Дом учения: Слово раввина

Свободное время — дар или бремя?

Берл Лазар 6 марта 2016
Поделиться

Технический прогресс экономит наше время. Сегодня рабочий день куда короче, чем был сто лет назад. Множество механизмов делают более быстрыми и удобными поездки, экономят домашний труд. У человека стало больше свободного времени. Но что с ним делать? В ответе на этот вопрос технический прогресс не поможет. Он может предложить только новые гаджеты — смартфоны, айфоны, айпады, планшеты… И мы видим, как молодое поколение часами сидит в интернете, а те, кто постарше, не отрываются от телевизора; люди идут по улицам, ничего не замечая, без конца болтая по мобильному телефону. А увлечение компьютерными играми приобретает характер настоящей эпидемии! Что же делать? Увеличивать рабочий день? Несправедливо. Отказываться от прогресса? Невозможно. Признаться, что зашли в тупик?

Слава Б‑гу, нет. Наши мудрецы, похоже, предвидели все множество проблем, с которым столкнется технологическое общество, и почти две тысячи лет назад сформулировали модели поведения, придерживаясь которых человек с максимальной отдачей использует каждый момент своей жизни. Вот что говорит нам мишна: «Тот, кто бодрствует ночью, кто бродит по дороге в одиночестве и обращает сердце свое к вещам пустым, подвергает опасности душу свою».

Некоторые наши видные раввины считают, что речь здесь идет о трех группах людей, каждая из которых неправильно проводит свободное время. Первые — это те, кто бодрствуют ночью. В наших святых книгах говорится, что человек должен спать минимум 7–8 часов в сутки. Сейчас эта истина подтверждена медицинскими исследованиями: у людей, бодрствующих ночами, возникает синдром хронической усталости, они просто не могут реализовать свой профессиональный и человеческий потенциал. Вторая группа — те, кто бродит в одиночестве по дорогам. Во‑первых, это достаточно бессмысленное времяпрепровождение, кроме того, человек подвергает себя опасности: одинокий прохожий на пустой дороге легко может стать жертвой нападения. Наконец, третья группа людей — те, кто отдает сердце пустым вещам. Такой человек вообще не понимает, зачем он живет на этом свете: он уходит в виртуальную реальность и теряет связь с обществом, близкими, друзьями. Разумеется, в этом случае душа подвергается опасности!

Впрочем, в жизни все не так просто. Иногда дела складываются так, что и ночью не поспишь, приходится куда‑то срочно идти или ехать без сопровождения. Неужели всякий раз мы рискуем своей душой? И даже пустые развлечения — неужели это так страшно? Говорят ведь: «Кончил дело — гуляй смело», — неужели после тяжелой работы нельзя немного расслабиться? Вспоминается известная мысль Алтер Ребе: он не рассчитывал, что его ученики не станут грешить, но надеялся, что они будут творить столько добрых дел, что на грехи не останется времени.

Поэтому большинство комментаторов мишны считают, что речь в ней идет все‑таки не о трех группах, а об одной: о людях, которые делают все эти три вещи вместе. О тех, для кого нерациональное использование свободного времени превращается в образ жизни. И это действительно опасно.

А решать эту проблему наша традиция предлагает просто: появилось свободное время — используй его для изучения Торы. Если ночью не спится — сядь и учись. Если случилось так, что ты идешь один по дороге, — думай о Торе. Недаром в «Шма Исраэль» прямо сказано, что надо заниматься Торой, «когда находишься в пути».

Б‑г сотворил человека так, что наш мозг работает всегда. Когда мы работаем, мозг по необходимости думает о работе. А свободное время Б‑г дал нам для того, чтобы мы использовали его для духовного роста, для получения дополнительных знаний. Заниматься же пустыми делами и рассуждать о пустых вещах — это называется «убивать время», то есть убивать часть самих себя.

В Талмуде говорится: Тора «защищает и спасает». Хасидизм учит, что Тора защищает и спасает от неправильных мыслей: такие мысли могут возникать у любого человека, но праведный всегда знает, как поступить. На этот счет есть история о человеке, который пришел к Межеричскому магиду за советом, как избавиться от дурных мыслей. У меня нет для тебя готового решения, сказал тот, поезжай к моему ученику р. Зеэву, он тебя научит. Человек едет по указанному адресу, стучит в дверь, ему не отворяют. Он заглядывает в окно и видит, что в комнате сидит еврей и учит Тору. Снова стучит — хозяин не реагирует. Долго он маялся у дверей, наконец его впускают. Хозяин спрашивает, что привело гостя. Пришел спросить, как бороться с дурными мыслями, говорит еврей. А р. Зеэв ему: так ты уже получил ответ! Ты стучал, я не открывал. Потому что я хозяин дома, мне решать, кого и когда впускать. Если ты хозяин у себя в голове — сам решай, каким мыслям открывать дверь…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жонглеры, акробаты, великолепный Храм и полное отсутствие политической борьбы

Храм, каким его представляют себе мудрецы, по сути, статичен, это мир вне времени, где вечно повторяются одни и те же действия. К широкому историческому контексту — миру империй и государств, войн и политики, который постоянно меняется, — Талмуд на удивление безразличен, несмотря на то что этот мир в значительной мере определял судьбу евреев. Мудрецы апеллировали к библейским историям и народным преданиям; сверх того они не испытывали потребности в исторических источниках.

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.

Недельная глава «Цав». Отчего умирают цивилизации

Евреи не расстались со своим прошлым. В своих молитвах мы и сегодня упоминаем о жертвоприношениях. Но евреи не стали держаться за прошлое. Не стали они искать убежища и в иррациональном мышлении. Они продумали свое будущее наперед и создали такие институты, как синагога, дом учения и школа, которые можно выстроить где угодно, чтобы они даже в самой неблагоприятной обстановке служили питательной средой для еврейской идентичности.