Уроки Торы II

Уроки Торы II. Исрой

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Пауза

На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай… и расположились станом в пустыне…

Шмойс, 19:1,2

 

Тот день был 1 сивана 2448 года от сотворения мира, первым днем после шести недель Исхода. А спустя еще шесть дней весь народ Израиля стоял у горы Синай и видел Б‑га, давшего ему Тору. С того дня мы празднуем Швуэс — «время, когда нам дали Тору».

В главе 19 книги Шмойс описана последняя неделя подготовки к принятию Торы у горы Синай. В Талмуде приводится следующая хроника событий этих шести дней, с 1‑го по 6‑й день месяца сиван.

Сиван, 1. День, когда мы пришли к Синаю: «Моше ничего не сказал еврейскому народу, потому что все устали после долгой дороги» (Талмуд, Шабос, 86б).

Сиван, 2. На рассвете Моше поднимается на гору Синай. Он приносит сообщение от Б‑га: «Вы видели, что Я сделал Египту, вас же поднял Я на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя — вся земля, и будете вы Мне царством священников и народом святым» (Шмойс, 19:4‑6). Этими словами Б‑г выразил желание, чтобы мы стали Его «избранным народом» (этот день в нашем календаре обозначен как Йом а‑меюхас, «День назначения»).

Сиван, 3. Б‑г велит Моше обозначить границы, кто где должен стоять, когда Б‑г явит Себя на горе и даст евреям Тору: Моше может подняться выше всех, за ним, ниже, Аарон, еще ниже священники, и у подножия горы — народ. «И проведи границу для народа кругом, говоря: остерегайтесь восходить на гору и прикасаться к краю ее — всякий, кто прикоснется к горе, неминуемо умрет», — предупреждает Б‑г (19:12).

Сиван, 4. Моше передает еврейскому народу, что для получения Торы всем надо очиститься и освятиться, для чего следует прекратить интимные отношения, очистить одежду, омыться в микве, бассейне для ритуального омовения (19:14).

Сиван, 5. Моше «построил жертвенник под горою, и двенадцать обелисков воздвиг соответственно двенадцати коленам Израиля. И послал юношей из сынов Израиля, и вознесли они жертву всесожжения, и зарезали быков в мирную жертву Б‑гу». Затем Моше скрепляет союз между Б‑гом и Израилем. Весь народ повторяет: «все, что говорил Б‑г, сделаем и будем слушать его слова» (24:4‑8).

Сиван, 6. Передача Торы. «Когда наступило утро, загремели громы и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору, и шофар затрубил очень громко, и содрогнулся весь народ … были громы и молнии, и густое облако над горою… И звук шофара становился все сильнее… И сошел Б‑г на гору Синай.., и призвал Б‑г Моше на вершину горы… И говорил Всесильный все слова эти, сказав: “Я — Б‑г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства…”» (19:16‑20; 20:1,2).

Загадочная пауза

Откровение у Синая — это кульминация Исхода, его завершение. За много месяцев до того, тоже на Синае, когда Б‑г впервые предстал перед Моше в горящем кусте ежевики и повелел ему вывести народ Израиля из Египта, Он сказал: «…И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя: когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Всесильному на этой самой горе» (Шмойс, 3:12).

С того момента, когда Моше принес слово Б‑га об обещанном спасении, еврейский народ стал ждать Его Откровения у горы Синай. Ибо Моше обещал им куда большее, нежели просто бегство из Египта, бегство от «тяжкого труда над глиной и кирпичами» (1:14). Он обещал им как народу высшую свободу: свободу даже от смерти, от конечности и приземленности материального бытия. Он обещал, они увидят Б‑жественную реальность, что даст им возможность изменить жизнь настолько, что она вместит в себя безграничность и вечность. Он обещал им Тору Б‑га.

С той ночи, когда евреи покинули Египет, они буквально считали дни и жили ожиданием утра, когда, наконец, познают реального Б‑га и получат истину всех истин, и она сделает их по‑настоящему свободными людьми. Это напряженное ожидание события, способного настолько преобразить их реальную жизнь и ментальность, день ото дня очищало и возвышало людей. (По сей день для нас актуален этот 49‑дневный отсчет со дня, когда евреи покинули Египет, до момента вручения им Торы: и поныне мы ведем счет омера [омер — мера сжатой пшеницы; омерами приносили ее евреи в Храм], стараясь очиститься к празднику Швуэс настолько, чтобы удостоиться Торы.) Каждый Пейсах мы испытываем вкус свободы, как когда‑то наши предки, наконец‑то собственными ногами вышедшие из Египта. Следующие 7 недель мы готовимся к встрече с Торой — так и они готовились 49 дней, совершенствуя себя и ведя постоянный отсчет. Наконец, в ходе праздника Швуэс, мы получаем высший дар свободы — это ежегодное «Откровение у Синая» и «передачу Торы».

В свете этого отсутствие событий 1 сивана, о чем нам сообщает Талмуд, очень трудно поддается пониманию. Это был день, когда «Моше ничего не сказал еврейскому народу, потому что они устали с дороги». Но человеческая природа такова, что чем ближе ты оказываешься по времени к ожидаемой цели, тем сильней возрастает желание. Почему же после 6 недель ожидания и подготовки к великому дню все остановилось лишь потому, что еврейский народ «устал с дороги»? Почему же они не стали хоть что‑нибудь делать, чтобы подготовиться к принятию Торы в тот самый день, когда пришли к подножию горы Синай?

Молчание еврейского разума

Прочтем внимательней, что рассказывает Тора о делах еврейского народа 1 сивана: «На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай: вышли из Рефидима и прибыли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и разбил лагерь там Израиль напротив горы» (Шмойс, 19:1,2).

Комментируя эти строки, Раши отмечает грамматическое использование единственного числа — «и расположился там станом Израиль», что подразумевает весь еврейский народ. Раши объясняет: Тора сообщает, что «они расположились как один человек, с одним сердцем, в отличие от всех других станов, когда были среди них разброд и разногласия».

Действительно, было много случаев, когда во время странствий еврейского народа по пустыне вспыхивали ссоры, даже бунты. Но так ли это было плохо? Неужели «все другие станы» (а их, включая стан у Синая, в соответствии с 33‑й главой книги Бемидбар — 42) были связаны с раздорами, и только стан у Синая оказался мирным исключением?

Во‑первых «разброд и разногласия» в еврейских станах не следует понимать как нечто исключительно негативное. Наши мудрецы говорят: Б‑г создал человека таким образом, что «как нет двоих похожих внешне, так нет двоих со схожими умом и характером» (Талмуд, Брохойс, 58а). У каждого свой образ мыслей, свой темперамент, и одну и ту же истину каждый трактует по‑своему. Поэтому расхождения во мнениях не всегда проистекают из эгоизма и враждебности — причиной может быть искренний поиск истины и желание полностью реализовать свой потенциал. Фактически, если не ставить во главу угла один собственный интерес, разброд и расхождения во мнениях могут обернуться пользой.

Тем не менее, что было приемлемо и даже желательно в 41 станах, оказалось недопустимым в стане у Синая. Ибо при подготовке к получению Торы важно было искоренить все различия во взглядах и подходах.

Почему это так необходимо? Оказывается, в изучении Торы до Синая и после Синая есть разница. Да, Тору изучали и соблюдали и до дарования ее на горе Синай. Шем, сын Ноаха, возглавил академию по изучению Торы вместе со своим внуком Эвером (Раши на Брейшис, 26:5). Патриархи — Авраам, Ицхак и Яаков — основали «ешивы» для изучения Торы (Йома, 28б). Таким образом, получая Тору у Синая, евреи обретали отнюдь не неизвестный дотоле документ. Тогда что же случилось у Синая?

До Синая разум был инструментом, с помощью которого можно было проникнуть в глубины Торы. Б‑г изначально вложил собственную мудрость в слова и мысли, понятные разуму человека, а тот стремился их постичь и усвоить в той степени, в которой это возможно. Поскольку разум каждого человека уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, масштаб и глубина постижения Торы каждым, кто ее изучает, различны. Разумеется, постичь Тору во всей ее глубине не способен никакой человеческий разум, ибо он конечен и не в состоянии познать бесконечную мудрость Б‑га.

Но у Синая Б‑г дал нам Свою Тору. Целиком. Он решил поделиться с нами всей Своей мудростью независимо от ограниченности нашего интеллекта. В тот момент и Моше, и большинство простых евреев были в определенном смысле на одном уровне. Все они одинаково были не в силах постичь суть мудрости Б‑га, и Б‑г одинаково одарил их этим пониманием — Он ввел бесконечность Своей мудрости в простейшие строки Торы, вложил ее в уста простых евреев.

Чтобы подготовиться к передаче Торы у Синая, еврейскому народу пришлось отказаться от индивидуальных особенностей и талантов, отличающих их друг от друга. Требовалось осуществить переход от активного восприятия Торы к пассивному, подчинясь дарованному свыше.

Так что считать 1‑й день сивана, когда евреи прибыли к месту получения Торы, лишенным каких бы то ни было событий, нельзя. Наоборот, шла интенсивная подготовка, сопровождавшаяся на редкость активной деятельностью: нужно было выстроить стан, чтобы он был «как один человек с одним сердцем», и не только прийти к согласию в том, как действовать («один человек»), а и отказаться от индивидуальных подходов, взглядов и интуиции, подчинившись единому объединяющему («одно сердце») — вот суть важнейшая предпосылка для получения Торы от Б‑га.

Такой переход был самым утомительным. Не столько физический переход из Рефидима, а именно психологический — от активной шестинедельной подготовки к полной пассивности. В тот день «Моше не сказал им вообще ничего», и его молчание было чрезвычайно красноречивым — каждый должен был проникнуться духом Торы и сделаться «пустым сосудом», дабы воспринять, вместить то, что дарует Б‑г, наполниться им.

Возвращение к себе

За великой паузой в 1‑й день сивана последовали 5 дней активной подготовки.

Поначалу определенность и индивидуальность разума препятствуют получению бесконечной, неуловимой сути Б‑жественной мудрости. Но, открывая себя для получения Торы от Б‑га, мы должны «реактивировать» наши индивидуальные возможности. Это позволяет нам поглотить и усвоить полученное.

Безусловно, различия проявятся. Моше, Аарон, священники и простой люд — у всех свои четко очерченные границы. Сущность Торы воспринял каждый — всеми она получена одинаково, а вот применить ее к своей жизни можно только на основе особого индивидуального восприятия и опыта.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

На их плечах: Фрида Динер

В одной из квартир на нашей площадке жила коммунистка‑врач. Толик в это время уже стал приглашать к себе товарищей, и однажды пришел к нам какой‑то парень с огромной бородищей и случайно ошибся дверью. Он позвонил к этой женщине‑врачу, та открыла, у нее в руках кастрюля была — так она уронила кастрюлю от испуга. «Фрида Самойловна, какие парни стали ходить к Толику! Я так за него волнуюсь». Что я могла ей сказать?

Всё в руках Небес

Если еврей укрепляется в своей вере и уповании, Всевышний даст ему повод для служения в радости. А если он укрепится в вере настолько, что это начнет влиять на всю его повседневную жизнь, такой человек воистину «черпает» Свыше Б‑жественное благословение. Так что можно воочию увидеть, что упование себя оправдывает.

Недельная глава «Ки тиса». Между стремлением к истине и стремлением к миру

Нельзя думать, что для руководства людьми достаточно одного лишь страстного стремления к истине и правосудию. Моше нуждался в человеке типа Аарона, чтобы объединить народ. Словом, лидерские качества — это умение объединить в общий хор разные темпераменты, бурно дискутирующие голоса и плохо гармонирующие между собой ценности