Уроки Торы II

Уроки Торы II. Бехукойсай

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Трудолюбие и Тора

Если по установлениям Моим будете
вы поступать…

Ваикро, 26:3

 

Раши, ссылаясь на Торас Коаним, объясняет, что эти слова и следующие за ними «и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их» означают: «вы будете трудолюбиво изучать Тору».

 

Откуда мы понимаем, что под словом «бехукойсай» («По установлениям Моим») подразумевается не только изучение Торы, но и трудолюбие при изучении Торы?

Помимо общего понятия «мицвойс», применимого в равной степени ко всем заповедям, есть три других, включающих в себя определенные категории заповедей. Эйдос — «свидетельства» относятся к таким заповедям, как Суббота и тфилин; это подтверждение (свидетельство) таких событий, как сотворение мира и Исход. Мишпотим — рациональные заповеди, дойти до необходимости соблюдения которых человек способен своим умом. Третья категория — хуким, установления, в нее входят заповеди, непостижимые с точки зрения человеческой логики — только с Б‑жественной.

Слово «хуким» сходно со словом «хакика», что означает «высечение». Какова связь между сверхрациональными заповедями и высечением? Высечение требует больше усилий, нежели просто написание. Сверхрациональные заповеди, которые не только не подлежат пониманию, но иногда и противоречат человеческой логике, выполнить гораздо сложнее, чем остальные. И соблюдение их столь же трудно, сколь высечение по сравнению с обычным написанием. Таким образом, когда слово «бехукойсай» — близкое по значению к «хакика» — используется применительно к изучению Торы, оно означает «трудолюбие при изучении Торы».

Кроме того, поскольку термин, отражающий трудолюбивое изучение Торы — хука — используется и для сверхрациональных заповедей, нам надлежит понять и то, что трудолюбие при изучении Торы подразумевает выход за пределы рационального мышления.

Понять это не так просто. В Зогаре сказано: «… По установлениям Моим будете вы поступать» относится к трудолюбию в изучении устной Торы, когда человек должен использовать свой интеллект. Изучая устную Тору, он не может оправдываться отсутствием небесного благословения, если не в состоянии понять, что именно он изучает. Но тогда как же этот аспект изучения Торы соотносится со сверхрациональным?

По сути дела, трудолюбие при изучении Торы, равно как и результаты этого трудолюбия, должны находиться за пределами рационального понимания изучающего: «трудолюбие при изучении Торы» обязательно должно превышать степень, которую изучающий Тору считает необходимой. Если человек только стремится достичь определенной степени, подсказанной его интеллектом, это не трудолюбие. Ибо интеллект диктует человеку необходимость трудиться лишь для того, чтобы удовлетворить интеллектуальное любопытство. Истинное же трудолюбие при изучении Торы заставляет человека понять: даже то, что доступно его интеллекту, фактически находится за пределами его понимания. Ведь Б‑г и Тора едины. И как интеллект сотворенного существа не в состоянии постичь своего Создателя, так он не способен постичь и Его мудрость. Как сказано по поводу познания Б‑га: «Высшая мудрость такова, что мы Тебя не знаем». А поскольку это относится к Б‑гу, это же относится и к Его Торе, ибо Тора неразрывно связана с Ним.

И если человек говорит, что он полностью понимает Тору, это со всей очевидностью означает, что он изучал ее без должного трудолюбия. Если бы дело обстояло иначе, он понял бы, что Тора выходит далеко за пределы его ограниченного интеллекта.

Правильный подход к Торе — это «бехукойсай», трудолюбие.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны