Дом учения: Щепотка знаний

«Ты в сновиденьях мне являлся…»

Ури Суперфин 27 мая 2014
Поделиться

Мы видим сны. Иногда это бессвязные отрывки каких-то событий, более или менее осмыс­ленных разговоров, фантасмагорий, участниками которых мы являемся… Некоторые сны забываются сразу при пробуждении, иные надолго остаются в памяти. Порой мы узнаем во снах события прошедшего, другие же поражают фантастичностью происходящего. Одним словом, сны — это яркий, многогранный и необъятный мир, загадочный и чудесный. Попытаемся же заглянуть в него.

Сон фараона. Золотая агада. Испания. XIV век. Британская библиотека, Лондон

Сон фараона. Золотая агада. Испания. XIV век. Британская библиотека, Лондон

Уже в первой книге Торы, Берешит, мы находим описание снов, которые чудесным образом сбылись наяву: сны фараона и сны его придворных — начальника виночерпиев и начальника пекарей, сны Йосефа. С другой стороны, понятно, что сбывается не каждый сон: как написано в книге пророка Зхарьи (10:2), «И сны говорят ложное». Но и по отношению ко снам, несущим в себе истинную информацию, в Талмуде говорится так: «Сказал рабби Йоханан от имени рабби Шимона бар Йохая: Так же, как не бывает жита без соломы, так не бывает сна без никчемных [footnote text=’Брахот, 55:2. ‘]вещей[/footnote]». Однако тот же Талмуд, в котором написано «…сны — это то, о чем человек размышляет [footnote text=’Там же и см. Раши там.’][наяву][/footnote]», посвящает целые страницы значению различных снов, информации, заложенной в различных символах, снящихся человеку!

На самом деле противоречия здесь нет. Наш личный опыт может засвидетельствовать, что наряду со снами, не стоящими внимания, порой снятся сны, содержание которых можно удивительным образом спроецировать на нашу повседневную жизнь.

Ученый талмудист, философ и каббалист рабби Менаше бен Исраэль, живший около 250 лет назад, в своей книге «Нишмат хаим» (3:5) разделяет все сны на три группы: первая, самая высшая из них, — это пророческий сон, вторая — сон, целью которого является передать человеку некую информацию, предостеречь от чего-то или поведать о чем-то. И последняя разновидность снов — «эхо» мыслительной деятельности человека наяву, или же реакция на различные явления этого мира.

Рассмотрим все эти три типа, сопроводив описание каждого из них соответствующими примерами.

Начнем с низшей ступени нашей классификации: сны, происхождение которых продиктовано различными земными причинами. С ними знаком каждый из нас. Человек, который собирается взять ипотеку в банке, часто и во сне продолжает предпринимать шаги к желанной цели и только наутро, проснувшись, вдруг с горечью обнаруживает, что прекрасная комбинация, которую он осуществил, одолжив на наивыгоднейших условиях крупную сумму, оказалась всего лишь сном. Другой, прокатавшись всю ночь на лыжах, наутро обнаруживает себя в собственной кровати замерзшим, на улице зима, окно распахнулось, и на его тапочках иней. И таких примеров — пруд пруди.

Взаимосвязь между ночными видениями подобного рода и тем, что происходит вокруг человека и в нем самом, очевидна. Для иллюстрации приведем историю из [footnote text=’Там же, 56:2. ‘]Талмуда[/footnote]: «Обратился римский правитель к рабби Йеошуа, сыну рабби Ханины: Говорят, что вы, еврейские мудрецы, весьма умны. Не поведаешь ли мне, что я увижу сегодня ночью во сне?» Вопрос, заданный римлянином, был не из легких: кто может знать, какой сон будет Всевышнему угодно послать в эту ночь кесарю? Ведь рабби Йеошуа не пророк! Впрочем, хоть и не пророк, но все ж таки мудрец, корпевший над Талмудом с детских лет: если сон невозможно угадать, его нужно… создать! Ответил ему рабби Йеошуа: «Ты увидишь себя во сне порабощенным, в плену у персов, и они пошлют тебя пасти свиней с золотым посохом!» Надо сказать, что в тот период римляне были с персами не в ладах, и мысли о том, как бы досадить этим варварам, занимали правителя постоянно. Поэтому его мозг, уловив слово «персы», уже не мог освободиться от той картины, которую нарисовал ему еврейский мудрец: «Весь день царь размышлял об этом чудно́м сне, и тот действительно не замедлил присниться ему в ту же ночь».

Таковы они, сны из третьей группы, согласно классификации «Нишмат хаим». Именно о них написано у пророка Зхарьи: «И сны говорят ложное», и пишет Талмуд: «Сны не прибавляют и не [footnote text=’Сангедрин, 30:1, Тосефта к Маасер шени, гл. 5. ‘]убавляют[/footnote]», то есть из них ничего не следует. Безусловно, в эту группу входят также сны, в которых появляются различные знаки и символы или же выходят на поверхность желания, которые таятся глубоко в подсознании человека, как установили исследования психологов. Однако все такие сны ведут свое происхождение от естественных причин.

Однако есть и сны, существование которых возможно только благодаря Силе, никак не зависящей от этого мира, но управляющей им. И это сны-провидения, которые, в свою очередь, подразделяются на два типа, отличающихся как источником, так и четкостью передаваемой информации.

О первом из них мидраш пишет [footnote text=’Пиркей де-рабби Элиэзер, 34. См. также: Берешит раба, 14. ‘]следующее[/footnote]: «Человек лежит и спит, а его дух блуждает по всей земле и (возвращаясь) рассказывает ему во сне все, что должно произойти». Душа человека, дав отчет за прошедший день перед Высшим судом, посещает иногда даже очень отдаленные уголки Земли и видит, что происходит там, и ему открыто все, что было и что будет, и это первый вид провидческих снов.

Источником второго типа снов этой группы является [footnote text=’См.: Брахот, 55:2 и см. Мааршо там, который считает, что и «шедим» (бесы) способны навевать истинные, правдивые сны. Сефер хасидим, 441, 446. ‘]ангел[/footnote]. Перед самым пробуждением, когда от человека отступает тот рой впечатлений, отголосков пережитого за день, который сопровождал его ночью, ему является посланец Всевышнего, чтобы предостеречь его о чем-либо или поощрить, успокоить человека, возможно, и побудить к [footnote text=’Михтав ми-Элияу от имени книги Зоар, Вайешев, 183а и комментарий «Ницоцей орот» там. ‘]раскаянию[/footnote]. Как мы уже сказали, сны-провидения не подвержены влиянию таких факторов, как мысли, впечатления и прочее, и приходят к человеку извне. Однако у этого вида снов помыслы и тайные желания человека (зачастую не осознаваемые им самим) играют определенную роль: раскрывая человеку тайники собственного подсознания, они дают возможность сделать выводы из увиденного. И если потайные мысли предстали в образах, предъявляющих низменность устремлений, Всевышний тем самым как бы говорит человеку: «Это то, что ты хранишь в своем сердце! Исправься!»

Если же истолкование увиденного во сне показывает, что человек находится в гармонии со своей душой и Творцом, или же ночное видение предвещает раскрытие новых горизонтов в служении Всевышнему, это означает, что ему тем самым хотят сказать: «Твои поступки приятны Творцу. Мужайся и крепись, чтобы не свернуть с пути, по которому ты идешь!» И это более глубокое понимание сказанного в Талмуде: «…сны есть то, о чем человек размышляет [наяву]».

В отличие от продиктованных природными причинами, сны этой группы могут отличаться четкостью и стройностью образов. Именно такие сны видел Йосеф, а также начальник виночерпиев и начальник пекарей, и именно в них Всевышний открылся Авимелеху, чтобы предостеречь его от совершения злодеяния; такой же сон увидел Лаван в погоне за Яаковом.

Впрочем, сны этой группы порой могут иметь и иное происхождение: из мира «шедим». Язык не поворачивается назвать этих вредителей «бесами», потому что на деле у них вообще нет тела, не говоря уж о рогах и хвостах. Зато, как следует из наших источников, они предвидят будущее. В принципе, потому и предвидят, что плотское не «затмевает» им дух.

В качестве примера, в трактате Йома (83:2) рассказывается, как одному злодею приснилось, что в могиле его отца спрятан клад — деньги рабби Меира. И что надо бы их взять оттуда. Ясное дело, ангел не побуждал бы человека к краже.

Буквально пара слов о знаках и символах, с помощью которых нам намекают свыше о чем-либо в наших снах. Они бывают простые и требующие расшифровки. Например, в [footnote text=’См.: Брахот, 57:2. ‘]Талмуде[/footnote] написано, что тот, кто видит во сне царя Шломо, пусть ожидает, что станет умнее. Параллель здесь ясна и очевидна. А вот образы вроде колодца или даже близости с собственной матерью (оповещение о приобретении сметки) требуют истолкования, они не столь прямолинейны.

Марк Шагал. Пророк. 1974. Национальный музей, Ницца

Марк Шагал. Пророк. 1974. Национальный музей, Ницца

И наконец, последняя группа снов — это пророческие сны. Воздействие таких снов на человека огромно и лежит за пределами свободного выбора. Пророческие сны, в отличие от перечисленных выше, не могут содержать в себе примеси лжи и иносказаний. Человек, достигший ступени пророчества, воспринимает передаваемую ему в таком сне информацию как ясную и однозначную, как будто все, что он видит, происходило бы наяву, и у него нет никакого сомнения, что этот сон ниспослан ему Всевышним. Примеры таких снов мы находим в источниках: сон Яакова («лестница Яакова»), сон царя Шломо, сон пророка Даниэля.

Сегодня, когда в нашем народе нет пророков, мы не можем, даже примерно, представить себе, что такое пророчество и кто те люди, которые могут его удостоиться, поэтому не будем останавливаться на описании этой группы снов как находящейся за гранью нашего опыта.

Как мы уже писали, практически в любом сне есть примесь дезинформации. Однако это не означает, что сама информация неверна. Порой все дело в акцентах, в порядке вещей, но все «кирпичики», которые показывают человеку во сне, сами по себе, — верны. [footnote text=’См.: Недарим, 8:1. ‘]Талмуд[/footnote] пишет, что увидевший во сне, будто с небес его отлучили, а затем сняли отлучение, наутро должен понимать: отлучение — есть, а вот снятие его — защитная реакция мозга, который сгенерировал желаемое в виде «хеппи-энда». Или другой пример: скажем, человек увидел во сне, что в определенном месте спрятан клад, но не простой, а деньги, собранные как милостыня на бедных. Встал на­утро, пошел в то место, выкопал яму и — нашел искомый клад! Говорит Талмуд, найденное можно смело брать себе: то, что сон не соврал, — факт, а вот подробность про милостыню — не [footnote text=’См.: Сангедрин, 30:1. ‘]факт[/footnote].

Потому что такова природа снов — даже истинные вещи порой тасовать в причудливом порядке. Поэтому первый совет человеку, смущенному увиденным во сне ночью, — абстрагироваться от негатива, который был во сне, решив, что все плохое — это дезинформация. К тому же автор книги «Михтав ми-Элияу» (т. 4, с. 164) пишет, что, если человек верит в то, что сон был предвестником чего-то страшного и губительного, и при этом не спешит раскаяться, это само по себе пробуждает по отношению к нему недовольство Небес. Так что верить в то, что плохой сон — «сон в руку», невыгодно со всех сторон.

Однако порой человеку сложно избавиться от ощущения близкой беды, он не в состоянии прогнать мысли о том, что его предупредили свыше, а он ничего не предпринимает. В практике иудаизма предусмотрен обряд «атарат халом» — «расторжение сна», его также называют «атават халом» — «улучшение сна», то есть перевод сна на позитив. Обычно для этой процедуры собираются трое евреев, наподобие судебной тройки, и, выслушав повторенное трижды признание «истца» «плохой сон видел я нынче», объявляют, также трижды, что ничего плохого из этого сна не сбудется, а все обернется только в самую лучшую сторону.

Есть и более серьезное средство: пост. Одно условие — поститься необходимо именно наутро. Другой день уже не годится. Судя по тому, что такой пост разрешен даже в субботу, его действенность ценится высоко. «Пост для дурных снов — словно огонь для пакли», — пишет [footnote text=’Шабат, 11:1. ‘]Талмуд[/footnote]. (А в другом [footnote text=’См.: Брахот, 31:2. ‘]месте[/footnote] написано, что постящийся в субботу удостаивается отмены сурового приговора. Это, конечно, не призыв так поступать; закон предписывает наслаждаться в этот день, в том числе и яствами.) Да и о какой еде может идти речь, ведь увидевшему всяческие ужасы кусок в рот не полезет, никакого удовольствия от субботних яств он не получит; он только и будет думать о том, что мог бы хотя бы попоститься, но вынужден есть. Так лучше уж пост, чем такая еда. Потом, на неделе, закон предписывает ему поститься за то, что провел субботний день голодая, но это потом.

Еврейский закон относится к сновидениям со всей серьезностью. Если человек во сне дал обет, [footnote text=’См.: Йоре деа, 210:2. ‘] «Шульхан арух»[/footnote] засчитывает его как действительный. Таков закон и в том случае, если, к примеру, человек во сне клянется вернуть [footnote text=’См.: Респонсы рабби Давида бен Зимры, 4:99. ‘]долг[/footnote]. В целом человек, желающий, чтобы его сны служили для него источником информации, должен работать над собственной правдивостью, и тогда с небес ему будут посылать достоверную, насколько возможно, [footnote text=’См.: Михтав ми-Элияу. Т. 4. С. 164. ‘]информацию[/footnote].

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.