трансляция

JNS: Стремительный рост движения Хабад‑Любавич «противоречит логике»

Дебора Файнблюм 29 ноября 2017
Поделиться

Как накормить толпу из 5600 голодных раввинов и прочих гостей, многие из которых только что слетелись со всех концов света? Если спросить кейтеринговую компанию Greenwald Caterers, они посоветуют начать с 2,5 т мяса, 10 палет напитков и 40 ящиков помидоров. И не забудьте о 5600 чашках кофе.

Компания Greenwald организовала питание для участников ноябрьской международной конференции посланников Любавичского Ребе, прошедшей в городе Бейонн, штат Нью‑Джерси. В важнейшем событии года, 44‑м форуме «Кинус а‑шлухим» (съезде посланников) приняло участие рекордное количество хабадников (5600 человек), включая 4700 посланников. Раввины съехались на конференцию из таких отдаленных уголков мира, как Новая Зеландия, Таиланд и Конго.

Традиция проведения съездов началась в 1983 году, когда рабби Менахем‑Мендл Шнеерсон, которого его последователи с любовью называют «Ребе», поручил своему личному секретарю Йеуде Кринскому (он сейчас является председателем хабадного Центра по делам образования — «Мерказ ле‑инъяней хинух») возглавить конференцию раввинов Хабада в Северной Америке. В октябре 1983‑го около 65 раввинов собрались в штаб‑квартире движения Хабад‑Любавич в Бруклине для обмена идеями и опытом и взаимной поддержки.

Раввин Исроэл Шмоткин присутствовал на самом первом съезде и с тех пор приезжает на каждый Кинус. Вот уже полвека он занимает пост главного посланника Ребе в штате Висконсин и был свидетелем астрономического роста масштабов как самого съезда, так и движения в целом.

«И на общих заседаниях, и на отдельных рабочих совещаниях можно найти огромное множество новых инновационных идей для образовательных программ и мероприятий и подходов к решению проблем, с которыми мы все сталкиваемся, а также настоящий обмен опытом, — рассказывает Шмоткин JNS.org. — Это помогает каждому выйти из своего маленького местечка и внезапно увидеть себя частью масштабной миссии, накрепко спаянной с жизнью каждого, кого коснулся Хабад. Чувствуется потрясающий дух единства и энтузиазма».

Посланники движения Хабад‑Любавич со всего мира позируют для групповой фотографии на 44‑й ежегодной конференции «Кинус а‑шлухим» в ноябре.

В речах, прозвучавших на съезде, был отмечен тот факт, что 23 года спустя после смерти Любавичского Ребе движение продолжает расти в геометрической прогрессии. В октябре этого года Уганда стала сотой страной мира, в которой открылось постоянное представительство движения Хабад. Рабби Моше Раскин со своей женой Йохевед и сыном Менахемом‑Мендлом открыли первый Дом Хабада в столице Уганды Кампале, добавив еще один центр к 3500 организациям, уже существующим в мире. Услугами различных организаций и служб движения Хабад (включая сайт Chabad.org) каждый год пользуются миллионы евреев.

Движение Хабад‑Любавич называет себя самой крупной еврейской организацией в мире, и ведущие специалисты в области еврейских общин согласны с такой оценкой.

«Никто не может с ними сравниться», — говорит Марк Розен, эксперт по еврейским организациям и профессор программы «Хорнштейн» — профессиональной программы подготовки еврейских лидеров в Университете Брандайза, недавно завершивший исследование хабадных образовательных программ для университетских кампусов.

В чем же причина роста движения Хабад‑Любавич? Одним из основных факторов, возможно, является сохранение и распространение бесчисленных аудио и видеозаписей проповедей Ребе и его комментариев к Торе, а также 32 томов, содержащих лишь небольшую долю из тех сотен тысяч писем, что он написал в ответ на постоянный поток обращенных к нему вопросов.

«Это первый случай за всю историю, когда собрание мудрости великого учителя Торы сохраняется благодаря цифровым технологиям, — говорит представитель Хабада раввин Мотти Зелигсон. — Таким образом, Ребе продолжает наставлять нас спустя годы после смерти».

Еще один широко признанный фактор успеха движения Хабад — личная преданность делу посланников Ребе, которые вместе с семьями переезжают в самые отдаленные уголки мира — Индию, Лаос и Сибирь, для того чтобы служить представителям еврейских общин повсюду, где бы они ни находились.

«Для них это не работа, а миссия, — объясняет Розен JNS.org. — Они не напрашиваются на повышение по службе и не уходят домой ровно в 17.00. Напротив, они решили посвятить всю жизнь делу распространения иудаизма среди евреев повсюду, где в этом есть необходимость, поэтому добиваются хороших результатов».

Хабад «любит и принимает каждого еврея безусловно, где бы он ни был, — добавляет Розен. — Цель хабадников заключается не в том, чтобы заставить всех стать такими, как они, а в том, чтобы помочь каждому сделать очередной шаг на пути к еврейству. Такой подход привлекает к движению Хабад даже тех, кто в ином случае никогда не заинтересовался бы ортодоксальным иудаизмом».

Ребе по‑прежнему служит источником вдохновения для 4700 посланников и членов их семей во всем мире.

«Связь посланников с ним по‑прежнему существует, — утверждает Розен. — Хотя Ребе нет уже более 20 лет, его учение продолжает направлять их. Они не настаивают на том, что эту связь должны чувствовать все без исключения, но сами постоянно ощущают его присутствие в своей жизни».

И свои, и чужие упоминают и третий компонент формулы Хабада. Это успешная передача новому поколению страстного стремления к распространению и налаживанию традиционной еврейской жизни. Во время ноябрьского «Кинуса» прошел съезд 1100 юных посланников в возрасте 8–14 лет.

«Было здорово. Мы играли вместе с ребятами из Швейцарии, Дании и Франции, — рассказывает 10‑летний Хаим Блесофски. — Мне просто нравится идея помогать евреям укреплять связь с иудаизмом и создавать крупные еврейские общины в тех местах, где их пока не существует».

«Весь смысл движения Хабад в том, чтобы готовить новое поколение лидеров», — говорит мать Хаима Наоми Блесофски, которая вместе с мужем и родителями руководит общинным центром Хабада в городе Йорба‑Линда, штат Калифорния.

«Когда мы были молодыми, нам всегда говорили: “Нужды всех евреев превыше ваших собственных”, — вспоминает она. — Теперь и наши дети знают, что ответственность за движение вперед лежит на их плечах, но это не бремя, а привилегия».

Раввин Йосеф Кантор вместе с женой Нехамой руководит общинными центрами Хабада в Таиланде. Он рассказал JNS.org: «На конференции “Кинус а‑шлухим” я сообщил молодым раввинам, что, хотя их влияние на каждого еврея, встретившегося им на пути, невозможно определить количественно, оно несомненно имеет место».

В Таиланде Канторы накормили более 100 тыс. человек, многие из которых были израильтянами, самостоятельно путешествующими с рюкзаками по Азии после службы в армии; они заглядывали в Дом Хабада в поисках кошерной пищи и теплого еврейского приема.

«Ребе научил нас, что дело не в том, чтобы иметь последователей, а в том, чтобы помочь другим обнаружить в себе и проявить лидерские качества», — говорит раввин Кантор.

По данным отчета «Портрет американцев еврейского происхождения», опубликованного исследовательским центром Пью в 2013 году и ставшего предметом оживленных дискуссий, в наше время связь евреев с официальными еврейскими организациями слабеет. Почему же другие организации не последовали примеру движения Хабад?

Модель любавичского хасидизма «невозможно воспроизвести, так как ей невозможно просто следовать — ее необходимо проживать», — объясняет Розен, разделяя мнение своего коллеги по Университету Брандайза Джонатана Сарны о том, что «никто не мог даже представить, что самой мощной движущей силой в жизни еврейского народа в XXI веке станет такое ортодоксальное религиозное движение, как Хабад».

«Это противоречит логике, — говорит Розен о подъеме движения. — Должно быть, существует некая высшая истина, недоступная нашему пониманию, которую наши социологические методы пока не в силах ухватить». 

Оригинальная публикация: Chabad’s massive growth rooted in several key ingredients, yet ‘defies logic’

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Непреднамеренная дружба: раввин среди мормонов

«Вышло забавно, потому что это была первая публичная менора в Солт‑Лейк‑Сити и евреи принялись спорить об этом. Они пытались бороться с ней всеми возможными способами, но ничего не могли сделать. А мормоны как раз настроены были иначе. Хинкли сказал мне, что слышал о Ребе и с большим энтузиазмом отнесся к нашему присутствию в Юте». Глава мормонской церкви сообщил раввину Зиппелю, что верит в его миссию и тот может рассчитывать на него как на друга и сторонника.

Star Tribune: «Только здесь по‑настоящему видишь красоту, что создал Б‑г»

В Южной Дакоте постоянно действуют две синагоги, а еврейские общины существуют более 150 лет, но Алперовиц приехал сюда ради тех, кто чувствует себя в изоляции и не ощущает принадлежности к общине, вне зависимости от того, религиозны они или ни разу не молились с самого детства. С тех пор как он появился в городе, те, кто посещает его занятия и приглашает его в гости, совершенно потеряли голову от радости. Некоторые плакали. Другие останавливали его на улице, чтобы порасспросить. «Я ходячий символ иудаизма, — говорит он. — Нравится мне это или нет».