Самая серьезная проблема в человеческом сообществе — это споры и конфликты. Известно, сколько людей, столько и мнений. С этим ничего не поделать, потому что каждый человек — самостоятельная личность. Беда в том, что неизбежные расхождения во мнениях постоянно приводят к взаимной неприязни, ссорам, а в экстремальных случаях даже к войнам.
Что с этим делать? Для разрешения споров мирными средствами человечество создало целую систему судов — на всех уровнях, от районного мирового суда до международного арбитража и суда ООН. Но практика показывает, что обращение в суд нередко тоже лишь частично решает проблему: проигравшая сторона сплошь и рядом выходит из суда раздраженной и обозленной, а отношения между сторонами становятся еще более напряженными, чем раньше (об этом мы говорили в апрельской беседе в «Лехаиме»). И все это мы видим в самых разных сферах жизни: от спорта до бизнеса, от конфликтов между соседями по дому до конфликтов между государствами. Все острее встает вопрос: как сделать суд более совершенным? Как добиться того, чтобы судебные решения приносили сторонам конфликта не только справедливость, но и мир?
Вот что говорит мишна: «Не суди один, ибо никто, кроме Единого, не может судить один. И не говори: “Примите мою точку зрения”, ибо это их выбор, а не твой».
Главная мысль заключается в том, чтобы сделать судебное решение максимально коллективным, основывающимся на широкой палитре мнений. Это логично: когда стороны идут в суд, они тем самым признают, что им нужно еще чье‑то мнение о проблеме, чтобы их примирить. Так пусть и в суде будет не одно мнение, а несколько! Недаром говорится, что «ум хорошо, а два лучше»: в нашем бейт‑дине, например, должно быть не менее трех судей‑даянов.
Однако возникает вопрос: если все решается на рациональном уровне, зачем мишна упоминает Единого — то есть Б‑га? Почему Б‑г может судить один — это понятно: Он высший авторитет, Он знает всё и не нуждается в партнерах, чтобы судить объективно и справедливо. Кроме того, мишна специально использует здесь для обозначения Б‑га слово «Единый»: этим она напоминает, что Б‑г везде, в том числе внутри нас, и Его цель — объединять, обеспечивать гармонию мира.
А отсюда следуют еще два вывода. Во‑первых, вынося то или иное решение, судьи всегда должны помнить о «правде Б‑жьей» — о том, что Он наш отец, Он любит нас и хочет, чтобы нам было хорошо. А значит, взявшись судить других людей, мы должны в каждом искать хорошее — ведь в каждом человеке есть частица Б‑га. Это требует от судьи в первую очередь личной скромности. Он не должен ставить себя выше тех людей, которые пришли к нему на суд. И в то же время он не должен навязывать своим коллегам собственное мнение: задача судьи — стараться свести воедино все позитивные элементы различных точек зрения.
На этот счет есть история о суде Бешта. В Йом Кипур у него в синагоге один еврей уронил табакерку, рассыпал табак и принялся собирать его во время молитвы. Его сосед возмутился: как можно в такой святой день возиться с табаком, да еще в синагоге!.. Молитва соседа дошла до престола Всевышнего, и Небеса вынесли приговор: грешник не доживет до будущего года! Разумеется, Бешт узнал о приговоре. А еще он узнал, что вердикт будет отменен, если тот, кто осудил, изменит свое решение. Бешт сразу отправился к тому еврею и стал расспрашивать его о том, как табак оказался в синагоге. Постепенно его собеседник понял, что не все так просто: в Йом Кипур люди постятся, табак необходим был соседу, просто чтобы заглушать голод, чтобы хватило сил на молитву. Еврей понял, что был не прав, осуждая ближнего, — и таким образом сохранил ему жизнь.
Как мы понимаем, первый урок мишны в том, что судить «по правде Б‑жьей» — значит судить позитивно. А второй урок, в чем‑то даже более важный, что наша мишна ведет речь не только о судебной системе, об урегулировании споров между людьми. Б‑г не только в суде — Он повсюду, а главное — Он в каждом из нас. И принципы «правды Б‑жьей» мы должны исповедовать везде, во всех делах, словах и мыслях.
Недаром слово «судить» имеет несколько значений, помимо узкого юридического. Человек «судит» — формирует и высказывает свое мнение — обо всем на свете. Сейчас, в век компьютеров и интернета, самые широкие возможности для получения информации по любой теме. К сожалению, порой человек путает глаголы «судить» и «осуждать», рассуждает о проблемах скорее в негативном ключе. А мишна предостерегает от такого подхода, требует находить в разных точках зрения позитивное зерно. Человек «судит» о собственных действиях: планирует свои шаги и аргументирует их перед самим собой. И здесь тем более важно услышать, что о тебе думают другие, — потому что лишь Единый всё знает, и только Он один может судить.