Актуалии

После перерыва в 500 лет у Кордовы будет свой раввин

Алан Грабински 14 августа 2017
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

В детстве Хаим Касас прогуливался по улицам еврейского квартала Кордовы со своим дедом, разговаривая об истории города. «Это он посеял во мне еврейские семена», — сказал мне Касас во время нашей беседы по скайпу; он находился в Сан‑Роке, испанском городе на юге Андалусии, почти на побережье Гибралтара.

В июне он стал раввином; за 500 лет это первый житель Кордовы, получивший этот статус.

Кордова, город с величественными мечетями и великолепной мавританской архитектурой, была одним из важнейших интеллектуальных центров еврейского мира до изгнания евреев из Испании в 1492 году. Среди уроженцев Кордовы надо упомянуть Маймонида, талмудиста, внесшего свой вклад в исламскую науку, чей авторитет, непоколебимый по сей день, признавался и в Йемене, и в Ираке.

После изгнания еврейская жизнь в Испании сохранилась, но ушла в подполье, дабы избежать преследований инквизиции. Криптоиудеи соблюдали свои обряды в тайне, их традиции за столетия смешались со средиземноморскими. Сегодня в Испании проживают 30 тыс. евреев, но это недавние иммигранты, в основном из Марокко. Потомки криптоиудеев, оставшиеся в Испании, обитают, согласно Касасу, в пограничной зоне: вновь созданные еврейские общины не признают их за евреев, а католическая церковь гнушается ими из‑за их смешанного происхождения.

По мысли Касаса, именно это культурное микширование создает богатство и разнообразие Сефарада. Он стал заниматься историей своего родного города и открыл прошлое своей семьи. Пообщавшись с другими сефардскими евреями, живущими в разных странах мира, он понял, что его фамилия была распространена среди сефардов. Впрочем, он не только еврей; Касас сообщил мне, что у него есть также цыганские, арабские и католические корни.

До того как Касас погрузился в иудаизм и стал учиться на раввина, еврейская религия для него была феноменом, скорее, археологическим, вещью прошлого.

Его первая встреча с живым евреем — студентом‑марокканцем, однокурсником по Севильскому университету, — была шоком. Но она же открыла для него мир. В 2005 году, движимый страстью пробудить еврейскую идентичность в Андалусии, он объединил усилия с одной испанской парой с целью основать культурный центр и музей под названием Casa de Sefarad (Дом Сефарада) в сердце еврейского квартала Кордовы.

Занимаясь делами этого центра, он познакомился с англо‑саксонскими туристами, последователями реформистского иудаизма. Касас, который ходил в марокканскую синагогу и любил марокканский обряд (он каждое лето отправлялся в Марокко), принял плюралистические ценности реформистского иудаизма и начал устраивать субботние и праздничые службы в духе прогрессивного иудаизма. Постепенно сложилась маленькая община людей родом из Андалусии и получила название «Бейт Рамбам» («Дом Маймонида»).

По иронии судьбы, когда Касас решил, что хочет стать раввином, он понял, что вынужден покинуть Кордову, ведь в Кордове нет еврейских учебных заведений. Он недавно закончил учиться в Лондоне, а перед тем проходил практику в Лионе и Барселоне.

Есть и другие раввины в Испании: к примеру, Жорди Джендра в Барселоне или Нисан бен Авраам на Майорке, — но Касас единственный уроженец центра Андалусии. Он осознает меру своей ответственности и гордится ею. В его подписи в электронной почте — изображение его города и цитата из Ибн‑Гвироля, андалусийского еврейского поэта и мыслителя XI века. Хотя от него этого и не требуется, Касас подписывается традиционным образом, указывая на свой родной город: «Рабби Хаим Касас из Кордовы».

Однако пока он не возвращается в Кордову; там недостаточно евреев, которые могли бы составить конгрегацию прогрессивного иудаизма. Вместо этого Касас возглавит в Лионе общину «Керен ор», которая существует уже 30 лет, а также будет помощником раввина в Женеве.

Он уезжает из Испании, но не покидает ее. «Связь с Сефарадом очень сильна, — сказал он мне, разговаривая из своей комнаты с видом на Средиземное море. — Это не то, от чего человек может легко избавиться». 

Оригинальная публикация: Mazal Tov! After 500 Years, Cordoba Gets a Rabbi

КОММЕНТАРИИ
Поделиться