Уроки Торы II

Уроки Торы II. Пинхос

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Повседневная жизнь

Жертву Мне, хлеб Мой в огнепалимые жертвы Мне, в благоухание, приятное Мне, соблюдайте приносить Мне в положенное время… двух в день,
во всесожжение постоянное…

Бемидбар, 28:2,3

 

Человека влечет необычное. На это можно возразить — как раз то, что связано с рутиной жизни: дыхание с его вдохом и выдохом, ежедневный прием пищи, домашняя жизнь, работа и тому подобное — именно они имеют для нас первостепенную важность, тогда как «особенным» можно пренебречь. Но слова эти повиснут в воздухе. Наша природа толкает нас к тому, что сама случайность события становится поводом его вспомнить, тогда как к постоянно повторяющимся явлениям мы постепенно утрачиваем интерес, и их значение для нас меркнет.

Потому‑то в Торе различные аспекты наших отношений с Б‑гом «расписаны» по моадим — «установленным дням». Нам велено постоянно помнить о Создателе (помятование о Б‑ге — одна из шести «постоянных заповедей», которые евреи должны исполнять все время [предисловие к Сейфер а‑Хинух]), однако один день в неделю определен как особое время, в которое надлежит «помнить… что мир имеет Творца» (Рамбан, Шмойс, 20:8) и «уверовать в сердце своем, что сотворил Б‑г мир в шесть дней» (Сейфер а‑Хинух, заповедь 31). Нам заповедано «помнить день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей» (Дворим, 16:3), но отмечаемый раз в год праздник Пейсах — специальный повод погрузиться в переживание этого дара свободы. Так же обстоит дело и с прочими моадим еврейского календаря: если есть «особые» дни, значение и смысл которых произвели на нас глубокое впечатление, то эти дни должны стать поводом для того, чтобы нарушить обычное течение нашей жизни.

Один из мудрецов пошел еще дальше, сказав: «Читающий Алел каждый день — б‑гохульствует» (Талмуд, Шабос, 118б). Алел — молитва, славословящая Б‑га и возносящая благодарность Создателю за чудеса, что Он свершил для нас, — она читается по праздникам и особым дням. Но разве не велено нам благодарить Б‑га «за чудеса, что свершаешь Ты для нас каждый день» (из читаемой трижды в день Амиды)? Почему же Алел читается только в те дни, когда отмечаем мы Исход из Египта или чудо с маслом, которое горело восемь дней? Разве не меньшее чудо — каждый удар сердца, и разве не стоит он благодарности?

И однако читать Алел каждый день столь же греховно, как не читать ее вовсе. Да, в «обычной» жизни мы должны сознавать, сколь обязаны Б‑гу, — вот почему трижды в день: утром, в полдень и вечером, евреи возносят молитву. Суть же Алели в том, что в дополнение к нашим ежедневным молитвам, она читается по определенным поводам, когда мы погружены в переживание чудес, совершенных Б‑гом, — и это переживание потеряет свою остроту, если чтение соответствующей молитвы станет ежедневным.

Превышая естественный порядок вещей

В Торе не раз говорится, что наши врожденные качества и склонности мы должны направить на то, чтобы жить жизнью святой и угодной Б‑гу. Но Тора призывает нас к большему. Б‑г хочет от нас не только, чтобы мы наилучшим способом использовали данное нам от природы, Его желание состоит в том, чтобы, обратившись к Нему, мы вышли за пределы нашего природного «я».

В Торе дан порядок «рутинного обращения» к Б‑гу (таковы ежедневные молитвы). Назначение этих правил — сделать нашу связь с Создателем неотъемлемой частью повседневной жизни, тогда как «положенные дни» призваны придать этой связи возвышенность, сделать ее особенной. В то же время «положенные дни» побуждают нас преодолеть рамки обыденности, привнести ощущение «отмеченности» некоторых дней в «повседневный» ритм жизни.

Это нашло свое отражение и в том, как в Торе говорится о законах, регулирующих корбонойс (жертвы животных и плодов), приносимые в Храм. Корбонойс, приносимые общиной, делятся на две основных категории: «регулярные» приношения (тмидим), совершаемые каждый день, и «дополнительные» приношения (мусофим), совершаемые по особым поводам, — в Шабос, на Новомесячье, праздники и т.д. «Регулярные» приношения совершаются каждый день; «дополнительные» приношения зависят от «повода», отвечая природе и характеру того или иного «установленного дня».

Как правило, термин «моэд» (установленный день) относится к тем дням календаря, которые Создатель времени наполнил особым духовным содержанием (покой Субботы, свобода Пейсаха, радость Суккос и т.д.).При том, что сказано Торой: «Жертву Мне, хлеб Мой в огнепалимые жертвы Мне, в благоухание, приятное Мне, соблюдайте приносить Мне в положенное время», Раши в комментарии на этот стих отмечает, что термин «моэд» употреблен здесь в не совсем обычном значении и добавляет: «Положенное время для постоянных приношений — каждый день».

Корбонойс, олицетворяя стремление человека очистить свое природное «я», возвысить его и приблизиться к Б‑гу, являются одной из «трех колонн» (Пиркей овойс, 1:2) творения (в сегодняшнем мире скорбь о Храме и молитва выполняют роль корбонойс). Мы можем сказать, что Тора подразумевает необходимость выйти за границы привычек и инстинктов нашего природного «я» — только так мы обретем истинные отношения с Б‑гом. Наша природа такова, что всякие «поводы», выпадающие нам в этой жизни, встречаются с энтузиазмом и оживлением, — и это среди прочего, нашло выражение и в наших годовых праздниках, отмечающих различные аспекты нашей «прилепленности» к Б‑гу. И все же мы должны стремиться к тому, чтобы «каждый день стал установленным днем» — чтобы в нас пробудилось ощущение чуда и необычности всякого дня в потоке повседневного существования.

По сути, само представление об «однообразии» и «обыденности» — иллюзия, порожденная неспособностью видеть поверх нашей ограниченности. «Выделенность» — не фактор, определяющий отличие одной вещи от другой, — но внутреннее качество самой вещи. На самом деле, всякое мгновение жизни — отдельное творение Б‑га, обладающее совершенно уникальными, особенными и исключительными возможностями, которые присущи только ему одному.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Бо». Духовно развитый ребенок

Евреи были призваны не для того, чтобы стать народом интеллектуалов. Они были призваны, чтобы стать действующими лицами драмы об искуплении: Б‑г пригласил этот народ, чтобы он нес миру благословение тем, как живет и освящает жизнь.

«РАЗСВѢТ» о Максе Нордау и «Габиме»

Пламенные инвективы Нордау оставались черными буквами на белой бумаге и сотрясанием воздуха в интеллектуальных дискуссиях рубежа XIX–XX веков. Пророк без народа, политик без партии, гражданин без государства — так характеризует его один из биографов. И тут произошла встреча Нордау с Герцлем. Союз этих двух лидеров сравнивают с библейской парой братьев — Моисеем и Аароном. Ни одна акция, никакая полемика по сколько‑нибудь важному вопросу не обходилась без Нордау, остававшегося неофициальным лидером сионизма до самой своей кончины.

С молитвой по жизни: наше общение с Б‑гом

Когда человек благодарит Б‑га, он получает еще один заряд положительных эмоций: он ценит свою жизнь, полученную в дар от Б‑га, ценит то, что Б‑г ему уже дал, и приобретает уверенность в том, что и дальше Он не оставит: поможет, подскажет, если надо, и выведет на верный путь. Ну а когда мы просим Г‑спода, молитва подсказывает, как важно понять самим, что нам реально нужно, и соизмерять наши просьбы с этим пониманием.