Дом учения : Учение хасидизма

Смысл изгнания

Йеуда Векслер 30 июня 2016
Поделиться

На первый взгляд картина мира, которую рисует учение хасидизма, содержит в себе непримиримое противоречие. С одной стороны, нам говорят, что результатом изучения Торы и исполнения заповедей является очищение и освящение мира; с другой — что мрак сегодняшнего изгнания сгущается непрерывно, буквально со дня на день. Да мы и сами видим воочию, что действительность, увы, никак не свидетельствует о том, что окружающий нас мир становится чище и лучше, — скорее наоборот!.. И уж совсем непонятно утверждение, что как раз сгущающийся мрак изгнания — лучшее доказательство того, что Освобождение совсем близко!

Формулировка благословения, произносимого по утрам каждым евреем «…заповедавший нам заниматься Торой», на языке оригинала использует глагол, означающий ведение дела, бизнеса. Когда человек занят своим бизнесом, он думает о нем постоянно, иногда тот снится ему даже ночью. Какова цель ведения бизнеса? Получение прибыли. Вот точно так же и изучение Торы, а в более широком смысле и все служение Всевышнему — должно иметь своей целью «получение прибыли».

Продолжая это сравнение, отметим еще один его аспект, имеющий первостепенное значение в рамках нашей темы. Каждый деловой человек знает, что основа любого бизнеса — капиталовложение. Однако, по сути дела, капиталовложение — это убыток, потеря денег. Правда, лишь на время, так как затем, если бизнес успешный, прибыль покрывает первоначальный убыток и приносит дополнительный капитал. Как гласит Писание: «Иной расточает, да увеличивает свое [footnote text=’Мишлей, 11:24.’]богатство[/footnote]».

Эта особенность прямо относится к объекту нашего сравнения. Нисхождение души в тело, на первый взгляд, является серьезным падением для души и наносит ей огромный ущерб. Прежде она находилась на высочайшей ступени, откуда слетела в мир, полный скверны и зла, на самое «донышко» сотворенного мира, и облачилась в физическое тело, где ее приняли в свои объятия животная душа и дурное начало! Поистине, «с высокой крыши — да в [footnote text=’Талмудическое выражение. См., напр., Хагига, 5б.’]глубокую яму[/footnote]».

Однако это падение — своего рода инвестиция, обещающая в будущем получение прибыли, несравнимо превосходящей первоначальный ущерб. Ибо нисхождение души создает возможность проявления святости в самом нижнем из миров.

Мольба. Мане‑Кац. 1955. Музей Мане‑Каца, Хайфа

Мольба. Мане‑Кац. 1955. Музей Мане‑Каца, Хайфа

Душа спускается в этот мир, прежде всего, чтобы исправить физическое тело человека и его [footnote text=’См. «Танья», ч. 1, гл. 37.’]животное начало[/footnote]. Поскольку намерение Творца состоит в том, чтобы именно этот материальный мир, самый нижний из миров, превратился в «жилище» для Него, необходима тяжелая и упорная работа по превращению этого мира в форму, способную воспринять саму Б‑жественную Сущность. Высокие духовные миры не годятся для этой цели именно по причине того, что они — духовные, чистые и святые. Творец захотел, чтобы «жилье» для Него возникло именно из своей противоположности: из мрака и скверны.

Так что «прибылью», которая компенсирует первоначальную «инвестицию», должно стать превращение тьмы в свет. Свет, возникающий из мрака, имеет колоссальные преимущества перед светом, который был таковым всегда: он несоизмеримо выше него и не ограничен никакими рамками. В высших мирах нет возможности достичь этого преимущества, поскольку в них нет ни мрака, ни скверны, ни злого начала. Только здесь, в самом нижнем из миров, полном скверны, человеку предоставлена возможность такого служения, целью которого является превращение мрака в свет, а скверны — в святость.

Так что нет большего «капиталовложения» и большего «убытка», чем низвержение души со светлых Б‑жественных высот в мрачную трясину скверны. Однако этот «убыток» приносит самую большую «прибыль», которая только возможна: раскрытие Б‑жественного света в материальном мире.

Объясняется в [footnote text=’Там же.’]«Танье»[/footnote], что весь материальный мир состоит из великого множества частей, каждая из которых имеет прямое отношение к одной определенной еврейской душе. То есть число составных частей мира равно количеству всех душ Израиля в прошлом, настоящем и будущем. Каждая душа прорабатывает — очищает и освящает — свой участок мира, а все души в целом — весь мир целиком.

Эту работу можно представить себе по‑разному. Например: еврей отдает деньги, которые заработал честным трудом, бедняку, или для нужд синагоги, или ради поддержания ешивы, исполняя тем самым заповедь о [footnote text=’Благотворительность.’]цдаке[/footnote]. Или возьмем торговца тканью. Прежде чем товар поступит к нему в магазин, над ним работают немало людей: изготовляют сырье, превращают его в материал, обрабатывают его и доставляют по назначению. Но это, что называется, лишь капля в море, а косвенно в общий процесс производства оказывается вовлечена еще масса народа. В частности, изготовители машин и станков, необходимых для производства ткани, следят за их работой и ремонтируют их по мере надобности. Вся эта длинная цепочка получает духовный подъем тогда, когда наш еврей отдает деньги на благотворительность. Это относится даже к пище, которую съели все, кто трудились для того, чтобы наш еврей заработал деньги и отделил от них надлежащую часть для цдаки! Получилось, что каждая — даже самая незначительная — часть этой цепочки действий приобрела самую возвышенную цель: служение Всевышнему.

Понятно, что всю эту грандиозную работу по очищению и освящению материального мира способен охватить Своим взглядом только Сам Всевышний. Лишь Он знает, кто должен работать и над чем, какая часть мира и кем должна быть проработана и каким именно образом. Однако одно ясно без малейших сомнений: в мире нет ничего, что не было бы связано с Израилем и Торой. Все, что имеется в мире, обладает определенным предназначением, приданным ему Творцом ради Торы и ради Израиля, и должно помочь еврею исполнить его служение. Ведь Всевышний не сотворил в мире ничего лишнего, а Тора дана именно здесь, на земле. Из этого ясно, что все, что есть в мире, должно быть связано с Торой.

Но если так, напрашивается вопрос: как находит каждый еврей ту часть мира, которая имеет прямое отношение именно к его душе? Бааль‑Шем‑Тов дает такое объяснение. Сказано в Торе: «Г‑сподь направляет [footnote text=’Теилим, 37:23.’]шаги человека[/footnote]». Это означает, что когда еврей приходит на какое‑то место, то не имеет значения, какие частные интересы побудили его к этому, — на самом деле это Всевышний его привел туда. Именно там — тот участок мира, который должен быть проработан его душой, именно там находятся те «искры святости», которые его душа должна отобрать у скверны и возвратить в святость. Никто другой не в состоянии проделать работу, предназначенную для какого‑то одного определенного еврея, а данный участок мира не может быть очищен и освящен кем‑то другим. Бааль‑Шем‑Тов объясняет, что именно этим намерением Творца объясняются события, которые с точки зрения человеческого разума представляются ошибкой или заблуждением. Например, если еврей пошел не по той дороге или что‑то помешало ему прибыть туда, куда он хотел, истинным фактором является Провидение, приведшее его туда, где нашему еврею уготована предназначенная для его души работа.

Провидение управляет всей жизнью еврея, предоставляя ему возможность выполнить свою миссию в мире. Он делает покупки, воображая, будто действует абсолютно свободно, а на самом деле Всевышний «подсовывает» ему материал для работы; он едет отдыхать, думая, что выбрал место для отдыха, руководствуясь какими‑то личными соображениями, а на самом‑то деле это Всевышний послал ему нужные сведения и придал его мыслям такое направление, чтобы он добрался до той «искры святости», которую только он способен освободить из плена сил скверны.

Вот для чего, в самом общем плане, наши души приходят на землю. Вот каким образом материальный мир становится чище и духовнее, а вместо мрака скверны начинает светить Б‑жественный свет, причем именно свет наиболее высокий: образовавшийся из своей противоположности, из мрака. И вот благодаря чему душа достигает, в конечном счете, ступени несравненно более высокой, чем та, с которой она спустилась на землю.

Теперь понятно, почему нисхождение души в материальный мир сравнивается с бизнесом. Как деловой человек соглашается понести убыток ради того, чтобы впоследствии получить бóльшую прибыль, так душа лишается высших откровений ради того, чтобы затем создать еще более высокий свет, преобразованный из мрака, и внести свою лепту в осуществление намерения Творца: раскрытия смысла существования самого низшего из миров.

Есть тут одна деталь, имеющая для нас немалое значение. Обычно, когда хотят получить бóльшую прибыль, стараются, чтобы начальный капитал был больше. Малый капитал приносит малый доход, а большой — во много раз больше. Поэтому когда видят, что кто‑то, основывая новое предприятие, вкладывает в него много денег, то сразу понимают, что этот человек рассчитывает получить значительную прибыль — гораздо большую, нежели та сумма, которую он потратил вначале.

Точно так же обстоит дело с нисхождением души на землю. Возможен сценарий, при котором в мире не слишком темно и препятствий, мешающих душе выполнить свое служение, не слишком много. Так было в те времена, когда существовал Храм. Однако возможно и такое положение вещей, когда путь, который должна пройти душа до облачения в тело, значительно удлиняется и осложняется, из‑за того что и сам мир спустился на более низкую ступень, — как это происходит во время сегодняшнего изгнания. Здесь первоначальный «убыток» возрастает во много раз: душа спускается не только в физическое тело, но также пребывает «в изгнании» в самом теле. Однако понятно, что когда капиталовложение возрастает, то и будущая прибыль становится во много раз больше.

Мольба (квадриптих). Мане‑Кац. 1952. Музей Мане‑Каца, Хайфа

Мольба (квадриптих). Мане‑Кац. 1952. Музей Мане‑Каца, Хайфа

Так что же это за прибыль — дополнительная к освобождению из изгнания? Сказано в Гемаре: «Отправил Святой, благословен Он, Израиль в изгнание в среду народов единственно ради того, чтобы присоединились к нему [footnote text=’Псахим, 87б.’]“геры”»[/footnote]. Это значит, что смысл изгнания как наказания за грехи — лишь самая внешняя часть его смысла. На более глубоком уровне изгнание вообще не является наказанием: оно содержит в себе чрезвычайно важную положительную цель: чтобы к Израилю «присоединились “геры” (прозелиты)». Но много ли «геров» в действительности присоединились к Израилю за столь долгое время нашего изгнания? Так можно ли сказать, что ради горстки «геров» — пусть даже чрезвычайно праведных — весь народ Израиля должен страдать сотни лет?! Конечно же нет! Поэтому объясняется в учении хасидизма, что «геры», которых имеет в виду Гемара, — это не только люди, но также «искры святости», рассеянные в мире, которые между народами находятся в положении «геров», пришельцев. Всевышний изгнал евреев из их страны и рассеял в среде народов мира ради того, чтобы те, занимаясь Торой, исполняя заповеди и работая в мире в качестве посланцев Всевышнего, исполняющих свою миссию, «освободили» эти «искры» и вернули их в сферу святости, — что совершенно аналогично гиюру, который проходит нееврей, превращаясь в «гера».

И тут мы обнаруживаем тот же закон ведения бизнеса. Так же, как спуск души в этот мир в самом общем плане имеет своей целью получение «прибыли» в будущем, свет, возникший из мрака, и дополнительный спуск, когда душа пребывает в изгнании, имеет своей целью лишь получение новой «прибыли»: отбор «искр святости», рассеянных в мире, и возвращение их на надлежащую высоту.

Мы видим, что мрак изгнания непрерывно сгущается. Но мы уже знаем, что это означает излияние еще большего света: чем больше мрака сначала, тем больше света потом. Ведь Творец пожелал, чтобы «жилище» для Него было создано именно в самом нижнем из миров. Ясно, таким образом, что материальный мир потенциально содержит в себе все необходимые для этого условия. Но, для того чтобы они реализовались, все негативные качества мира должны достичь своей кульминации — тем поразительнее будет результат!

Ради этого сотворил Всевышний мрак и изгнание — ради того, чтобы евреи своим служением трансформировали их в свет и грядущее Освобождение.

Сказанное дает нам возможность увидеть в ином свете смысл существования мира и того, что в нем происходит. Тот, кто замечает лишь внешнюю сторону вещей, может возразить: вы говорите, что с помощью Торы и заповедей очищаете и освещаете мир, но ведь мрак в мире нисколько не уменьшается — наоборот, со дня на день он все больше сгущается! То есть мы должны видеть все больше света, когда реальное положение вещей прямо противоположно вашим словам!

Однако теперь мы знаем, что ответить на эти возражения. Действительно, мир находится в процессе очищения, который уже приближается к своему завершению. И сгущение мрака является неотъемлемой частью этого процесса. В предшествовавших поколениях очищались верхние уровни мира, а теперь процесс очищения затронул его низшие — самые последние — уровни. Поэтому сам факт, что в мире становится все темнее и темнее, свидетельствует о том, что процесс очищения все более ускоряется и близится к своему завершению.

Поэтому, строго говоря, спуска здесь нет. Наоборот, состояние мира ясно указывает на то, что мы уже стоим на пороге завершения всего нашего служения и наступления последнего, истинного и полного Освобождения, когда «станет Г‑сподь Царем над всей [footnote text=’Зхарья, 14:9.’]землей…»[/footnote].

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ненавидеть грех, а не грешника

Все мы сыновья Б‑га единого — а радоваться горестям брата недопустимо, даже если в данный момент ты с ним в плохих отношениях. Ведь получается, что ты радуешься падению другого человека не потому, что тот его заслужил, а потому, что это твой «враг».

Записки об аресте

12 тамуза еврейский мир отмечает День освобождения шестого Любавичского Ребе рабби Иосефа-Ицхака Шнеерсона. Ребе был брошен в ленинградскую Шпалерную тюрьму за религиозную деятельность. Приговор к смертной казни ему заменяют десятилетней ссылкой в Соловки, в свою очередь замененной трехлетней в Кострому. Благодаря вмешательству мировой общественности и, без сомнения -- Всевышнего, 12 Тамуза Ребе был извещен о полном освобождении.

Месяц тамуз и падение Иерусалима

Говоря о трагических событиях месяца тамуз, в первую очередь мы вспоминаем вавилонскую осаду Иерусалима в конце эпохи Первого храма. Согласно традиции, именно в этом месяце осаждавшие пробили брешь в городских стенах. Иерусалимский Талмуд сообщает: городские стены были пробиты 17 тамуза. Однако библейский рассказ об этой трагедии позволяет предположить, что к этой дате было завершено взятие города, начавшееся раньше, 9 тамуза...