Время подумать

Такая уютная история

Арье Барац 29 сентября 2016
Поделиться

Срок годности

Скоро Рош а‑Шана, еврейский Новый год. 5777‑й год от Сотворения мира.

Одним из факторов, способствовавших в свое время расцвету неверия среди евреев, можно признать разительное расхождение между традиционно‑религиозной и научной хронологиями.

Теория эволюции и разработанная с ее учетом к концу ХIХ века геохронология не только выставили религиозного человека полным невеждой, но и сформировали в людях совершенно другое ощущение обитаемого мира.

Установленные наукой размеры Вселенной и время ее развития, превращающие личность в пылинку, формируют в человеке пугающее сознание собственной потерянности и беспомощности, а отсюда и своей неуместности.

Между тем состояние это нельзя признать по‑настоящему новым. В действительности и раньше многие люди обитали в несуразных по своим масштабам мирах. Вопрос бесконечности Вселенной, как в пространстве, так и во времени, постоянно тревожил умы древних. «Нет никакого конца ни с одной стороны у Вселенной, ибо иначе края непременно она бы имела», — писал Лукреций Тит Кар (99–55 годы до н. э.) в своей поэме «О природе вещей». А Аристотель, как известно, считал Вселенную вечной и безначальной.

В отличие от древних греков и римлян, индуисты оперируют сроками, вполне соразмерными с научными. Так, единицей мирового цикла считается время жизни Брахмы и порожденной им Вселенной. Один год жизни Брахмы составляет 311 040 000 000 000 человеческих лет. По истечении сотни таких «брахманских» лет происходит «махапралая» — полная перезагрузка бытия: гибнет не только Вселенная, но и сам Брахма.

Еврейская традиция, указывающая точный возраст Вселенной — 5776 лет от Сотворения мира, — уже самим этим фактом превращает ее в гораздо более уютное место, хоть как‑то соразмерное с человеческой жизнедеятельностью. Между тем традиционную еврейскую хронологию нельзя признать ни наивной, ни тем более ошибочной.

Сказано: «Учили в доме учения [пророка] Элияу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет — хаос, две тысячи лет — Тора, две тысячи лет — время Машиаха» (Авода зара, 9а). То есть два тысячелетия от Сотворения мира до рождения Авраама, два тысячелетия от Авраама до разрушения Храма и два последних тысячелетия под знаком Машиаха.

Это, однако, не значит, что все время мира этим шеститысячелетием ограничивается. О том, что не все так просто, со всей определенностью свидетельствуют два положения: во‑первых, учение, согласно которому «мир был создан старым» (т. е. со сколь угодно многолетним прошлым!), а во‑вторых, вера в то, что днем Сотворения мира является не первый, а шестой день. Иными словами, определенной протяженностью обладало уже само Сотворение.

Шумерская и египетская цивилизации появились после 3761 года от Сотворения мира. Очевидно, что, говоря о «шеститысячелетнем существовании мира», еврейская традиция имеет в виду историю человечества, именно в ней и только в ней видя главный предмет своего интереса.

Иными словами, оставаясь в рамках иудаизма, можно признавать, что человеку историческому предшествовал человек доисторический и что по истечении шести тысяч лет придет пора человека «постисторического». Однако это положение лишь яснее подчеркивает ту идею, что иудаизм сосредоточен именно на истории людей.

В таком восприятии времени, в наличии у него заранее объявленного «срока годности», заключена некоторая важная характеристика истории, а именно ее «комфортность» — ее соразмерность с человеческой жизнью, которая также ограничена известным сроком (120 лет). Причем соразмерность эта имеет вполне четкую формулу: если год жизни Брахмы в 311 040 000 000 000 раз больше года человеческого, то еврейский «исторический год» больше человеческого всего в 50 раз.

Соразмерность времен

В Торе сказано: «Когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Г‑сподню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды ее (земли). А в седьмой — суббота покоя да будет для земли, суббота Г‑сподня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не снижай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя да будет для земли. И да будет суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу. И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя времени семи этих субботних лет сорок девять лет. И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в День Искупления вострубите в шофар по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилей да будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь. Юбилеем да будет у вас этот пятидесятый год» (Ваикра, 25:2‑11).

Месяц тишрей Страница из календаря. Ксилография. Кассель. 1779–1780

Из приведенной цитаты явствует, что человека судят и милуют ежегодно в Рош а‑Шана в течение 120 лет — максимальный срок отпущенной ему жизни; и так же весь мир судят и милуют каждый пятидесятый Йом Кипур, причем ровно 120 раз — по числу лет отпущенной миру истории.

Итак, в идее Юбилея неявно заключена идея года жизни Обетованной земли, года жизни народа Израиля, а через него и всего человечества. Это означает, в частности, что в годовых и пятидесятилетних отсчетах времени обыгрываются некие фундаментальные циклы микро— и макроантропоса.

Иудаизм признает принятое у народов учение о микро‑ и макрокосмосе, используя соответствующие термины «олам катан» («малый мир») и «олам гадоль» («большой мир»). И все же в духе иудаизма естественнее было бы противопоставлять не микрокосмос макрокосмосу, а микроантропос макроантропосу, обитающему в истории и образующему историю. Не случайно на иврите «история» буквально именуется «родословной» («тольдот»). Соответственно, мировая история — это родословная человечества, своеобразная игра человеческой крови.

Прижившееся практически во всех языках греческое слово «история» означает «рассказ о былом», в то время как еврейское слово «тольдот», которое принято переводить как «история», в первую очередь означает «родословная».

Слова Торы «Эле тольдот бней Ноах» можно перевести и как: «Вот родословная сынов Ноаха», и как: «Вот история сыновей Ноаха». Тем самым «рассказ о былом» в еврейском сознании представляет собой генеалогическое древо человечества.

«Тольдот» — это общечеловеческий организм, раздробившийся после строительства Вавилонской башни на множество народов и дифференцировавшийся на множество национальных органов и тканей, среди которых Израиль занимает центральное место, иногда сравниваемое с мозгом (Маараль, Гвурот а‑Шем, 67), а иногда с сердцем. «Сказал мудрец: “Сыны Израиля среди народов подобны сердцу среди органов”» (см.: Рабби Йеуда Галеви. Сефер а‑кузари. М.: Книжники; Текст, 2009. С. 132).

Иная аналогия, позволяющая нам прояснить взгляд, отождествляющий историю с генеалогическим древом, — некоторое постоянное присутствие в мире 600 тыс. еврейских душ. Постоянство этого числа подобно постоянству членов тела или даже его клеток, которые на протяжении жизни обновляются на самых разных уровнях.

Член семьи Аттиас‑Роблс со своим генеалогическим древом. 1980

В самом деле, в результате никогда не прекращающегося обмена веществ, составляющего основу всего живого, замещаются не только химические элементы внутри живой клетки, но также и сами клетки внутри органа или ткани. Жизнь характеризуется поддержанием постоянной формы при постоянном замещении и обновлении ее содержимого. Так же и история: существующие на протяжении шести тысячелетий племена и народы постоянно обновляются в смене поколений. И тогда тем более таким цельным телом — пусть даже и с несколько иными особенностями — невольно мыслится также и все человечество, все «сыны Ноаха», функционирующие на протяжении шести тысячелетий своей истории. Таким образом, каждый народ уместно уподобить какому‑то органу, а каждого сына этого народа — клетке этого органа.

Эпителиальная аналогия

Эта аллегория станет нам ближе и понятнее, если мы расширим ее дополнительной гранью, совершив для этого экскурс в биологическую жизнь собственного тела.

Пока мы были детьми, мы и общались преимущественно с детьми. Когда мы вместе с ними выросли и стали взрослыми, то продолжили это общение уже с взрослыми людьми. Однако в течение десятилетий, выходя на улицу, мы каждый раз встречали на ней незнакомых нам детей, взрослых и стариков. Мы все время менялись, но лица в потоке человеческой толпы всегда были разделены на детей, взрослых и стариков.

То же самое происходит и в любом органе, в любой ткани, которые выглядят неизменными, но клетки которых постоянно обновляются. Так, эритроцит живет от месяца до четырех, клетка стенки сосуда — около четырех месяцев, средний срок жизни клеток в организме составляет от четырех месяцев до полугода. Только клетки кости живут год, а клетки нервных стволов, головного и спинного мозга не обновляются в течение всей жизни — замещается лишь их белок, клеточная мембрана и т. д.

Но наиболее наглядно человека можно уподобить той клетке, которая, собственно, и определяет его человеческую внешность, а именно клетке эпителия.

В течение всей жизни у человека сохраняется одна и та же прекрасно регенерирующая, хотя с годами и стареющая кожа. Не меняя своей сути, она является результатом смены сотен поколений эпителиальных клеток, причем по внешности человека, по его коже нередко можно прочитать его историю.

В истории же всего человечества бывает по‑разному: бывают затяжные международные вендетты, тянущиеся веками, но бывает и так, что через одно‑два поколения враждовавшие между собой народы как будто бы напрочь забывают о былой ненависти, торгуют друг с другом и развивают взаимный туризм. Если второй случай напоминает затянувшуюся рану, то первый — хроническую язву, которой не позволяет зажить травмирующий фактор. Так же ведет себя и кожа человека. Более того, упомянутая выше соизмеримость человеческой жизни с человеческой историей повторяется в соизмеримости жизни отдельных клеток с человеческой жизнью, что представляет приведенную аллегорию уже не просто аллегорией, а уровнем в некоей единой сквозной структуре.

Дело в том, что соразмерность продолжительности жизни эпителиальной клетки и всего человека соответствует соразмерности человеческой жизни и человеческой истории, но никак не биологической эволюции.

Действительно, зарождаясь в нижних слоях эпидермиса, в глубоких слоях кожи, молодая клетка постепенно поднимается в верхние слои, пока не достигает поверхности кожи, где и отмирает, смываемая вместе с грязью. При этом продолжительность жизни клетки кожи составляет от 15 до 45 дней, что при минимальном расчете соответствует 25 поколениям в год. Таким образом, за 120 лет человеческой жизни сменяется 300 поколений эпителиальных клеток. И это ровно те же 300 поколений людей, которые сменятся за человеческую историю (6 тыс. лет, поделенные на 20 лет, — минимальный возраст поколения).

Эпителиальная аналогия наглядно показывает связь «истории» с «родословной», то есть связь рассказа о событиях былого — чем, в частности, является Танах, — с ветвящимся человеческим родом, с телом единого человеческого организма. И как отдельной человеческой клетке отпущен месяц, а человеку, в тело которого она входит, отпущены 120 лет, так и человеческой истории («тольдот бней Ноах»), создаваемой отдельными людьми, отведены шесть тысячелетий. И так же, как клетке «уютно» в теле, человеку «уютно» в истории.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Месяц молчания

Поговорим о том, о чем говорить не надо вовсе, тем более месяц тишрей начинается с Рош а-Шана, дня, которому лишние слова только вредят. Но, как дальше станет ясно, вредят они тем, кому слова не нужны, а кто без слов не понимает, тому придется все-таки объяснять словами.

Как царь оказался в поле?

Невольно начинаешь грустить по тем временам, когда правители могли позволить себе роскошь гулять по полям без охраны (на Руси последним правителем, кому выпало такое счастье, был император Николай I). Однако не будем ностальгировать, а зададимся другим вопросом: а почему, собственно, именно в элуле «Царь» оказался «в поле»? Что заставило Его покинуть Свой дворец, во всем подобающем Ему величии, и оказаться в несвойственном Владыке окружении? Возможно и такое прочтение этой притчи: Царь оказался в поле, поскольку у Него нет Своего дома!..