первым Ты создал меня» (Теилим, 139:5 в трактовке Ваикро Раба, 12:2; Ликутей Тора, Матойс, 81б). Б‑г создал человека последним, из самой «неблагородной» материи — «из праха земного» — «и вдунул в ноздри его дыхание жизни», так что стал человек «по образу Б‑га» (Брейшис, 2:7; там же, 1:27; см. Талмуд, Сангедрин, 38a).

Но раз в год «все сущее возвращается в изначальное состояние», и Б‑г оценивает Свое желание, направленное на мир. Оценивает то сущностно‑глубинное «почему», в силу которого Он занят нами как пастырь, владыка, отец и учитель. Раз в год Б‑г задает Себе вопрос: «Зачем творить мир?»

 

Первая коронация

Время для этого космического аудита выбрано не случайно: Рош а‑Шона — день, когда впервые была реализована власть Б‑га над миром.

Рош а‑Шона — шестой день творения, когда был сотворен человек. Б‑г уже создал небо и землю, животных и ангелов; Он уже управлял миром, подчинявшимся Его власти, распространяющейся на тварей, Его боялись и Его любили, и были проникнуты сознанием Его мудрости. Но при всем том душа душ мира еще не была пробуждена. Затем Б‑г сотворил человека, и тот стал единственным из созданий, кто обладал свободой принять или отвергнуть своего Создателя.

И мгновением позже Б‑г стал царем. «Когда Адам встал на ноги, — говорится в Зогаре (ч. I, 221б), — он увидел, что все твари перед ним трепещут и следуют за ним, как слуги за хозяином. И тогда он сказал им: “Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б‑гом, Творцом нашим” (Теилим, 95:6)». Когда первый человек избрал Б‑га царем, изначально предназначенное творение получило свою реализацию, и созданное Б‑гом наполнилось бытием и жизненной силой.

Каждый год «все сущее возвращается в изначальное состояние», и отношения Б‑га с творением оказываются подобны тем, что были до того, как Адам признал Его царственную власть. В ночь на Рош а‑Шона «внутренняя воля» Б‑га, направленная на творение, отступает, и мир погружается в состояние «сна».

Тогда пронзительный звук поднимается с земли и отзывается в небесах. Трубный звук шофара — это абсолютно простой звук, выражающий не страх подданного, не любовь ребенка, не изощренность понимания учеником своего наставника, а просто трубный звук коронации, когда люди венчают своего царя. Этот звук выражает простоту выбора — истинного выбора, свободного от всех внешних мотиваций и влияний.

Этот звук пробуждает спящую вселенную, заставляя ее душу вновь вернуться к осознанному бытию.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как зародилась самая древняя ненависть на свете. Недельная глава «Вайеце»

В масштабе Ближнего Востока Израиль представляет собой меньшинство, преуспевание которого бросается в глаза. Меньшинство, поскольку страна это крохотная. Она преуспевает, и это сразу заметно. Малюсенькая страна, у которой почти нет природных ресурсов, каким‑то образом затмила соседей. Это породило зависть, переходящую в ярость, которая, в свою очередь, переросла в ненависть. А началось все еще с Лавана...

«Эту страну ты увидишь издали»: Хаим Вейцман в мае 1948 года

Вейцман, по‑прежнему лежа пластом, продиктовал Риве письмо без единой заминки, без единой поправки, как если бы текст вызрел в его голове давным‑давно. То было лаконичное обращение к мужчинам и женщинам, которые в тот миг в Тель‑Авиве пересекали финишную черту долгой эстафеты еврейской истории и куда более короткого, но многотрудного состязания, выпавшего на долю сионизма. Вейцман напомнил о двух тысячах лет, проведенных еврейским народом в изгнании, похвалил будущее временное правительство и вызвался быть ему полезным...

Первый президент

В новейшей еврейской истории фигура Хаима Вейцмана занимает особое место. Он принадлежит к тем немногочисленным политикам, которые изменили ход истории. Вполне вероятно, что без Вейцмана еврейская история в ХХ столетии стала бы совсем иной. Созданию еврейского государства Вейцман посвятил всю свою жизнь. Рожденный в местечке, затерянном на просторах Российской империи, Вейцман добился известности и международного признания как ученый и как лидер еврейского национально‑освободительного движения. Во многом именно Вейцману Израиль обязан тем, что он есть на карте мира