Сейчас, когда наша община запускает проект «Сидур в каждый дом», мое внимание привлекло письмо, автор которого задает вопрос: зачем мы молимся, какая польза от молитвы для нас, наших близких, для всего мира?.. Этот человек пишет: «То, что вы не жалеете сил и средств, чтобы массовым тиражом издать молитвенник и подарить его каждой еврейской семье, говорит о том, что для вас очень важно, чтобы каждый еврей мог ежедневно молиться. Я понимаю, это часть нашей традиции. Но я не понимаю, какая от этого польза. Однажды я молился за выздоровление близкого мне человека <…> а человек умер. Так какой смысл в молитве, если самые важные наши просьбы не исполняются?»
Проблема поставлена серьезная. Чтобы найти ответ, надо понять, что такое наши молитвы. Если мы внимательно читаем сидур, мы видим, что большинство молитв имеют одинаковую структуру: сперва прославление Б‑га, затем наша просьба к Нему и в конце благодарность за Его дары. Возникает ряд вопросов. Зачем славить Г‑спода? Зачем Ему наши похвалы — тем более что мы хвалим Его за то, что Ему самому прекрасно известно. Опять же, зачем просить Г‑спода, ведь Он есть Высший Разум, Он по определению знает, что человеку нужно, причем знает куда лучше, чем сам человек. И зачем каждый раз благодарить за Его дары? Он нам дает жизнь и всяческие блага, потому что Он суть Высшее Добро, Он нас любит, а не потому, что рассчитывает на благодарность!
Ответ на эти вопросы один: молитва нужна не Ему, а нам. И главная задача молитвы — не получить что‑то, чего нам хочется, а стать ближе к Б‑гу, установить с Ним связь напрямую.
Мы живем в непростом мире, постоянно сталкиваемся с новыми вызовами и новыми угрозами. Нам все время нужно бороться с неуверенностью, внутренними страхами, ощущением бессилия. А что может быть лучше в такой ситуации, нежели контакт с Самым Мудрым, Самым Добрым и Самым Сильным?.. Мы Его прославляем и тем самым успокаиваем себя; Его благодарим — и тем самым напоминаем себе, что Он обязательно поможет.
Чтобы в полной мере это осознать, рассмотрим значение слова «молитва». В русском языке оно связано с глаголами «молить», «умолять». Но в языке святой Торы слово «тфила» происходит от глагола «пилель» — «полагать», «рассчитывать», «верить». Через молитву мы рассчитываем напрямую контактировать с Б‑гом и верим, что такой контакт нам на пользу. Хасидская традиция связывает со словом «тфила» и выражение из мишны «тофель кли херес», «лепит глиняный сосуд». Из контекста следует, что человек создает своими усилиями новую реальность: «лепит себя с Б‑га», как Б‑г сотворил человека «по образу и подобию Своему». То есть молитва — это своего рода медитация, позволяющая объединить себя с Б‑гом и обрести радость и уверенность в себе.
Психологи провели исследование среди группы бизнесменов. Их спросили, как каждый из них проводит первые полчаса своего рабочего дня, получают ли они от этого получаса заряд энергии, чтобы лучше работалось дальше. Оказалось, что занятия, которые считаются самыми продуктивными, — проведение планерки, работа с письмами, просмотр ленты новостей, звонки деловым партнерам — как раз ухудшают настроение. Это и понятно: большинство информации, которую человек получает, не совпадает с тем, на что он надеется. А бизнесмены, которые по утрам думают о том, что у них уже есть, черпают заряд оптимизма, который позволяет работать более продуктивно.
Состояние таких бизнесменов сравнимо с тем, что дает нам молитва. Когда человек славит Б‑га, он дает самому себе позитивный заряд: вот, дескать, какой у меня замечательный партнер по жизни… Когда человек благодарит Б‑га, он получает еще один заряд положительных эмоций: он ценит свою жизнь, полученную в дар от Б‑га, ценит то, что Б‑г ему уже дал, и приобретает уверенность в том, что и дальше Он не оставит: поможет, подскажет, если надо, и выведет на верный путь. Ну а когда мы просим Г‑спода, молитва подсказывает, как важно понять самим, что нам реально нужно, и соизмерять наши просьбы с этим пониманием.
Наши мудрецы учат, что любую молитву Б‑г слышит и исполняет, только не всегда полностью. Почему не всегда? Потому что человек ограничен в своих суждениях о мире, о себе и о ближних. Наши желания не всегда соответствуют нашим истинным нуждам и подлинным интересам тех, за кого мы просим. Понятно, если близкий человек на пороге смерти, ты просишь Г‑спода совершить чудо и послать ему выздоровление. Но Б‑г глубже видит и лучше знает: если миссия человека в жизни выполнена, зачем продлевать его дни в этом мире? Не лучше ли душе освободиться от телесной оболочки, с ее неизбежными болями и хворями, и подняться в лучший мир?.. Кстати, это не значит, что не надо молиться за исцеление: в Мире грядущем душа получает награду, в том числе благодаря молитвам, которые были ради нее прочитаны.
Ежедневное общение с Высшим Разумом — это сверхпозитивный шанс, который надо использовать по максимуму. Каждая наша молитва несет добро нам самим, нашим близким и всему окружающему миру.