Дом учения: Слово раввина

Твори волю Б-га — и будет тебе благо

Берл Лазар 26 марта 2014
Поделиться

В предыдущей мишне речь шла об отношениях с власть имущими — с людьми, которые могут решить твои проблемы, если захотят. Главный вывод был таков: не жди от них помощи в час беды, реальная помощь идет только от Б-га. Как раз об отношениях с Б-гом — властью верховной — наша сегодняшняя мишна: «Делай Его волю, как твою собственную, тогда Он исполнит твою волю, как свою. Отмени свою волю перед Его волей, чтобы Он мог отвести волю других от твоей».

На первый взгляд здесь две странности. Кажется, что мишна дважды повторяет одно и то же: делай то, что Б-г хочет, а не то, чего хотелось бы тебе. К чему этот повтор? А главное, к чему вся мишна? Ведь требование выполнять волю Б-га нам дано в заповедях, в Торе! Если я еврей, если верю в Б-га — я по определению должен выполнять то, что Он от меня требует. Зачем это включено в «Поучения отцов»?

На самом деле мишна объясняет не необходимость служить Б-гу, а то, как это надо делать. Не просто творить Его волю — а творить ее «как свою». Вспомните, заповедь любви к ближнему тоже говорит: «…как самого себя», то есть не просто люби ближнего, но заботься о его интересах так, как ты заботишься о своих собственных.

Когда человек выполняет собственные желания, он делает это с энтузиазмом, готов на любые трудности, не стесняется в расходах. И все это дается легко — потому что делается ради себя. Вот так надо и заповеди выполнять: с охотой, с радостью, «как для себя».

Кстати, это касается даже финансовых вопросов. На себя тратить не жалко: сам заработал, сам и трачу. А если надо потратиться на Б-га — к примеру, дать денег на благотворительность или просто купить мезузу, чтобы прибить к притолоке, — начинаются вопросы: а стоит ли тратиться? а не обойтись ли меньшей суммой?

В этом и есть смысл поучения: желание Б-га должно стать твоим собственным! Наши желания сбываются только тогда, когда это желания Б-га. А значит, мы действительно должны хотеть того, чего хочет Он. Человек должен служить Б-гу не по обязанности, а потому, что сам этого хочет. Тогда все станет легко, тогда и Б-г исполнит наши желания.

Есть притча о мастере, который всю жизнь строил дома для хозяина. Пришла старость, он решил уйти на покой. Хорошо, говорит хозяин, отпускаю тебя, только напоследок выстрой мне еще один красивый дом — просто прошу тебя об этом. Мастер принялся за работу. Была у него поначалу мысль не слишком напрягаться — все равно это задание последнее! Но добросовестность и порядочность взяли свое, и в конце концов поставил он не дом, а настоящий дворец. Пришел к хозяину с отчетом о работе, а тот ему говорит: «Можешь уйти, но лучше живи здесь — этот дом я с самого начала решил подарить тебе за верный труд».

Примерно та же мысль положена в основу нашей мишны. Все, что Б-г велит нам делать, для нашего же блага. Не Ему надо, чтобы мы молились и выполняли мицвот, — это нам надо. Даже если мы не понимаем смысла заповеди, она существует для того, чтобы нам было хорошо. Сказано в книге Теилим: «Г-сподь — пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (22:1). Действительно, пастух лучше знает, куда вести паству: где сочная трава, где вода, где нет опасности. Когда полагаешься на Б-га, бояться нечего: Б-г всегда выведет к правильной цели, и все, что Он посылает нам, — во благо.

И мы переходим ко второй части мишны: «Отмени свою волю перед Его волей». Это не повтор, это подъем на более высокую ступень. Здесь человек не просто исполняет волю Б-га, потому что «так надо»; даже не просто творит волю Б-га с радостью. Он изменяет собственную волю — так, что она полностью соответствует тому, чего хочет Б-г. Не только наши действия становятся иными, но и наши желания!

И на этой стадии Б-г «отводит волю других», то есть не дает силам зла воздействовать на человека. Когда вся твоя воля — это благая воля Б-га, тебе обеспечена полная защита от всего, что не связано с Б-гом и благом. Ты не просто получаешь добро от Б-га, но чувствуешь, осознаешь это добро.

У хасидов есть традиционное приветствие: «Да будет тебе добро видимое и явленное». Это как раз формула нашей мишны в предельно сжатом виде. Мы не просто желаем ближнему, чтобы у него было все хорошо, то есть исполнилась благая воля Б-га, но и чтоб сам он понимал, насколько Б-жья воля является для него благом. Служите Б-гу и Его доброте — и Б-г явит вам добро, которое вы сами осознаете, обретете радость и счастье.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами