Издательство «Книжники» готовит к выходу в свет книгу под названием «Ехали в трамвайчике Соловей и Зайчики…». Она повествует о жизни и религиозном наследии нескольких поколений известной раввинской династии Зайчик и о пересечении судеб представителей этой династии с судьбой Мануила Соловья — выдающегося врача и ученого‑талмудиста.
В сборник вошли исследовательские статьи, одну из которых представляем вниманию читателей «Лехаима».
Рав Залман‑Нехемья Гольдберг… Отважный человек, который не любил принимать жесткие решения. Судья и мыслитель, ответивший на главные вызовы времени. После его ухода образовалась огромная пустота, и чем дольше рава Гольдберга нет с нами, тем эта пустота ощущается сильнее. Скромность раввина была настолько велика, что большинство людей, жизнь которых изменилась к лучшему благодаря его решениям, и не подозревают, кому они этим обязаны.
Современные педагоги и психологи считают, что личность ребенка формируется с первых минут рождения и определяется жизненными установками и поведением его родителей. У этой теории есть сторонники и противники, но одно обсуждению не подлежит: в еврейском мире семья, в которой воспитывается ребенок, оказывает огромное влияние на становление его личности. Происхождение рава Залмана‑Нехемьи Гольдберга только подтверждает эту теорию. Мать Фрейдель (Фрейда) Гольдберг происходит из знаменитой раввинской династии Зайчик. Ее отец, выпускник Воложинской ешивы Нехемья Зайчик, стал раввином местечка Будслав Виленской губернии по рекомендации раввинов Хаима Соловейчика и Нафтали‑Цви Берлина . Мать Фрейды Песя Зайчик (урожденная Руденская) была дочерью кантора из Воложина Яакова Руденского.
Залман‑Нехемья Гольдберг родился 28 января 1931 года. Через несколько дней после появления на свет единственного сына рав Авраам Гольдберг был арестован. Вместо празднования брита (обряда обрезания) — допросы в минском ГПУ. Раввина обвиняли в том, что он создал несколько подпольных ешив, где учил детей Торе. Офицер, который вел допрос, цинично сказал, издеваясь над заключенным: «Ты занимался чужими детьми, а твои теперь попадут в интернат и станут нормальными советскими людьми». «Б‑г не оставит моих детей», — ответил рав Авраам. Последовали суд и приговор — ссылка в Сибирь. Но за молодого раввина вступились еврейские религиозные деятели по всему миру. Через девять месяцев репрессивная машина вынужденно отпустила своего пленника. Гольдберга‑старшего не только освободили, но и разрешили вместе с семьей выехать в Ригу. Гольдберги мечтали об одном — добраться до Эрец‑Исраэль. Но разрешения на въезд в подмандатную Палестину им пришлось ждать несколько лет. В эти годы семья часто бывала в Двинске в гостях у великого раввина Йосефа Розина , гаона из Рогачева. Спустя восемь десятков лет главный судья Иерусалима Залман‑Нехемья Гольдберг будет петь за субботним столом нигуны , которые он слышал в доме великого гаона в Двинске.
В 1934 году главный раввин подмандатной Палестины Авраам‑Ицхак Кук добился для семьи Гольдберг разрешения на въезд. Авраам Гольдберг мечтал лично поблагодарить рабби Кука за спасение, но его великий тезка скончался в тот день, когда судно зашло в порт Хайфы. Символично, что в день смерти великого рабби Кука родители привезли в Эрец‑Исраэль мальчика, которому предстояло стать одним из лидеров еврейского религиозного мира. Журналисты будут называть Залмана‑Нехемью «равом, объединяющим сектора». Будучи по образованию и религиозным взглядам безусловным представителем мира литовских ешив, он всегда наглядно подтверждал, что Тора едина, молился в синагоге Хабада, возглавлял ешиву хасидов Садигура и давал уроки в бейт мидрашах ешив Иудеи и Самарии.

В первые годы жизни мальчику пришлось много переезжать из страны в страну, но зато потом семья надолго обосновалась в Иерусалиме. С детства было очевидно, что жизнь мальчика будет связана с изучением Торы. Это было предопределено не только традициями семьи, но и тем, что у него рано обнаружились способности к обучению: удивительная память и необычайная усидчивость. Юного Залмана‑Нехемью приняли в ешиву «Хеврон». Эта ешива была основана в 1924 году учениками и раввинами легендарной «Слободки», которые уехали в Эрец‑Исраэль от преследований советской власти. Через пять лет после основания ешивы двадцать четыре ученика были убиты в страшном погроме; оставшиеся в живых восстановили ешиву в иерусалимском районе Геула. Именно там и начал учебу Залман‑Нехемья Гольдберг. Сегодня его имя упоминается наряду с другими знаменитыми выпускниками, ставшими гордостью еврейского мира и сформировавшими мировоззрение и убеждения современного ашкеназского и сефардского еврейства.
Процесс обучения в ешивах не регламентирован годами и семестрами. У каждой — своя история, атмосфера и особенности преподавания. В основе, как и в светском мире, — личности раввинов‑преподавателей. Поэтому очень часто люди, серьезно изучающие Тору и добивающиеся в этом больших успехов, переходят из одной ешивы в другую, чтобы иметь возможность получить знания от выдающихся раввинов.
В 1944 году в Бней‑Браке появилась ешива «Поневеж». Несмотря на то что эту ешиву фактически создали заново, ее имя было и остается одним из самых громких в еврейском мире. Ешива «Поневеж» была основана в Литве в 1908 году. Как и ешива «Слободка», она была одним из столпов литовского направления в иудаизме. В годы Холокоста раввины и ученики сотен ешив, в том числе «Слободки» и «Поневежа», были уничтожены. Глава ешивы рав Йосеф‑Шломо Каханеман , который успел покинуть Литву вскоре после прихода советской власти в 1940 году, через четыре года создал новую ешиву под прежним названием. Именно сюда, к раву Каханеману, пришел учиться Залман‑Нехемья. Глава «Поневежа» сразу отметил выдающиеся способности ученика.

Рав говорил о юном Гольдберге, что его ум «играет, как скрипка». Рав Каханеман считал, что для его ученика изучение Торы происходит как бы само по себе. Как игра — это сущность музыкального инструмента, так и изучение Торы — это сущность рава Залмана‑Нехемьи Гольдберга.
Однако в «Поневеже» Залману‑Нехемье удалось провести всего несколько лет: продолжить учебу в этой ешиве помешала семейная трагедия. Погибла его сестра, молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Ее убил один из снарядов, которыми в 1948 году Иордания обстреливала еврейскую часть Иерусалима. Для родителей это была страшная трагедия. Чтобы помочь в их горе и не оставлять одних, рав Гольдберг вернулся из Бней‑Брака в Иерусалим. Спустя долгие десятилетия он будет говорить, что до сих пор чувствует себя виноватым перед равом Каханеманом и другими учителями. Вообще, раву Гольдбергу с юности и до самой смерти была присуща особая деликатность. Даже в том мире, где умение быть неравнодушным к другому человеку считается одним из главных душевных качеств, рав Залман‑Нехемья выделялся особой эмпатией. Один из его сотрудников вспоминал, как был свидетелем участия рава в церемонии халаки, первой стрижки волос трехлетнего мальчика. Раву было трудно подняться со стула, малыша подвели к нему, но он, улыбнувшись мальчику, попросил, прежде чем резать локон, поставить ребенка спиной. Рав не хотел, чтобы острые ножницы напугали малыша.
Именно сочетание удивительных душевных качеств и выдающихся способностей к учебе дало молодому раввину шанс, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. В 1954 году он женился на Рахели Оуэрбах, старшей дочери рава Шломо‑Залмана Оуэрбаха . В религиозном еврейском мире, где, как уже говорилось, происхождение очень и очень важно, вступить в такой брак — по сути, все равно что породниться с одним из королевских домов Европы. Ведь тестем рава Гольдберга стал величайший раввин второй половины ХХ века! Постановления рава Оуэрбаха были уникальным сочетанием фундаментального подхода на основе Торы и внимания к новым открытиям и достижениям науки и технологий. В своем молодом зяте рав Оуэрбах видел способности к продолжению этой традиции. При поддержке семьи рав Гольдберг начал активно преподавать, а также, сдав экзамен по законам еврейского судопроизводства и получив звание даяна, стал участвовать в заседаниях еврейского религиозного суда бейт дина.

С молодости рав Гольдберг не любил публичных дискуссий, он всегда предпочитал прекратить спор, если понимал, что собеседник не готов отступиться от своей точки зрения. Когда к раввину приходили за консультацией, он всегда делился предположениями, но не навязывал свое мнение, давая возможность спрашивающему самому определять путь вперед. Часто он скрывал участие в решении той или иной сложной проблемы, и теперь, когда прошли годы и десятилетия, мы так и не узнаем, какое влияние рав Гольдберг оказал на решение важнейших алахических вопросов и общественных проблем.
Для людей, которые смотрят на религиозную жизнь с некоторой дистанции, работа мудрецов Торы представляется каким‑то непонятным «пережевыванием» текстов, созданных несколько веков назад. Но это представление далеко от истины. Правильнее было бы сравнить изучение Торы с фундаментальной наукой, раскрывающей законы существования Вселенной. Именно этим и занимаются лучшие умы еврейского народа: они раскрывают законы, по которым Всевышний управляет миром. Соответственно, и рав Гольдберг объяснял в своих решениях, как та или иная проблема вписывается в картину Вселенной Всевышнего и как ее решить, опираясь на религиозный закон — Алаху. При этом со свойственной ему скромностью рав Залман‑Нехемья подчеркивал, что псак , то есть решение рава, являющееся законом, не имеет автоматической силы. Это решение может быть как правильным, так и неправильным. Если другие знатоки Торы сочтут доводы рава убедительными, то такому решению надо следовать, а если нет, то его можно игнорировать.
«Следует знать, — писал он, — что алахические принципы строятся при помощи интеллекта, но на уже существующей основе. Решая проблему, можно говорить или уточнять то, что мы нашли у мудрецов прошлого. Так же, как врачи не изобретают новых правил, а только учатся на опыте, на новых открытиях, которые они обнаруживают в творении, созданном Б‑гом».
Проблемы приходилось решать самые разнообразные. Например, рав Гольдберг настаивал, что Алаха требует уважения законов об интеллектуальной собственности и соблюдении авторских прав. В ответ тем, кто утверждал, что в Торе таких законов нет, раввин привел решение одновременно и неожиданное, и остроумное. Речь идет о законах, регулирующих сохранение частичной собственности при продаже. В Талмуде в качестве примера такого закона говорится о сделке, когда хозяин продает овцу, но сохраняет за собой право на часть шерсти животного. Такая норма подтверждает, что современный правообладатель также частично сохраняет право собственности на свой продукт.
И это лишь один пример из тысяч и тысяч решений, которые были приняты равом Гольдбергом. Он был одним из крупнейших специалистов в области коммерческого и семейного религиозного права. Кроме того, от его постановлений иногда в буквальном смысле зависели жизнь и смерть.
В конце 1970‑х годов в еврейском религиозном мире сильнейшие споры вызвала новая технология ЭКО, помогающая решить проблему бесплодия. Возможность зачатия ребенка «в пробирке» породила множество вопросов: допустим ли этот метод с точки зрения еврейского права? Если использована яйцеклетка одной женщины, а ребенка вынашивает другая, кто будет считаться биологической матерью? Может ли замужняя женщина выносить чужого ребенка или отдать свою яйцеклетку? Как быть, если одна из этих женщин нееврейка? Казалось, что споры по этим вопросам затянутся на долгие годы, и тогда этот путь будет навсегда закрыт для тысяч семей из еврейского мира. Требовалась большая отвага, чтобы даже принимать участие в такой дискуссии, не говоря уже о том, чтобы дать ответ.
Рав Гольдберг был одним из тех раввинов, которые брали на себя ответственность за непростые решения. Как подчеркивал сам рав в ответах специальной комиссии: мы стоим перед очень непростым выбором, в данном вопросе мы не можем идти традиционным путем, который разрешает существование нескольких мнений. Здесь необходимо однозначное решение, потому что, даже если большинство раввинов придерживаются одной точки зрения, но хотя бы маленькая группа считает иначе, это может создать проблемы для ребенка, зачатого «в пробирке».
Раввину пришлось внимательно вникать во все обстоятельства процесса, как медицинские, так и законодательные. Его решение было однозначным: если подобный путь для женщины, желающей иметь детей, единственный, то следует под должным контролем разрешать ЭКО и суррогатное материнство. Более того, рав Гольдберг лично дал письменное разрешение тридцатилетней религиозной вдове стать суррогатной матерью для ребенка бездетной пары.
Спустя три десятилетия рав Гольдберг участвовал в решении другого вопроса, также вызвавшего споры в еврейских кругах, — о добровольном донорстве органов. Здесь проблема состояла в том, что еврейский закон и медицина по‑разному смотрят на непростой вопрос: а когда же именно наступает смерть? Если медицина считает исходной точкой в этом вопросе гибель мозга, то Алаха — остановку сердечной деятельности. И опять такое, казалось бы, неразрешимое противоречие требовало одновременно взвешенности и отваги. Тем более что кнесет , также обсуждавший этот вопрос, уже одобрил закон о донорской карте, исходя из мнения медиков. Величайший законодатель поколения рав Йосеф Эльяшив еще на стадии обсуждения резко осудил этот закон и призвал религиозных депутатов проголосовать против. Крупнейшие раввины ультраортодоксальной общины убеждали сторонников подписывать специальный отказ от пожертвования органов. Это обсуждение стало еще одним поводом для раскола между светской и религиозной частями страны. Взаимные обвинения не утихали, и казалось, что выхода из этой ситуации нет. И тут последовало решение рава Гольдберга, названное журналистами «землетрясением».
Совершив революционный шаг в Алахе, раввин Залман‑Нехемья постановил, что «еврей, соблюдающий Тору, может подписать карту трансплантации органов». При этом он подчеркнул, что решать человек должен только сам, но обязательна консультация авторитетного раввина, специалиста в вопросах медицины и еврейского закона.
В еврейском мире очень многие мудрецы известны не под собственными именами. Раши и Рамбам , Мальбим и Хатам Софер…
С 1798 года — раввин города Матерсдорфа в Австро‑Венгрии, где создал ешиву, ставшую одной из крупнейших в стране. С 1806 года — главный раввин Пресбурга (совр. Братислава), перенес туда свою ешиву. Стоит у истоков развития иудаизма последних столетий. Боролся с реформизмом в иудаизме.
Это анаграммы из собственных имен или названий написанных ими книг. Давняя традиция, которая сегодня почти забыта. Но вот раву Гольдбергу дали имя, которое было одновременно и анаграммой, и самой точной характеристикой. Его называли а‑Гарзен. Это слово в переводе с иврита означает «топор» и составлено по начальным буквам его имени и титула: гаон рав Залман‑Нехемья. Каждое решение рава своей отточенностью, силой и окончательностью в самом деле было похоже на удар топора.
Авторитет и уникальный талант рава Гольдберга позволили ему занять самую высокую ступень в судебной системе — должность главного судьи Бейт дина (Верховного раввинского суда) в Иерусалиме.
Среди еврейских религиозных законов есть такие, в которых решение судьи определяет судьбу не только одного человека, но и всех его близких — как уже ушедших в мир иной, так и живых, и будущих детей и внуков. Одна из самых сложных проблем — вопрос агунот, или «соломенных вдов». Так называют женщину, муж которой либо пропал без вести, либо жив и здоров, но не живет с ней и отказывается дать жене разводное письмо — гет. Такая женщина, иногда еще очень молодая, оказывается в совершенно безвыходной ситуации. У нее нет возможности снова выйти замуж. Если же она вступит в новый брак, то ее дети приобретают статус незаконнорожденных, мамзеров. Далеко не каждый судья готов брать на себя решение таких дел. А ведь часто речь идет не только о личных семейных драмах. Например, в течение нескольких лет решался вопрос о статусе евреек, мужья которых погибли в теракте 11 сентября 2001 года в Нью‑Йорке, и их тела так и не были обнаружены. Однако чаще всего речь идет о женщинах, чьи мужья просто отказываются давать гет. Кто‑то делает это из мести, кто‑то не хочет выплачивать крупную денежную сумму, а кто‑то и вовсе не намерен считаться с чьими‑то «религиозными предрассудками».
В 1993 году раввин Мордехай Уиллиг, один из руководителей престижного учебного заведения — Ешивы‑Университета (Yeshiva University) в Нью‑Йорке и судья Бейт дина США, разработал специальный брачный договор в дополнение к традиционной еврейской ктубе. Такое соглашение обязывает мужа давать жене гет, если она требует развода; в противном случае муж выплачивает крупный штраф. Благодаря такому подходу удалось преодолеть серьезный кризис в американской еврейской общине, где женщины опасались заключать религиозный брак. Этот договор неоднозначно восприняли в еврейском религиозном мире, многие назвали его нарушением законов о браке. В самом деле, по духу закона Торы никто не может силой принудить мужа дать гет жене. В разгар споров рав Гольдберг объявил, что принимал участие в составлении текста документа и полностью поддерживает его.
Подпись рава Гольдберга скрепляет многие документы бейт дина о разводе евреек из бывшего Советского Союза. Рав Ицхак Зильбер , самый знаменитый русскоязычный раввин Израиля, многие годы ездил по республикам СНГ, разыскивая мужей и уговаривая их дать согласие на религиозный развод. По возвращении в Израиль он прямо с самолета приезжал в дом рава Залмана‑Нехемьи, а тот всегда встречал его одной и той же фразой: «Сначала поешь…»
И в этом тоже весь рав Залман‑Нехемья, которого вспоминают не только как великого религиозного лидера, но и как человека чрезвычайно тонкого и душевного. Вспоминают его скромность, заботу о ближнем, удивительный свет личности и простоту. Если вдруг на месте не оказывалось секретаря, то он сам снимал трубку телефона и просматривал необходимые документы, чтобы быстрее решить проблему позвонившего. В многочисленных поездках по Израилю он всегда пользовался общественным транспортом и не стеснялся читать во время поездки светские газеты. А вот отдыхать после обеда дома он мог, например, с книгой Шимона Шкопа «Шаарей Йошер», одной из самых сложных книг по Алахе, созданных за два столетия. Только в последние годы жизни ученики уговорили его пользоваться такси. И вот однажды они застали раввина стоящим на улице около вызванной машины: он не решался разбудить заснувшего таксиста.

Ездить раву Гольдбергу приходилось много. Как напишет после его ухода один из учеников: «Он был слишком открыт для сотрудничества с Государством Израиль в глазах многих харедим и был слишком хареди (т. е. богобоязнен) в глазах модернистов». В реальности это означало, что в жестко секторальном обществе, каким был и остается современный Израиль, рав Гольдберг был одним из редких исключений: он стремился найти общий язык и с ашкеназами, и с сефардами, и с ультраортодоксальными общинами, и с хасидскими дворами, и, разумеется, с религиозными сионистами. Залман‑Нехемья Гольдберг давал уроки в крупнейших ешивах Иерусалима и в маленькой ешиве городка Кдумим в Самарии. Наряду с работой в бейт дине он возглавлял сначала ешиву «Садигура» в Иерусалиме, а потом и ешиву института «Махон Лев» .
Часто рав Гольдберг вел себя самым необычным образом, но при этом в его действиях было столько мудрости и достоинства, что никто не воспринимал это как вызов, наоборот, всем было очевидно, что причина этого — редкое желание и умение показать величие Торы и любовь к еврейскому народу. Тому народу, который проходит сквозь века, не меняясь и оставаясь единым.
Еще одним делом, которое стало памятником его знаниям, опыту и пониманию Торы, была «Талмудическая энциклопедия», главным редактором которой он проработал несколько лет. О том, как создавалась эта энциклопедия, говорили так: есть три способа написать для нее статью. Первый — потратить много месяцев, подбирая материал. Второй, более современный, — собрать необходимую информацию за пару недель поисков в интернете. Третий, самый быстрый, — обратиться к «компьютеру», выпущенному в 1930‑х годах, по имени рав Залман‑Нехемья Гольдберг, и он напишет нужную статью за полчаса.
В августе 2020 года раву стало плохо во время вечерней молитвы. Он из последних сил произнес молитву «Слушай, Израиль» и упал, не успев закончить маарив . В машине скорой помощи он пытался подняться на носилках, чтобы прочитать амиду, молитву, которую трижды в день произносит каждый религиозный еврей. В приемном покое поставили диагноз: обширный инсульт. Неделю весь мир молился о его выздоровлении, но 20 августа 89‑летний рав Залман‑Нехемья Гольдберг вернул свою душу Создателю мира.
День его смерти выпал на неделю, когда читают главу «Шофтим», «Судьи». Она начинается с повеления Всевышнего поставить в Израиле честных и добросовестных судей, чтобы они решали судьбы людей. В одном из многочисленных некрологов напишут, что «в небесном суде во время чтения главы “Шофтим” не смогли обойтись без нашего великого даяна».
Через полгода вслед за мужем ушла и раббанит Рахель Гольдберг, урожденная Оуэрбах. Но остались их дети, внуки и правнуки. Сыновья и зятья великого рава сегодня хорошо известны в религиозном мире. Из 100 сегодняшних даянов более 70 называют себя учениками рава Гольдберга. Тысячи гордятся тем, что сдавали ему экзамены на смиху — право называться раввинами. Но место рава Гольдберга остается навсегда за ним. Как кресло в синагоге, которое никто не решится занять. Рав Гольдберг был и остается высшим воплощением смирения, благочестия и знания Торы. Это не обязательно ведет к славе, но делает мир намного ярче.
Великий мудрец и учитель рав Залман‑Нехемья Гольдберг, также известный в мире Торы как а‑Гарзен, оставил огромное научное, талмудическое и эпистолярное наследие, работа над изданием которого еще ведется.
Обычно мудрецы Торы, занятые преподаванием Талмуда и «Шульхан аруха», редко успевают при жизни издать много трудов. Чаще всего их сочинения бережно собирают и сохраняют для потомков ученики, но в силу своей особенной просветительской деятельности и чрезвычайной широты натуры рав Залман‑Нехемья оставил нам множество трудов, написанных им самим и изданных при его непосредственном участии. Самый грандиозный труд, значение которого невозможно переоценить, — это издание «Талмудической энциклопедии», многотомный проект, начатый по инициативе главного раввина Израиля Меира Бар‑Илана в 1947 году и продолжающийся в наши дни. На сегодня издан 51 том энциклопедии. Рав Залман‑Нехемья был ее главным редактором начиная с 1990 года, а с 2014‑го — и главным «контролером»: занимался сверкой текста, его научной редакцией и проверкой цитат до самой смерти в 2020 году.
Рав Залман‑Нехемья давал сотни уроков по Устной Торе, по «Шульхан аруху» в разных городах Израиля. Сохранились записи его уроков по Талмуду в ешивах разных направлений — от ешивы религиозного сионизма в поселении Кдумим и ешивы «Керем Бе‑Явне» до ешив литовского и хасидского направления. Долгие годы рав Залман‑Нехемья был главой колелей хасидов Садигуры и Хабада. Им были написаны труд «Ор а‑моадим» («Свет праздников»), семитомный труд «Мишпат арох», в котором он последовательно излагает свое понимание Алахи, трактатов Ришоним и Ахроним, «Шульхан аруха» и поским, сборник респонсов (вопросов и ответов) «Биньян Ариэль». Рав Гольдберг — автор сотен статей в различных периодических изданиях по Торе и Алахе.
Но самое главное в его наследии — это огромное количество письменных и устных ответов на вопросы аврехов, студентов ешив, просто частных лиц в письмах, на различных встречах, в самых разных ситуациях. Многие его прецедентные решения труднейших вопросов Алахи были поистине судьбоносными. И рав не боялся принимать на себя ответственность за такие решения там, где другие отступали, не желая связывать себя с непопулярной истиной. В частности, он много занимался самыми сложными и наиболее актуальными вопросами практической Алахи, в том числе медицинской. Так, например, у него вышло много респонсов по вопросам эвтаназии, запрещенной еврейским законом. В ответ на подробный критический разбор своей статьи, выполненный равом Ицхаком Гальпериным в одном из журналов по Алахе, он писал так: «Возрадовалось мое сердце тому, что мой друг и учитель раввин Ицхак Гальперин потрудился над моим ответом и послал стрелы своих замечаний во все детали моего труда, показавшиеся ему неясными. Мысли людей различаются на всех путях, доступных разуму, тем более в вопросах Талмуда, глубокого, как море. Поэтому счел я нужным записать свои соображения по этим вопросам и надеюсь, что принесу этим пользу читателям». И далее рав Гольдберг с присущей ему скромностью разбирает одно из сложнейших мест «Шульхан аруха», в котором рав Моше Иссерлес, автор комментария «Мапа», включенного в текст «Шульхан аруха», разрешает убрать кусочек сахара с губ умирающего, даже если он удерживает его душу в мире. Рав Залман‑Нехемья проводит тончайший анализ текста и доказывает, что это не может быть источником разрешения «гуманного убийства».
Рав Гольдберг был чрезвычайно сведущ и в вопросах методики изучения Торы. Так, рав Залман‑Нехемья развил учение рава Салантера о важности закрепления Торы до фиксации ее принципов в подсознании. Он создал практический метод запоминания Торы путем выделения основных итогов сугьи с последующим многократным повторением. Это было революционным шагом в технике изучения Торы: до этого упор делался на точность запоминания всего текста, что зачастую затрудняло возможность последующего закрепления и повтора. Много книг по урокам рава Гольдберга написали его ученики, в частности рав Эли Седан (книга «Доле у‑машке»), рав Исраэль бен Шахар (книга «Нетив мицвотеха»). Как уже говорилось выше, множество статей и постановлений рава относились к области медицинской Алахи. Его статьи и выступления на научных раввинских конференциях, посвященных медицинской Алахе и этике в медицине, объединены в тематические сборники. Можно сказать, что рав Залман‑Нехемья Гольдберг создал мощное здание Торы, и масштабы его деятельности нам еще предстоит оценить в будущем, когда издание трудов рава Гольдберга будет завершено.
Инженер и раввин из Глубокого
Ровесник века, свидетель перемен
